DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Новости

Анонсы, интервью со студентами, экспертами и наставниками, информация о новых мероприятиях, материалы для саморазвития и другие новости Университета Талантов

Камила Багавеева: «Проектная деятельность — это возможность сделать мир лучше»

24 сентября 2024

Камила Багавеева: «Проектная деятельность — это возможность сделать мир лучше»

В этом году Камила Багавеева стала призером заключительного этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по направлению «Новые материалы». О своей любви к химии, большом исследовании коррозии и об участии в программе «Сириуса» она рассказала в нашем интервью.

В школе нам задавали проекты с самого первого класса, поэтому можно сказать, что я занимаюсь этим уже несколько лет. Но более серьезно к проектной деятельности подошла только в 9 классе, когда стала подавать заявки на масштабные конкурсы.

Например, я приняла участие в смене «Гранты СИБУРа». Нефтегазохимическая компания СИБУР проводит ее для одаренных детей из регионов. Программа помогает развивать компетенции, отвечающие требованиям СИБУРа к «инженеру будущего», и готовит к поступлению в вузы на профильные направления.

Вместе с командой мы работали над кейсом «Новые реалии катализа». Нашей задачей стало найти замену катализаторам для нефтегазохимической промышленности. По результатам смены мы заняли первое место!

Разработку собственного большого проекта я начала на «Сириус.Лето: начни свой проект». Эта программа — отличная возможность для тех, кто не может придумать тему и не знает, как работать с проектом. Я обожаю химию, поэтому, когда изучала проектные задачи, выбрала тему, близкую к моей сфере интересов. 

С ребятами из команды и наставником мы ездили в Лабораторный корпус Университета Талантов, где и готовили наш проект. Он называется «Исследование влияния криогенной обработки металлографическим методом на коррозионную стойкость стали 30ХГСА и на появление межкристаллитной коррозии алюминиевых сплавов».

В России ущерб от коррозии достигает около 3-4% ВВП страны ежегодно. Эффективным методом борьбы с ней является криогенная обработка металла, которая осуществляется при сверхнизких температурах. Она помогает продлить срок службы изделий и снизить затраты на их обслуживание и эксплуатацию. 

Мы проверяли, как криогенная обработка влияет на коррозионную стойкость сплавов, и использовали температуру жидкого азота -196 ℃. Сначала брали образцы с криогенной обработкой и без, создавали коррозионную среду, ждали, пока появится коррозия, а после исследовали ее под микроскопом. 

Мы узнали, как защищать свою разработку и отвечать на вопросы экспертов, а затем презентовали проект на республиканском этапе. 

Этот же проект я отправила на «Большие вызовы». Подготовиться к конкурсу мне помогла трехдневная программа «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Мы работали над своими проектами, общались с экспертами и настраивались на заключительный этап, где нас ждало тестирование и собеседование.

Я сильно волновалась перед собеседованием, хотя в Университете Талантов мы разбирали вопросы, которые мне могут задать. Прямо во время интервью по техническим причинам у нас прервалась связь с экспертом. В этот момент я подумала, что у меня ничего не получится. Поэтому, когда узнала, что стала призером, не могла поверить. Все же очень приятно осознавать, что проект, над которым я работала весь учебный год, помог мне занять призовое место на всероссийском уровне.

Сейчас мое исследование завершено. Теперь я бы хотела разрабатывать проекты, связанные с высокомолекулярными соединениями. Это поможет мне понять, готова ли я связать свою жизнь с этой сферой после окончания школы.

После заключительного этапа меня пригласили на образовательную проектную программу «Большие вызовы» в «Сириус». Поначалу было непросто: я не ожидала такого активного темпа работы. Все дни напролет мы находились в инновационных лабораториях, а после занимались самостоятельно, готовились к предзащитам. Еще было важно наладить взаимоотношения с командой, ведь конечный результат зависел от наших общих усилий. 

Наш проект для компании СИБУР получил название «Умные композиционные материалы с перестраиваемой полимерной матрицей». Умные полимерные материалы в настоящее время могут совершить революцию в различных областях промышленности — все благодаря их способности изменять свои свойства под воздействием внешних факторов. Под руководством наставников мы исследовали витримеры — новый класс полимеров. Они обладают эффектом памяти, адаптивностью и способностью к самовосстановлению.

Проектная деятельность помогает развить навыки, которые пригодятся в будущем — например, на защите курсовых и дипломных работ, диссертаций. Также это возможность изучить то, на что нет ответов в интернете и других общедоступных источниках, создать что-то уникальное и сделать мир лучше. А еще дипломы призеров и победителей проектных конкурсов — хороший вклад в портфолио, которое пригодится при поступлении в вуз. 

Всем, кто хочет добиться успеха в проектной деятельности, я советую не расстраиваться, если что-то не получается. Когда я начинала работать над проектом, то сама не до конца разбиралась в теме. Но глубже изучив ее, я смогла стать призером «Больших вызовов». Задавайте вопросы наставникам, общайтесь с командой — поддержка единомышленников в этом деле очень важна.

Арина Попова: «Стремление к идеалу — это ключ к успеху»

26 августа 2024

Арина Попова: «Стремление к идеалу — это ключ к успеху»

Увлечение химией и проектной деятельностью привело Арину Попову к призерству в конкурсе «Большие вызовы» и участию в программе в «Сириусе». Об исследовании экологических проблем и разработке проектов Арина рассказала нам в рубрике «История успеха».

Проектной деятельностью я начала увлекаться в 7 классе, когда поступила в Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). В лицее есть все условия для разработки проектов — профильные занятия, методист по проектной деятельности Багатова Резеда Гумаровна, оборудование, организация работы в лабораториях КНИТУ и большая поддержка любой инициативы.

Тогда же я узнала про Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» от методиста лицея. Это крутая возможность для самореализации, поэтому я решила подать свой проект «Диспергенты для ликвидации разливов нефти в арктических морях» на направление «Освоение Арктики и Мирового океана». Созданием проекта я занималась совместно с наставником — ассистентом кафедры ХТПНГ КНИТУ Дилярой Фаткуллиной.

Арктика — один из самых уязвимых регионов планеты с особыми природными ценностями. Разливы нефти там могут привести к серьезным экологическим катастрофам, а восстановление экосистемы после таких инцидентов занимает много времени. Кроме того, разливы сопряжены со значительными экономическими потерями для стран, занимающихся добычей нефти в данном регионе. 

Лучшим методом ликвидации разливов в таких условиях считается физико-химический метод. Он включает в себя использование диспергентов. Это вещества, которые разбивают нефтяное пятно на многочисленные мелкие капельки и перемещают нефть с поверхности воды в толщу. Там они уже поглощаются природными микроорганизмами. Таким образом диспергенты ускоряют естественное рассеивание нефти. В рамках проекта я создала диспергент на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ).

Подготовиться к участию в «Больших вызовах» мне помог «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Программа подняла мой проект на новый уровень, я получила много интересной, полезной информации и положительной обратной связи от экспертов. 

Заключительный этап конкурса начался с тестирования. Было несложно, нужно было просто включить логику. Следующим этапом стало собеседование. Порадовало, что эксперты спрашивали не только про проект, но и про меня саму. Например, были вопросы: «Как ты работаешь в команде?», «Какими навыками обладаешь?», «Почему именно ты должна пройти дальше?». Я достойно ответила на каждый из них.

Я считаю, что у меня действительно хороший проект, ценный не только для конкретного региона, но и для всей страны. Особенно, для компаний в нефтегазовой отрасли. Поэтому ожидала, что окажусь в списке призеров. Это прибавило мне уверенности в себе и подарило путевку в Образовательный центр «Сириус» на проектную программу «Большие вызовы».

Поездка в «Сириус» летом — это прекрасная возможность и отдохнуть, и продуктивно поработать! Вместе с командой из шести человек мы разработали исследовательский проект «Комплексная оценка загрязненности морским мусором на примере Черного моря» для Государственного океанографического института (ГОИН).

Мы шесть раз ездили на разные пляжи побережья Сочи. Осматривали их на предмет биологических индикаторов, оценивали рекреационную нагрузку, брали пробу воду и анализировали ее на биопланктон, составляли кадастр микрочастиц, вели полевые дневники и отчеты. Результаты работы подробно описали в статье.

Выяснилось, что в Черном море есть мусорные скопления, которые в результате штормов попадают на берег. Также в загрязнении не последнюю роль играют заводы, находящиеся поблизости. Ну и, конечно, нельзя исключать человеческий фактор: мы заметили много бумажек, пластиковых стаканчиков, окурков, которые, очевидно, оставили люди. Все это наносит ущерб морским экосистемам.

Я считаю, что забота об окружающей среде должна быть закреплена на федеральном уровне. Нужно донести до людей, что если мы будем продолжать мусорить, то останемся жить на большой свалке. 

Мне очень нравится заниматься проектной деятельностью, и «Большие вызовы» — не единственный конкурс, в котором я участвовала. Например, в апреле я заняла второе место в секции «Техносферная экологическая безопасность (в нефтегазовой отрасли)» конкурса научно-исследовательских проектов «Ступени». Он проводится каждый год для учащихся «Газпром-классов».

Проекты позволяют развиваться творчески, ведь нужно придумать то, чего еще не было. А работа в команде формирует множество навыков, которые невозможно получить в одиночестве. Я перехожу в 11 класс, буду готовиться к экзаменам и поступлению в вуз, но про проекты забывать не буду.

Всем проектникам я советую стремиться к совершенству. Идеала невозможно достичь, но стремление к нему — это ключ к успеху. 

Арина Кузьмина: «”Большие вызовы” — отличная возможность для продвижения проекта»

21 августа 2024

Арина Кузьмина: «”Большие вызовы” — отличная возможность для продвижения проекта»

В июле в Образовательном центре «Сириус» завершилась программа «Большие вызовы», в которой приняла участие и Арина Кузьмина — призер заключительного этапа одноименного конкурса. В интервью Арина рассказала о своем проекте и прохождении всех этапов «Больших вызовов».

Мой проектный путь начался после 6 класса, с поступления в Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). 

В лицее есть направленность на разработку проектов, с нами на постоянной основе работает методист по проектной деятельности. К тому же, я учусь в «Газпром-классе», где мы получаем опыт исследовательской работы совместно с учеными, участвуем в мероприятиях от компании — слетах, фестивалях и олимпиадах.

В 10 классе я разработала проект «Синтез азотсодержащих соединений — потенциальных ингибиторов коррозии». Моим наставником стала Роза Геннадьевна Тагашева — доцент кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г.Х. Камая» КНИТУ, кандидат химических наук.

На сегодняшний день сильно страдает добыча и транспортировка нефти и газа из-за коррозии и ее продуктов: было много случаев утечки и отравления окружающей среды. А починка оборудования и его замена стоят дорого. Поэтому необходимы ингибиторы, которые замедляют и предотвращают процесс коррозии. Чем шире линейка ингибиторов, тем более подходящую под индивидуальные условия трубопровода ингибиторную композицию можно подобрать.

Я ставила несколько вариантов синтеза, но результат принес только последний. Он дал хороший продукт, который потенциально может обладать свойствами ингибитора. И, поскольку я всей душой болею за свой проект, то решила отправить его на разные конкурсы, в том числе и на «Большие вызовы». Этот конкурс — отличная возможность для продвижения, не подать заявку было бы большой ошибкой.

Подготовиться к конкурсу мне помогла программа «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Это были очень активные три дня: мы общались с экспертами, слушали лекции, дорабатывали проекты. Благодаря этому на республиканском этапе конкурса я стала призером в направлении «Новые материалы» и прошла на заключительный.

Заключительный этап «Больших вызовов» проводится в два этапа:

  1. Тестирование было несложным, все задания оказались решаемыми.
  1. Собеседование. С экспертом — Сорокой Людмилой Станиславовной, кандидатом химических наук и доцентом «Отделения химической инженерии» Томского политехнического университета — мы общались около получаса. Она дала мне ценные советы по проекту.

Конечно, я очень волновалась перед защитой и думала, что не пройду дальше. Главное, о чем стоит помнить во время выступления — эксперты тоже люди, которые могут уставать. Поэтому я просто всем советую улыбаться — это всегда поднимает настроение. Рассказывайте о своем проекте, будто выступаете в очередной раз перед своим научным руководителем, и делайте это с воодушевлением.

Когда я увидела себя в списке призеров заключительного этапа, это принесло мне внутреннее ощущение уверенности в себе. Я поняла, что не хуже других и не зря столько работала.

Как призер, я отправилась на научно-технологическую проектную программу «Большие вызовы» в Образовательный центр «Сириус». Я даже не ожидала, что проектная деятельность займет там большую часть времени. Но сейчас понимаю, что так было нужно.

Самое главное на таких программах — это люди. У нас было потрясающие кураторы! А с преподавателями мы были «на одной волне», хотя ранее они не взаимодействовали со школьниками и впервые участвовали в «Больших вызовах», как и большинство участников нашей команды. Преподаватели признались, что тоже переживали, но звезды сошлись, и все прошло удачно!

Всего в нашей команде было 9 школьников. Совместно мы трудились над проектом «Полимер для натрий-ионных аккумуляторов — безопасный гибкий электролит». Каждому из нас досталась своя роль. Мне — химик-аналитик, другим — инженер-технолог, химик-технолог, инженер-тестировщик и т.д. У всех ребят разные сферы интересов. Возможно, учиться вместе нам бы не удалось, но вот работать в одной команде было комфортно. Например, я совсем не разбираюсь в компьютерах и IT. У нас были ребята, которые взяли это на себя — делали презентацию и сайт с учетом пожеланий остальных членов команды.

В итоге мы разработали аккумулятор, который работает на ионах натрия и содержит в себе полимер в качестве электролита. Он имеет ряд преимуществ над жидкостными и литий-ионными аккумуляторами, поскольку делает запас энергии более дешевым и безопасным процессом.

Впереди у меня 11 класс, который я посвящу подготовке к ЕГЭ. Но, если получится, снова подамся на «Большие вызовы». В дальнейшем я очень хочу продолжать проектную деятельность. Ведь с каждым новым проектом я лучше понимаю производственные процессы, с которыми, возможно, в будущем придется работать. 

Если вы хотите, чтобы ваша разработка стала успешной, найдите себе наставника и заручитесь его поддержкой. Также посещайте специальные программы — например, тот же самый «Проектный коллайдер». Вы сможете увидеть выступления других ребят, оценить их уровень подготовки и понять, как можно развивать собственный проект с помощью конкурсов.

Как прошла программа «Большие вызовы» в «Сириусе»

25 июля 2024

Как прошла программа «Большие вызовы» в «Сириусе»

С 1 по 24 июля в Образовательном центре «Сириус» состоялась научно-технологическая проектная программа «Большие вызовы» для призеров и победителей заключительного этапа одноименного конкурса.

В 2024 году программа проходит уже в девятый раз. В этот раз она собрала 436 школьников из 71 региона страны. На программу также отправилась сборная Республики Татарстан из 16 человек.

Ребята работали над задачами от крупных компаний, вузов и научных институтов в 14-ти направлениях, а теперь готовы поделиться своими впечатлениями.


«Когнитивные исследования»

В рамках направления участники разработали проект «Подходы для тестирования эмоциональных характеристик человека» от Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Они изучали, как можно оценить эмоциональное состояние человека в определенный момент с помощью субъективных (опросы) и объективных методик (ЭЭГ, ЭКГ и КГР), и обрабатывали данные биоэлектрической активности мозга и сердца.

Ясмина Исмагилова, победитель заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— На программе мне больше всего понравились люди: я встретила много заряженных ребят со всех уголков России. Еще почти каждый день мы слушали выступления по различным тематикам — от генетики до устройства нейронных сетей. Главный опыт, конечно, я получила в научной психологии и когнитивистике. Наши преподаватели — настоящие профессионалы!

«Новые материалы»

В этом направлении ребята работали над проектом «Умные композиционные материалы с перестраиваемой полимерной матрицей». Умные полимерные материалы могут совершить революцию в различных областях промышленности благодаря их способности изменять свои свойства под воздействием внешних факторов. Команда занималась разработкой витремеров — нового класса полимеров. Заказчиком проекта стала одна из крупнейших интегрированных нефтегазохимических компаний России — СИБУР. 

Камила Багавеева, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа получилась очень интересной и продуктивной! Мы работали по шесть часов в день, создавая новый умный материал. За время смены в «Сириусе» я определенно развила свои коммуникативные навыки и прокачала уровень знаний в химии и материаловедении.

Еще один проект, который был создан в рамках направления, — «Полимер для натрий-ионных аккумуляторов — безопасный гибкий электролит». Участники разработали аккумулятор, который работает на ионах натрия и содержит в себе полимер в качестве электролита. Он имеет ряд преимуществ над жидкостными и литий-ионными аккумуляторами, поскольку делает запас энергии более дешевым и безопасным процессом.

Арина Кузьмина, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Я очень рада участвовать в программе «Большие вызовы». Мне попался интересный проект, крутые кураторы и преподаватели, которые направляли, поддерживали команду и находились с нами на одной волне. Отдельная благодарность сотрудникам лаборатории за проведенные исследования: мы поняли, как устроены приборы, и смогли ими воспользоваться. Особенно ценю знакомства, которые завела на смене: я встретила умных и веселых ребят, готовых двигаться к успеху!

«Передовые производственные технологии»

Участники разработали проект «Система анализа структуры металла на основе нейронных сетей». Сегодня проводится большое количество исследований микроструктуры стали, на каждое из них уходит до полутора часов. При этом на предприятиях не хватает специалистов. Разработка позволит быстрее проводить исследования микроструктуры в соответствии с ГОСТ для оценки качества продукции, а также компенсировать нехватку специалистов.

Полина Бабкина, победитель заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Смена прошла продуктивно. У нас было шесть часов для ежедневной работы над проектом и его улучшения. Если появлялись вопросы или непонимание, то сразу все обсуждалось. Также не забывали и про отдых: прогулки по набережной, купание в море и бассейне, выездные экскурсии. Больше всего запомнилось именно времяпровождение с командой и посещение чайной плантации!

«Умный город и безопасность»

В рамках данного направления ребята создали мобильное приложение с использованием дополненной реальности (AR) для эффективного обучения сотрудников  ООО «Газпромнефть-Восток» правилам безопасности на предприятии. Идея приложения в том, что при наведении сотрудником камеры на производственный объект появляется всплывающее окно с паспортом безопасности. Это позволит минимизировать количество аварий на нефтегазовом производстве.

Тимур Рысаев, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В команде нашего проекта было 5 человек. Я выполнял задачу 3D-моделлера и разрабатывал модель буровой установки, а также занимался ее печатью. Мои коллеги собирали само AR-приложение на платформе Unity.

Ярослав Блинков, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Больше всего мне запомнилась работа в команде. Также понравились события, которые были доступны по записи: различные концерты, спортивные испытания, мастер-классы.

«Экология и изучение изменений климата»

Проект «Создание экологического атласа водосборного бассейна р. Мзымта» заключался в создании экологического атласа, книги или электронного сборника со сведениями об экологической обстановке реки Мзымты в Краснодарском крае. После проведения Олимпийских игр на реку было оказано большое антропогенное воздействие, поэтому сейчас очень важно следить за ее состоянием. Экологический атлас позволит наблюдать за текущим положением ученым-экологам.

Айгуль Шигапова, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа «Большие вызовы» стала для меня прекрасным открытием: я познакомилась с хорошими ребятами и узнала много нового в абсолютно неизвестной мне науке — гидрохимии. А еще много работала в лаборатории, о чем давно  мечтала!

«Нанотехнологии»

Ребятам удалось разработать проект «Автоматизированная модификация графен-оксидных и металл-углеродных наноструктур для создания программируемых полимерных функциональных композитов». Заказчик — Научно-образовательный центр инфохимии Университета ИТМО.

Амина Аглиуллина, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В рамках проекта мы сделали сенсоры на нахождение различных ионов в поту человека для регулирования солевого баланса организма. Я приобрела еще больше опыта взаимодействия в команде и работы на специальных приборах AFM, XRD, UVIS.

«Современная энергетика»

Команда работала над проектом «Полигон атомных станций малой мощности» для Госкорпорации «Росатом» и Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского г. Обнинск. 

Дарья Жаркова, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Мы создали концепт функционирующего полигона атомных станций малой мощности, который выполняет научно-исследовательскую, образовательную, энергетическую функции, а также получает изотопы для ядерной медицины. Для визуализации разработали интерактивный макет. Больше всего мне запомнились наша команда, классное свободное время и масштаб происходящего!

Другая команда занималась проектом «Добыча лития из попутно добываемой воды» для нефтегазовой компании «Зарубежнефть». 

Арина Савельева, участница заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа была очень увлекательная, все прошло отлично! Нам нужно было очистить эмульсию, состоящую из нефти газа и воды, а затем получить карбонат лития. Я получила много новых знаний, научилась паять и работать с 3D-принтером.

«Агропромышленные и биотехнологии»

На этом направлении работа велась над платформой для определения природы патогена, вызывающего «Болезнь Х». С помощью разработанной тест-системы можно определить природу патогена, вызывающего то или иное заболевание. Если человек заражен бактериальной инфекцией, то можно определить, имеет ли данная бактерия резистентность к различным антибиотикам. Заказчиком проекта является фармацевтическая компания «Р-Фарм».

Ислам Юнусов, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа «Большие вызовы» дала мне возможность больше развиться в той области, что мне интересна, получить новые теоретические знания и практические умения. На протяжении смены проводились различные интересные лекции от ведущих ученых страны, директоров университетов, кандидатов и докторов наук. Здорово находиться среди целеустремленных, мотивированных, умных и разносторонних сверстников, которые открыты к получению новых знаний.

«Освоение Арктики и Мирового океана»

На программе команда трудилась над проектом «Комплексная оценка загрязнения морским мусором на примере Черного моря» для Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова (ГОИН).

Загрязнение морской среды является одной из наиболее серьезных экологических проблем современности. Морской мусор, состоящий из различных видов пластика, резины, стекла, металла и других материалов, наносит значительный ущерб морским экосистемам и оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Ребята провели геоэкологическую оценку состояния черноморских пляжей в несколько этапов: сбор биоиндикатора, отбор микропластика с помощью сит, ведение полевого дневника, составление кадастра микрочастиц, проба воды и ее анализ на биопланктон. Конечными продуктами стали статья и сайт с исследованием. 

Арина Попова, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа «Большие вызовы» дала возможность попробовать себя в роли ученого и определиться с будущей профессией. А еще я училась работать в команде и нашла новых друзей и единомышленников!


Дина Ибрагимова: «Проектная деятельность развивает личность»

12 июля 2024

Дина Ибрагимова: «Проектная деятельность развивает личность»

В этом году ученица казанской гимназии №102 Дина Ибрагимова впервые приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» и сразу стала победительницей! О том, как ей это удалось, Дина рассказала в нашей постоянной рубрике «История успеха». 

Проектной деятельностью я начала увлекаться в 8 классе, когда в школе ввели предмет «Индивидуальный проект». Два года подряд я писала проекты по психологии, а в 10 классе решила попробовать разработать проект по химии. 

Мой классный руководитель посоветовал мне обратиться к преподавателю Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) Яне Люлинской. Яна Львовна рассказала мне про программу «Сириус.Лето», где она сама является наставником, и предложила поучаствовать в конкурсе «Большие вызовы».

Я согласилась и подала заявку на направление «Передовые производственные технологии». Мой проект называется «Поиск эффективных катализаторов окисления алкилароматических углеводородов на основе непереходных металлов II группы в рамках математического моделирования».

Нам предстояло оценить каталитические свойства соединения на основе непереходных металлов II группы и исследовать их каталитическое действие в процессе окисления кумола. Впоследствии он дает гидропероксид кумола, спрос на который сейчас очень растет, ведь он является реагентом в различных природных соединениях. При его разложении образуются важные промышленные продукты — фенол и ацетон. 

Нам нужно было найти катализатор, при котором сохранилась бы селективность и увеличилась конверсия кумола — это значит, что продукта стало бы больше. Мы остановились на соединениях на основе металлов II группы — магние, кальцие и стронцие. Начали исследовать, как они себя проявляют, сколько дают продуктов, в том числе побочных. В итоге сделали вывод, что лучшим катализатором будет магний. Но, к сожалению, эти катализаторы уже были обнаружены ранее, а мы рассматривали лишь их механизм. Надеюсь, что в следующем году мы сможем найти свой катализатор и предложить его ПАО «Казаньоргсинтез».

К конкурсу мы готовились вместе с наставницей и 2-3 раза в неделю занимались на базе КНИТУ. Работали в программе Wolfram Mathematica, решали дифференциальные уравнения, выстраивали кинетическую модель. А опыт в презентации проектов у меня уже был. Во многом благодаря этому я стала призером регионального этапа конкурса и прошла на заключительный.

Заключительный этап начался с тестирования. Я боялась, что не справлюсь, ведь там было больше заданий по физике и математике, чем по химии. Но все мои переживания оказались напрасными, и я прошла дальше. На собеседовании я выступала перед двумя экспертами — раскрыла весь путь своего проекта, ответила на вопросы. Например, меня спрашивали, сколько будет стоить внедрение катализатора на ПАО «Казаньоргсинтез», какими свойства обладает катализатор, который мы выбрали, как разрабатывали кинетическую модель, какие дифференциальные уравнения решали. А еще посоветовали найти свой катализатор, что я и планирую сделать в будущем. 

Я понимала, что у меня крутой проект, ведь в него вложено столько сил. Но думала, что найдутся ребята посильнее. Конкуренция на конкурсе большая, ведь многие уже по 3-4 года участвуют в «Больших вызовах». Я была очень рада увидеть свое имя в списке победителей, хоть это и стало для меня неожиданностью.

После победы я подкрепила свою уверенность в том, что могу достойно защищать научные проекты и хочу продолжать развиваться в проектной деятельности. Один из главных плюсов участия в «Больших вызовах» — это общение с людьми. Я познакомилась со многими талантливыми ребятами, а также наставниками и кураторами Университета Талантов. Было особенно приятно, что меня позвали на заседание Научно-экспертного совета (НЭС), где я пообщалась с его представителями.

Если на «Больших вызовах» я работала в паре с наставницей, то на «Сириус.Лето» у нас была целая команда! Проект был аналогичный, нашей задачей стало построить кинетическую модель для образования гидропероксида кумола и выявить лучшие катализаторы. Только теперь мы распределили обязанности, у каждого была своя задача. 

Также я участвовала в различных онлайн-олимпиадах по химии и биологии, прошла на муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. С работой «Антибактериальные перевязочные материалы» заняла третье место на Всероссийской конференции с международным участием «Современные методы получения материалов, обработки поверхности и нанесения покрытий» от КНИТУ. А еще проходила практику по органической и неорганической химии, лакокрасочным материалам на кафедрах КНИТУ.

Но самое мое большое достижение в этом году — участие в конкурсе «Ученик года г. Казань». Поскольку я учусь в химико-биологическом классе, для меня и моих одноклассников очень важны опыты. Но в нашей школе нет возможности проводить эксперименты на каждом уроке — это затратно как по времени, так и по ресурсам. Необходимо постоянно обновлять оборудование и реактивы. Поэтому мы с моим учителем по химии решили исследовать, как работают виртуальные лаборатории и удобно ли их применять на практике.

Я провела занятия для группы школьников с применением виртуальных лабораторий. Вместе мы проводили опыты в виртуальной среде, а затем ребята написали самостоятельную работу. Мне предстояло сравнить, у кого оценки лучше: у тех, кто работал с виртуальными лабораториями, или у тех, кто обучался с использованием традиционных методов. Выяснилось, что у первых действительно закрепились знания и повысилась мотивация к изучению предмета. В 11 классе мы планируем проводить такие занятия для подготовки к экзаменам.

Свой проект по исследованию виртуальных лабораторий я представила на конкурсе «Ученик года г. Казань». На районном этапе стала абсолютным победителем, а на городском получила диплом победителя в номинации «Достижение года».

Вообще я считаю, что проектной деятельностью важно заниматься, потому что это развивает человека, как личность. Ты учишься лучше выражать свои мысли и выступать перед публикой. Уверена, эти навыки пригодятся в карьере.

В следующем году, помимо русского языка и математики, буду сдавать химию и биологию. Так как я легко нахожу общий язык с детьми и хочу передавать им свои знания, то рассматриваю специальность «Педагогика» в Казанском федеральном университете (КФУ). Еще один вариант — специальность «Медико-профилактическое дело» в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ). С этим дипломом я смогла бы работать в Роспотребнадзоре.

Начинающим проектникам желаю не бояться рисковать — участвуйте во всевозможным конкурсах, пробуйте себя в новом. Хотя бы первое время работайте с наставниками, чтобы получить ценные знания и опыт. И смело выступайте перед публикой! Помните, что эксперты — такие же люди, они тоже когда-то проходили все эти этапы в жизни. Они не поругают, если вы забудете текст, а поймут и поддержат.

Лина Гумирова: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия»

25 июня 2024

Лина Гумирова: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия»

В этом году участница Лидерской программы Университета Талантов Лина Гумирова стала победителем заключительного этапа конкурса «Большие вызовы», сдала ЕГЭ на высокие баллы, а теперь планирует связать свою жизнь с наукой. О своем проекте, подготовке к экзаменам и выборе дальнейшего пути Лина рассказала в нашем интервью. 

В школе мы начали сдавать готовые проекты еще в 4-м классе. С каждым годом я набиралась опыта, а в старших классах заинтересовалась научной деятельностью и стала углубленно изучать биологию. Так и началась моя любовь к проектам!

В конце 2022 года я наткнулась на анонс Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в сообществе Образовательного центра «Сириус» в социальных сетях. Прием заявок заканчивался в феврале, и у меня было всего 2-3 месяца, чтобы придумать тему и разработать проект. 

Тему выбирала долго, ведь хотелось сделать что-то уникальное. Металась от психологии до молекулярной биологии, но в итоге остановилась на ботанике. Мне было важно провести эксперимент в домашних условиях. Ведь я училась в Физико-математическом лицее №145 г. Казань — необходимого оборудования там нет, а изучению биологии уделяют не так много времени. Знакомых в лабораториях Казанского федерального университета или других вузов у меня тоже не было. Поэтому исследование проводила своими силами, используя подручные средства.

Мой проект назывался «Влияние растворов клеточных соков горчицы и чистотела на развитие ростков томатов». Я исследовала, насколько вещества, содержащиеся в клеточных соках горчицы и чистотела, влияют на всхожесть, длину, развитие томатов, решают ли они проблему избыточного использования пестицидов и удобрений. Выяснилось, что при применении органического раствора на корнях растений образуются бактерии, которые действительно увеличивают доступность питательных веществ и плодородие.

Прошла на заключительный этап, но на собеседовании мне не хватило всего полбалла. В этом году решила закрыть гештальт и вновь подала заявку на «Большие вызовы». В рамках направления «Агропромышленные и биотехнологии» участвовала с тем же проектом, только поменяла томаты на баклажаны и заново провела эксперимент.

Проект я делала одна, у меня даже не было наставника. Единственное — школьный учитель помог достать предметные стекла и микроскоп. Наверное, поэтому особенно ценной для меня стала программа «Проектный коллайдер» Университета Талантов. На ней я несколько раз защищалась перед экспертами, прислушивалась к их замечаниям и вносила правки — это и сыграло главную роль в моем конечном результате.

Тестирование на заключительном этапе прошла с отрывом в полбалла от проходного. Ожидала, что баллы будут выше, но все равно была очень счастлива! К собеседованию готовилась тщательно: выписывала ответы на возможные вопросы, перечитывала свою работу, прогоняла выступление. В итоге оно длилось минут семь, а вопросы были самые простые — о чем проект, какую проблему решает, какая моя роль в нем? Я получила максимальный балл на собеседовании и стала победителем заключительного этапа «Больших вызовов». Хотя думала, что буду в конце списка участников!

Жаль только, что победителей, окончивших в этом году 11-й класс, не берут на образовательную программу «Большие вызовы», ведь я так хотела туда попасть! В программе могут участвовать только школьники 8-10-х классов. Значит, буду пробовать поступить в магистратуру в «Сириус»: пока не закрою гештальт, не остановлюсь! Благодаря победе в конкурсе я поняла, что нужно всегда идти до конца.

Проектная деятельность развивает критическое мышление, расширяет кругозор, знакомит с людьми. Пока готовишь проект, узнаешь много нового — и в своей области, и в смежных. А когда слушаешь выступления других участников, удивляешься, сколько всего интересного в нашем мире, и вдохновляешься на новые проекты. 

Я активно участвую в других конкурсах и олимпиадах. Например, трижды становилась полуфиналистом конкурса «Большая перемена». До финала не дошла, но зато получила ценный опыт и завела новые знакомства. 

Этот учебный год выдался особенно насыщенным. Я участвовала в программе «Сириус.Лето», где вместе с командой разработала проект «Получение генетических конструкций для нокаута гена PD-1 в Т-лимфоцитах с помощью системы CRISPR/Cas9». Он направлен на лечение онкологии. 

Стала призером Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников, олимпиады «Физтех», турнира им. М.В. Ломоносова по биологии, а также регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Раньше мне постоянно не хватало одного балла до регионального этапа, но в 11-м классе это наконец-то случилось. На ВсОШ я защищала тот же проект, что и на «Больших вызовах». Только я его немного преобразила, устремила в экологическую сферу. Проект получил хорошую оценку. 

Еще занимаюсь волонтерством — в этом году являюсь волонтером БРИКС на соревнованиях по плаванию, в том числе синхронному, и прыжкам в воду. Получаю ценный опыт взаимодействия с людьми и практикую английский язык — на играх много иностранцев. 

В этом году я сдавала ЕГЭ — базовую математику, русский язык, химию и биологию. Когда в 7-м классе я поступила в физико-математический лицей, то еще не знала, в какой области хочу развиваться. Сам лицей хороший, но там идет упор на математику и физику, а я поняла, что мне интереснее изучать биологию и химию. К ЕГЭ по этим предметам пришлось готовиться самостоятельно или в онлайн-школах. Плюсом стало регулярное участие в олимпиадах.

В течение всего 11-го класса я была уверена, что буду поступать в Институт медицинского образования НМИЦ им. В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге. Это инновационный университет, который открылся сравнительно недавно. Бюджетных мест там не так много, даже без вступительных экзаменов могут поступить призеры и победители далеко не всех олимпиад.

Я участвовала в олимпиаде «Высшая проба» и думала, что как призер поступлю в вуз без вступительных экзаменов. Опасно было на это надеяться — в марте пришли результаты, до призерства мне не хватило всего одного балла! Пришлось в экстренном порядке готовиться к русскому языку — рассчитывала баллов на 80, но получила 91. 

По биологии еще неизвестны результаты, а вот по химии набрала 97. За базовую математику получила «5». Я даже прохожу на бюджет в вуз своей мечты, но недавно поняла, что медицина — все-таки не мое. Мне ближе молекулярная биология и генетика.

Теперь в планах — поступление в Новосибирский государственный университет. Я считаю, там самый сильный биофак в стране — он находится в Академгородке, где много научно-исследовательских центров, сильный преподавательский состав, новый кампус и хорошие условия. Студенты НГУ действительно устремлены в науку. Возможно, и я свяжу свою жизнь с наукой!

Я сравниваю жизненный путь человека с катанием на лыжах. Представь: ты зимой на лыжной базе, едешь по лесу, а вокруг — красота, птички поют, солнце светит. Иногда тебе попадаются возвышения — на них сложно и долго подниматься, но ты все равно это делаешь. Ведь это и есть твоя цель.

Дальше тебя ждут спуски — р-р-раз и вот ты уже внизу! Да, поражения всегда проще получить, чем достичь своей цели. Но и от них можно что-то взять. В Университете Талантов мне однажды сказали: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия». Я с этим полностью согласна.

Пока ты едешь по лесу, важно смотреть по сторонам. Это значит, что когда ты идешь к цели, не зацикливайся только на ней. Смотри на окружающих людей, перенимай опыт, расширяй кругозор. Да и просто не забывай кайфовать от каждого мига, ведь жизнь так хороша!