DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Новости

Анонсы, интервью со студентами, экспертами и наставниками, информация о новых мероприятиях, материалы для саморазвития и другие новости Университета Талантов

Лина Гумирова: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия»

25 июня 2024

Лина Гумирова: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия»

В этом году участница Лидерской программы Университета Талантов Лина Гумирова стала победителем заключительного этапа конкурса «Большие вызовы», сдала ЕГЭ на высокие баллы, а теперь планирует связать свою жизнь с наукой. О своем проекте, подготовке к экзаменам и выборе дальнейшего пути Лина рассказала в нашем интервью. 

В школе мы начали сдавать готовые проекты еще в 4-м классе. С каждым годом я набиралась опыта, а в старших классах заинтересовалась научной деятельностью и стала углубленно изучать биологию. Так и началась моя любовь к проектам!

В конце 2022 года я наткнулась на анонс Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в сообществе Образовательного центра «Сириус» в социальных сетях. Прием заявок заканчивался в феврале, и у меня было всего 2-3 месяца, чтобы придумать тему и разработать проект. 

Тему выбирала долго, ведь хотелось сделать что-то уникальное. Металась от психологии до молекулярной биологии, но в итоге остановилась на ботанике. Мне было важно провести эксперимент в домашних условиях. Ведь я училась в Физико-математическом лицее №145 г. Казань — необходимого оборудования там нет, а изучению биологии уделяют не так много времени. Знакомых в лабораториях Казанского федерального университета или других вузов у меня тоже не было. Поэтому исследование проводила своими силами, используя подручные средства.

Мой проект назывался «Влияние растворов клеточных соков горчицы и чистотела на развитие ростков томатов». Я исследовала, насколько вещества, содержащиеся в клеточных соках горчицы и чистотела, влияют на всхожесть, длину, развитие томатов, решают ли они проблему избыточного использования пестицидов и удобрений. Выяснилось, что при применении органического раствора на корнях растений образуются бактерии, которые действительно увеличивают доступность питательных веществ и плодородие.

Прошла на заключительный этап, но на собеседовании мне не хватило всего полбалла. В этом году решила закрыть гештальт и вновь подала заявку на «Большие вызовы». В рамках направления «Агропромышленные и биотехнологии» участвовала с тем же проектом, только поменяла томаты на баклажаны и заново провела эксперимент.

Проект я делала одна, у меня даже не было наставника. Единственное — школьный учитель помог достать предметные стекла и микроскоп. Наверное, поэтому особенно ценной для меня стала программа «Проектный коллайдер» Университета Талантов. На ней я несколько раз защищалась перед экспертами, прислушивалась к их замечаниям и вносила правки — это и сыграло главную роль в моем конечном результате.

Тестирование на заключительном этапе прошла с отрывом в полбалла от проходного. Ожидала, что баллы будут выше, но все равно была очень счастлива! К собеседованию готовилась тщательно: выписывала ответы на возможные вопросы, перечитывала свою работу, прогоняла выступление. В итоге оно длилось минут семь, а вопросы были самые простые — о чем проект, какую проблему решает, какая моя роль в нем? Я получила максимальный балл на собеседовании и стала победителем заключительного этапа «Больших вызовов». Хотя думала, что буду в конце списка участников!

Жаль только, что победителей, окончивших в этом году 11-й класс, не берут на образовательную программу «Большие вызовы», ведь я так хотела туда попасть! В программе могут участвовать только школьники 8-10-х классов. Значит, буду пробовать поступить в магистратуру в «Сириус»: пока не закрою гештальт, не остановлюсь! Благодаря победе в конкурсе я поняла, что нужно всегда идти до конца.

Проектная деятельность развивает критическое мышление, расширяет кругозор, знакомит с людьми. Пока готовишь проект, узнаешь много нового — и в своей области, и в смежных. А когда слушаешь выступления других участников, удивляешься, сколько всего интересного в нашем мире, и вдохновляешься на новые проекты. 

Я активно участвую в других конкурсах и олимпиадах. Например, трижды становилась полуфиналистом конкурса «Большая перемена». До финала не дошла, но зато получила ценный опыт и завела новые знакомства. 

Этот учебный год выдался особенно насыщенным. Я участвовала в программе «Сириус.Лето», где вместе с командой разработала проект «Получение генетических конструкций для нокаута гена PD-1 в Т-лимфоцитах с помощью системы CRISPR/Cas9». Он направлен на лечение онкологии. 

Стала призером Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников, олимпиады «Физтех», турнира им. М.В. Ломоносова по биологии, а также регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Раньше мне постоянно не хватало одного балла до регионального этапа, но в 11-м классе это наконец-то случилось. На ВсОШ я защищала тот же проект, что и на «Больших вызовах». Только я его немного преобразила, устремила в экологическую сферу. Проект получил хорошую оценку. 

Еще занимаюсь волонтерством — в этом году являюсь волонтером БРИКС на соревнованиях по плаванию, в том числе синхронному, и прыжкам в воду. Получаю ценный опыт взаимодействия с людьми и практикую английский язык — на играх много иностранцев. 

В этом году я сдавала ЕГЭ — базовую математику, русский язык, химию и биологию. Когда в 7-м классе я поступила в физико-математический лицей, то еще не знала, в какой области хочу развиваться. Сам лицей хороший, но там идет упор на математику и физику, а я поняла, что мне интереснее изучать биологию и химию. К ЕГЭ по этим предметам пришлось готовиться самостоятельно или в онлайн-школах. Плюсом стало регулярное участие в олимпиадах.

В течение всего 11-го класса я была уверена, что буду поступать в Институт медицинского образования НМИЦ им. В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге. Это инновационный университет, который открылся сравнительно недавно. Бюджетных мест там не так много, даже без вступительных экзаменов могут поступить призеры и победители далеко не всех олимпиад.

Я участвовала в олимпиаде «Высшая проба» и думала, что как призер поступлю в вуз без вступительных экзаменов. Опасно было на это надеяться — в марте пришли результаты, до призерства мне не хватило всего одного балла! Пришлось в экстренном порядке готовиться к русскому языку — рассчитывала баллов на 80, но получила 91. 

По биологии еще неизвестны результаты, а вот по химии набрала 97. За базовую математику получила «5». Я даже прохожу на бюджет в вуз своей мечты, но недавно поняла, что медицина — все-таки не мое. Мне ближе молекулярная биология и генетика.

Теперь в планах — поступление в Новосибирский государственный университет. Я считаю, там самый сильный биофак в стране — он находится в Академгородке, где много научно-исследовательских центров, сильный преподавательский состав, новый кампус и хорошие условия. Студенты НГУ действительно устремлены в науку. Возможно, и я свяжу свою жизнь с наукой!

Я сравниваю жизненный путь человека с катанием на лыжах. Представь: ты зимой на лыжной базе, едешь по лесу, а вокруг — красота, птички поют, солнце светит. Иногда тебе попадаются возвышения — на них сложно и долго подниматься, но ты все равно это делаешь. Ведь это и есть твоя цель.

Дальше тебя ждут спуски — р-р-раз и вот ты уже внизу! Да, поражения всегда проще получить, чем достичь своей цели. Но и от них можно что-то взять. В Университете Талантов мне однажды сказали: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия». Я с этим полностью согласна.

Пока ты едешь по лесу, важно смотреть по сторонам. Это значит, что когда ты идешь к цели, не зацикливайся только на ней. Смотри на окружающих людей, перенимай опыт, расширяй кругозор. Да и просто не забывай кайфовать от каждого мига, ведь жизнь так хороша!

В Татарстане провели финал Всероссийской космической смены «Дежурный по планете»

17 апреля 2024

В Татарстане провели финал Всероссийской космической смены «Дежурный по планете»

16 апреля в Казани завершился суперфинал Всероссийской программы «Дежурный по планете» для школьников 8-11 классов.

«Дежурный по планете» — это программа, объединяющая технологические конкурсы и проекты для школьников в области космоса.

С 3 по 17 апреля 2024 года на базе Университета Талантов была проведена космическая смена «Дежурный по планете», которая является финалом шести национальных конкурсов в сфере космических технологий. Участниками смены стали 108 школьников из 37 регионов России, в том числе ребята из Республики Татарстан. Всего в отборе на участие в смене соревновались более 20 000 школьников из 85 регионов России. 

На протяжении смены участники работали над 21 проектом в области космической инженерии и применении космических данных. Ребята смогли запустить учебные ракеты, испытать разработанные прототипы четырех научных спутников формата CubeSatв стратосфере на высоте 25 км и получить во временное управление столько же реальных спутников, передав с их помощью фото, создали несколько различных станций приема данных, самостоятельно установили связь с Международной космической станцией во время ее пролета над лагерем и задали вопросы Николаю Чубу, российскому космонавту из ее действующего экипажа, успешно реализовали практические задачи лунной миссии, проанализировали и уточнили данные особо охраняемой природной зоны «Голубые озера».

В рамках закрытия была проведена выставка итоговых проектных работ участников смены по конкурсным направлениям:

  1. «Ракетостроение»;
  2. «Прикладные космические системы и управление спутниками» в рамках Всероссийского и международного инженерного конкурса «Орбита-Space-π»;
  3. «Оперативный спутниковый мониторинг»;
  4. «Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект»;
  5. «Цифровой лесничий»;
  6. «Космическая робототехника» в рамках конкурса «Космическая робототехника — роверы».

Почетными гостями выставки стали:

• Марат Ахметов, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан;
• Рифкат Миннихановпрезидент Академии наук Республики Татарстан;
• Ильсур Хадиуллинминистр образования и науки Республики Татарстан;
• Иван Бортниксоветник генерального директора «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», российский ученый.

Также гостями выставки были представители Госкорпорации «Роскосмос», аэрокосмических вузов и российских частных компаний, ориентированных на космические технологии и данные. 

Позднее на торжественном закрытии были озвучены имена победителей и призеров конкурсных направлений. Из Республики Татарстан 8 участников заняли следующие места:

победители

• «Цифровой лесничий» — Марат Латыпов, г. Казань;
• Всероссийский конкурс «Спутник»: ракетостроение — Ярослав Васин, г. Казань;
• «Орбита Space-π: Прикладные космические системы и управление спутниками» — Анастасия Ламзина, г. Казань;

призеры

• «Цифровой лесничий» — Иван Никитин, г. Казань;
• «Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект» — Амир и Камиль Рисаевы, г. Набережные Челны;
• «Орбита Space-π: Прикладные космические системы и управление спутниками» — Арсений Синцов и Илья Милин, г. Казань.

С полным списком победителей и призеров можно ознакомиться в документе.

Все победители и призеры получили дипломы, дающие преимущества при поступлении в аэрокосмические вузы, памятные призы и приглашения к участию в реальных космических миссиях российского проекта школьной космонавтики Space-π.  

Космическая смена прошла в шестой раз, и впервые площадкой проведения стала Республика Татарстан.

Организаторами Космической смены выступают: Фонд содействия инновациям, Госкорпорация «Роскосмос», Фонд «Талант и успех», Сколковский институт науки и технологий, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого. В этом году она была проведена при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан на базе АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0».

Посмотреть все фотографии можно здесь

Теперь программы Университета Талантов смотреть проще!

1 апреля 2024

Теперь программы Университета Талантов смотреть проще!

Для удобства просмотра и выбора программ Университет Талантов подготовил каталог.

Теперь смены и кружки госпрограммы можно смотреть и выбирать в каталоге.

Возникли вопросы? Пишите нам в Telegram @Utalents_Ru или звоните по номеру телефона 8 800 222-20-38. Будем рады помочь!

Итоги Республиканского этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы – 2024»

1 апреля 2024

Итоги Республиканского этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы – 2024»

23 марта ребята со всей Республики Татарстан защитили свои проекты на региональном этапе Всероссийского конкурса «Большие вызовы — 2024».

Всего приняли участие 240 ребят — это школьники 7-11 классов и студенты 1-2 курсов СПО из Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Лениногорска, Нурлата, Богатых Сабов, Джалиля и других городов республики. Защита проходила в онлайн-формате по 14 направлениям конкурса с участием 43 профильных экспертов.

По итогам республиканского этапа:

  • победителями стали 14 человек;
  • призерами стали — 44 человека.

Все результаты Республиканского этапа конкурса можно посмотреть в протоколе. Поздравляем победителей и желаем удачи!

Маргарита Потапова: как сократить культурный барьер

29 марта 2024

Маргарита Потапова: как сократить культурный барьер

Маргарита Потапова учится в казанской гимназии №28. В свои 15 лет она уже приняла участие в разработке мобильного приложения и подала проект на конкурс «Большие вызовы». Читай подробности в нашем материале!

Маргарита начала заниматься проектной деятельностью не так давно — с начала учебного года 2023/24. Она узнала о программе «Сириус.Лето: начни свой проект» и решила поучаствовать в ней.

Команде, в которую попала Маргарита, достался кейс от Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Вместе с научным руководителем Ольгой Юрьевной Силкиной ребята создали проект «Разработка мобильного приложения для помощи в преодолении культурного барьера в процессе межкультурных коммуникаций»:

«В команде у нас было четкое распределение обязанностей: каждый выполнял свою задачу. Я занималась поисков слов, редко употребляемых в русском языке, и их переводом на английский. Затем мы собирались очно или онлайн и обсуждали проделанную работу. В рамках программы удалось создать прототип мобильного приложения».

Целевая аудитория приложения — люди, увлеченные лингвистикой и иностранными языками. Также приложение будет полезно иностранцам, которые изучают русский язык. Они могут узнать диалектизмы — слова, которые употребляют только в определенных местностях. Кроме того, приложение поможет преодолеть культурный барьер, узнать много нового и интересного о языке другого народа:

«В приложении есть несколько категорий: “Еда”, “Одежда и обувь”, “Животные”, “Родственники” и другие. Можно выбрать одну из них и посмотреть список доступных слов для изучения. Пользователь найдет там сам диалектизм и общеупотребительное слово-синоним на русском языке. Например, “чуни” — валенки, а “чеплашка” — миска. Рядом будет перевод на английский».

Сейчас приложение уже готово — его даже протестировали иностранные студенты КГЭУ. По словам Маргариты, отзывы только положительные. Поэтому после успешного завершения проекта на «Сириус.Лето» она отправила его на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», выбрав направление «Когнитивные исследования».

Для подготовки к конкурсу Маргарита прошла курс Университета Талантов «Путь к Большим Вызовам», где получила знания о создании и презентации проектов. В планах — масштабирование приложения:

«Думаю, в ближайшее время займусь переводом слов на языки народов ближнего зарубежья и увеличением объема труднопереводимых единиц — добавлю новые категории. Чтобы это осуществить, придется проделать большую работу: изучить словари, найти новые диалектизмы и редкие слова в русском языке. Но я верю, если поставить цель, следовать плану и усердно работать, то все получится!».

«Продвинутая химия» в Университете Талантов

21 марта 2024

«Продвинутая химия» в Университете Талантов

С 20 по 28 февраля 2024 года в Университете Талантов прошел интенсив «Продвинутая химия». Программа была направлена на получение практики и решение задач заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Ученики 9-11 классов, заинтересованные в повышении знаний по химии и наработке навыков решения задач, провели 8 дней в режиме активного обучения. Лекции, разбор заданий, тренировочная олимпиада по химии – то, ожидало ребят на интенсиве.

Углубленные знания участники получали от преподавателей химии из Татарстана и столицы страны.  Программа была направлена на получение ребятами практики, это помогает готовиться к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады.

«В химии есть 4 основных раздела: физическая химия, неорганическая химия, органическая химия и биохимия. Я с ребятами занимался физической химией. Участники хорошо решают задачи. Мне очень нравятся ребята, они активные. Видно, что готовы решать и заниматься. Конечно, и у них бывают трудности, но глобальных проблем нет. Я ожидал высокий уровень знаний, его и получил!», – делится впечатлениями Георгий Жомин, золотой медалист IChO-2021, Международной Менделеевской олимпиады 2021, победитель ВсОШ-2021. Георгий Михайлович был преподавателем интенсива впервые.  

Также преподавателем интенсива был Булат Курамшин – аспирант Химического института Казанского (Приволжского) федерального университета  и преподаватель химических смен Университета Талантов. В целом Булат Камилевич занимается организацией и подготовкой интенсивов на протяжении восьми лет.

«В основном здесь дети, с которыми мы вместе работаем на городском казанском химическом кружке, поэтому с ними хорошо и комфортно. Программа направлена на подготовку повышенного уровня. Здесь фактически находится почти вся сборная Татарстана по химии, за исключением пары человек», – рассказывает Булат Камилевич.

Организаторы отметили, что программа февральского интенсива более сложная, чем в прошлом году. Большинство ребят уже не впервые приехали на подобную программу. Они заинтересованы в прохождении олимпиадных конкурсов, потому занятия проходили в обстановке дисциплины.

Николай Калинин, ученик 10В класса лицея №15 г. Нижнекамск: «Эта программа, в отличие от предыдущих, имеет более высокий уровень. Здесь дают больше возможностей учиться, меньше отвлекают от обучения. Мне запомнилась лекция о том, как ментально подготовиться к стрессовым ситуациям. Полученные знания планирую применять на олимпиадах, а в будущем – для сдачи ЕГЭ. Программа действительно интенсивная, немного тяжелая, но в целом я остался доволен».

«Я впервые участвую в программе Университета Талантов. Мне запомнился Булат Камилевич, он преподавал два дня – решали с ним интересные задачи, он классно объяснял теорию. Меня и ранее интересовала тема радиоактивного распада, но так глубоко, как здесь, я еще в нее не погружалась. Применять полученные знания буду в олимпиадах.

Мы хорошо контактируем с нашим куратором Аминой. По вечерам с другими участниками интенсива играли в разные настольные игры – монополию, бэнг и многие другие. Также мы много общались и готовились к вечерним мероприятиям», – София Ахметшина, ученица 9М класса лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ. 

Также на интенсиве были и ребята, которые участвуют в программе Университета Талантов повторно. Например, Демид Иванов, ученик 11Д класса СУНЦ IT-лицей КФУ: «Я уже не первый раз на программе, однако в прошлые разы была именно смена, а это интенсив. Раньше у нас было больше занятий и они длились дольше, а здесь их меньше, они короче, но это добавляет изюминки. Все преподаватели хорошие, квалифицированные, могут заинтересовать, понятно объясняют предмет и блистательно справляются со своей работой. Больше всего мне понравилась органическая химия, так как из всех разделов я люблю ее сильнее, и решать цепочки мне по душе. Как я буду применять полученные знания? Я приеду на олимпиаду и всех порву!», – Демид.

Несмотря на серьезную подготовку к ВсОШ, ребятам давали отдохнуть и зарядиться энергией для следующих занятий. По вечерам, после обучения, у них были вечерние мероприятия. На них проводились различные игры, флэшмобы, а еще свечки, на которых участники рассказывали о настроении, состоянии, том, чего не хватает и что нравится на смене. Также в свободное время участники занимались спортом, организовывали дискотеки и играли в настольные игры.

 Заключительный этап ВсОШ по химии – 2024 пройдет в начале апреля. Желаем нашим участникам побед!