DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, повышение престижа профессии педагога и система учета талантливой молодежи: итоги бенчмаркинг-тура в Калининград

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, повышение престижа профессии педагога и система учета талантливой молодежи: итоги бенчмаркинг-тура в Калининград

Чтобы выстроить эффективную систему сопровождения талантов, важно постоянно обучаться, развивать свои компетенции и получать новый опыт. Участие в бенчмаркинг-туре – прекрасная возможность для достижения этих целей. Данный вид стажировки позволяет познакомиться с лучшими образовательными практиками регионов России, чтобы перенять новые идеи и реализовать их у себя. Университет Талантов дает возможность наставникам, победившим в «Олимпиаде наставников», директорам школ Татарстана и всем специалистам, работающим с одаренными детьми, участвовать в бенчмаркинг-туре, чтобы совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи нашей республики.

В ноябре Университет Талантов организовал директорам школ для одаренных детей Татарстана бенчмаркинг-тур в Новосибирск. Города для стажировок выбираются по наличию практик, которые эффективно работают в сфере развития одаренных детей в тех или иных регионах.

С 9 по 12 декабря руководители направлений и наставники Университета Талантов приняли участие в образовательной стажировке в Калининград. Участники бенчмаркинг-тура познакомились с организацией работы с одаренной и талантливой молодежью, а также имели возможность пообщаться с представителями Института развития образования, Центра работы с одаренными детьми и Министерства образования Калининградской области. В образовательной стажировке приняли участие руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка молодежи» Университета Талантов Аделя Ахметова, руководитель направления «Событийный менеджмент и управление проектами» Университета Марсель Гараев, а также победители «Олимпиады наставников» в 2017 году – учитель информатики и английского языка, коррекционный педагог-логопед Школы Иннополис (г. Иннополис) Мария Зайцева, заведующая отделом интеллектуального развития, педагог дополнительного образования Городского дворца творчества детей и молодежи № 1 (г. Набережные Челны) Венера Зарипова и педагог дополнительного образования лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Зеленодольск) Резеда Багатова.

Аделя Ахметова поделилась, что первая встреча Университета Талантов с сотрудниками Центра работы с одаренными детьми (ЦРОД) Калининградской области состоялась весной 2016 года, когда Университет Талантов только начал свою деятельность. Центр, находящийся в поселке Ушаково Калининградской области, обладает развитой инфраструктурой и базируется на базе бывшего детского лагеря. На базе проходят различные образовательные программы по подготовке к олимпиадам, также ребята знакомятся с проектной деятельностью. Школьники работают совместно с методистами и педагогами над развитием проектов в течение года, затем демонстрируют свои результаты на различных форумах. Например, на форуме «Янтарные искры» школьники представляют реальные прототипы изобретений экспертам профильных компаний, предприятий которые могут дать рекомендации по дальнейшему продвижению проекта. По результатам форума компании помогают в реализации наиболее успешных проектов.

Благодаря сотрудничеству ЦРОД со школами, вузами и предприятиями всей страны воспитанники центра имеют возможность работать с преподавателями вузов и представителями предприятий для решения различных задач. Центр также реализует совместный класс с компанией «Samsung», где ведется модульное обучение, а также организовывает летние профильные смены.

В Калининградской области выстроена своя система выявления одаренных детей. Отбор воспитанников идет не только с помощью конкурсов. ЦРОД вместе с Институтом развития образования области и Балтийским федеральным университетом имени Канта (БФУ) разрабатывает предметные задачи, которые направляются в школы. По итогам конкурсных испытаний ребята, показавшие лучшие результаты, могут реализовывать свой потенциал в ЦРОД. Учреждение также является оператором телевизионной программы «Умники и умницы».

– Университет Талантов очень близок с ЦРОД по ценностному компоненту, мы оба говорим, что талантливы все, важно только создавать условия. Мы надеемся, что нам удастся выстроить сотрудничество с ЦРОД и создавать совместные образовательные программы для ребят из двух регионов, – отмечает Аделя.

Наставники Университета Талантов познакомились с деятельностью школы № 28 Калининградской области. В школе действует рейтинговая система, которая складывается из многих параметров. Классные пространства организованы более свободно, идет вовлечение ребят в индивидуальные проекты. Наставники Университета Талантов отметили, что каждый представитель  педагогического коллектива увлечен своей работой и работает на результат, чтобы ученики могли получить качественное образование.

Участники тура познакомились и с деятельностью детского технопарка «Кванториум», один из квантумов которого находится на базе ЦРОД, другая – в столице области. Технопарк тесно сотрудничает с предприятиями. Образовательная программа кванториума на каждой из ступеней рассчитана на 3 месяца. В течение этого времени ребят знакомят с азами проектной деятельности, вовлекают в проекты. Один из воспитанников кванториума создал робот – сортировщик янтаря для янтарного завода, в итоге руководство предприятия предложило автору проекта работу. Кванториум сотрудничает и с зоопарком. Чтобы предотвратить деградацию животных, связанную с ограничением пространства, воспитанники создали головоломку-тренировку для попугая ара. Дети изучали зоопарк в течение двух недель, готовили расчеты в кванториуме, разрабатывали конечный продукт в зоопарке. Этот проект будет запущен в следующий весенне-летний период.

– Нам бы хотелось видеть больше примеров такого сетевого взаимодействия с компаниями и предприятиями в Татарстане, ведь в нашей республике очень много развитых промышленных предприятий и высокий экономический потенциал, – подчеркнула Аделя.

Калининградская область занимает небольшую территорию, поэтому расстояния между муниципалитетами небольшие. В регионе работают 172 школы. Из-за мобильности школ реализуются сетевые образовательные программы между образовательными учреждениями. Например, школьники Калининградской области наряду с обучением в школе получают азы профессии в колледжах. Также ведет свою работу Центр развития компетенций, который реализует программу дополнительного образования с профессиональным уклоном. Ребята занимаются с профессорами БФУ по инженерному, технологическому, медицинскому, IT, языково-педагогическому направлениям и могут на практике изучить особенности своей будущей профессии. Данная программа начала осуществляться с 1 октября этого года.

Министерство образования Калининградской области работает над повышением престижа профессии педагогов. Ведется подготовка будущих педагогов с дальнейшим сопровождением к поступлению в университет. Со стороны муниципалитета организован бесплатный съем квартиры. Результатом этой деятельности стало повышение конкурса на педагогические специальности в вузе. Наставники Университета Талантов также познакомились с рейтингом школ по трем уровням, где победителям каждой ступени выделяются ресурсы для дальнейшего развития. Институт развития образования ведет персонализированную программу повышения квалификации педагогов раз в три года. У каждого педагога есть входное тестирование, где выявляются его сильные стороны и «зоны роста», по итогам которого каждому учителю индивидуально подбираются образовательные модули. Также они могут развивать свои метапредметные компетенции.

Кроме того, участники бенчмаркинг-тура узнали про систему учета каждого одаренного ребенка в Калининградской области. В специальную систему «Контингент» вносятся сведения о каждом победителе или призере конкурсов, в его портфолио отражается вся информация о молодом человеке. Также существуют специальные стипендиальные программы. Министр образования Калининградской области лично встречается с директорами школ, чтобы выявить дефициты и получить предложения для развития системы образования.

– Отрадно, что представители образования Калининградской области тепло отзываются о Татарстане. Во время начала реализации своих проектов они знакомились с организацией образовательной деятельности в Татарстане. Поэтому у нас есть точки соприкосновения. Нам приятно видеть и понимать, что наш опыт применяется. Мы вернулись с бенчмаркинг-тура в Татарстан с новыми идеями, целями. Я приехала с понимаем работы с Университетом Талантов, а именно, мне бы хотелось рассмотреть сетевое взаимодействие со школами и вузами республики, также есть желание, чтобы у каждого наставника был свой индивидуальный план развития, и чтобы Курс «Управление продюсированием талантов» мог учитывать его желания и стремления. Хочется организовать и партнерские программы с Республиканским олимпиадным центром, – говорит Аделя.

Представителей управления образования Калининградской области заинтересовал опыт сопровождения одаренной молодежи в Университете Талантов, а также вовлечение предприятий в работу с молодежью, и трек развития наставников Университета Талантов. В свою очередь, наставники, участвовавшие в бенчмаркинг-туре, смогут реализовать накопленные в Калининграде знания и идеи в дальнейшей работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Венера Зарипова, наставник Университета Талантов, рассказала о своем участии в бенчмаркинг-туре:

– Это моя первая стажировка, организованная Университетом Талантов. Такие поездки обогащают, ведь здесь мы взаимодействуем с коллегами, получаем бесценный опыт, перенимаем идеи в качестве «лайфхаков» для своей работы. Мне было полезно взаимодействие с Единой независимой ассоциацией педагогов Москвы, которая предложила новый подход в работе с детьми. Например, они предлагают вовлекать детей в создание фильмов и видеороликов на основе сюжетов притч. Для нас это совершенно новое направление, и хотелось бы это использовать в работе для воспитания наших детей.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов