15 ноября 2024
Участники кружка по химии изучают проектную деятельность
Кружок «Проектная химия» Университета Талантов длится весь учебный год. На днях участники завершили блок по проектной деятельности и защитили свои первые кейсы. В нашем материале рассказываем, что их ждет впереди, и знакомим с преподавателем кружка — Алёной Никифоровой.
С 1 октября 2024 года в новом корпусе с обустроенными лабораториями Татарской гимназии №2 им. Шигабутдина Марджани проходит кружок Университета Талантов «Проектная химия». Кружок посещают 10 школьников, а проводит занятия Алёна Никифорова — аспирантка четвёртого года обучения химического института им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета.
Алёна Никифорова, преподаватель Университета Талантов:
— С 2020 года я была преподавателем выездных интенсивов по химии Университета Талантов. Обычно на таких программах высокая загруженность, но даже двух недель бывает недостаточно. Поэтому мы решили организовать кружки, которые позволяют встречаться с ребятами два раза в неделю. Сначала я вела кружок «ОГЭ 2024» по подготовке школьников к экзамену по химии. Однако не всем детям нравится решать задачи, некоторые хотят разрабатывать свои проекты и таким образом решать важные проблемы. Так, в этом году появился кружок «Проектная химия».
Перед запуском кружков Алёна Алексеевна посетила две программы повышения квалификации в Образовательном центре «Сириус»:
● «Трудные вопросы школьного курса химии и организация проектной деятельности учащихся»;
● «Организация проектной деятельности в науках о жизни», где обучение проходило через погружение в направления конкурса «Большие вызовы».
Полученные знания и навыки помогли организовать в Университете Талантов кружок «Проектная химия». Программа кружка состоит из четырех модулей. Первый модуль завершился на днях — он был посвящен основам проектной деятельности.
Алёна Никифорова, преподаватель Университета Талантов:
— Проектная деятельность позволяет детям развиваться: ученик задается вопросами и начинает понимать, как их можно решить с помощью научной литературы и проведения экспериментов. Также проектная деятельность учит ребенка работать в команде для осуществления общей цели, не стесняться выражать свои мысли и представлять свои идеи.
Вместе с преподавателем ребята узнали, что такое «проект», где искать идеи, как работать с литературой, оформлять результаты, создавать презентации и выступать на публике. Эти знания пригодятся для разработки любого проекта — не только в области химии. Чтобы закрепить результат, ребята разработали свои первые проекты на тему «Вторая жизнь отходов производства».
Зайнап Загидуллина, ученица 9 класса Татарской гимназии №2 и участница кружка «Проектная химия»:
— Я решила пойти на этот кружок, потому что очень люблю химию и меня интересуют проекты и конференции. В проекте, разработанном в рамках кружка, я рассказала о происхождении и составе галитовых отходов, разобрала способы переработки и использования этих отходов в промышленности. Также выяснила, какой вред они наносят окружающей среде и какие экологические мероприятия помогут минимизировать ущерб.
В рамках следующих двух модулей участники:
● познакомятся с качественным и количественным анализом не только в теории, но и на практике;
● познакомятся с физико-химическими методами анализа, которые помогут создать полноценный анализ объектов в проекте и будут полезны как для проведения экологического мониторинга, так и для оценки качества продуктов питания;
● разработают проекты, один из которых будет направлен на анализ качества воды.
Завершится кружок финальным модулем весной. Ребята будут заканчивать свои проекты и защищать их на проектных конкурсах и конференциях.
Алёна Никифорова, преподаватель Университета Талантов:
— Я тоже посещала химический кружок, когда училась в школе. Тогда мне пришлось покупать халат для работы в лаборатории. Университет Талантов же предоставляет не только бесплатное обучение, но и все необходимые материалы и инструменты. Максимум, что придется приобрести, — тетрадь для записей. К тому же, в школах учителя очень загружены, у них нет большого количества времени на полноценную внеурочную деятельность и подготовку школьников к конференциям, олимпиадам и конкурсам. Мы в Университете Талантов решаем эту проблему. Даже если школьник пропустил какие-то модули и записался на кружок в середине учебного года, он все равно сможет почерпнуть для себя что-то новое.
Стать участником кружка могут ученики 8-11 классов казанских школ. Для этого необходимо перейти по ссылке и отправить заявку. Присоединяйся!
25 октября 2024
Дарья Леонова: «Такой огромный ледокол и такие маленькие мы!»
Ученица 11-го класса Политехнического лицея №182 г. Казани Дарья Леонова стала победительницей четвертого сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» и в 17 лет отправилась в экспедицию на Северный полюс. Как это было — читай в нашем материале!
О «Большой перемене» я узнала еще три года назад, когда жила в Белгороде. Меня мотивировали участвовать мои одноклассники, некоторые из них уже становились победителями. В прошлом году мы с родителями переехали в Казань, и я решила продолжить традицию и снова приняла участие в конкурсе.
«Большая перемена» — это масштабный конкурс для школьников и студентов СПО. Вся суть отражена в слогане: «Здесь не оценивают, а ценят». Конкурс проходит по 12 направлениям или «вызовам» и помогает участникам раскрывать таланты и реализовывать свои идеи. Мой «вызов» про науку и новые технологии называется «Создавай будущее».
Конкурс делится на три этапа: дистанционный, полуфинал и финал. На дистанционном этапе нужно написать мотивационное эссе, рассказать о себе, решить тесты. Также необходимо выполнить задачу от партнера — например, от компании «РосАтом». По количеству баллов, полученных за данный этап, составляется список участников, которые отправляются на полуфинал по своему федеральному округу, а затем — на финал. На этих этапах нас объединяют в команды, дают проблему, для которой мы должны придумать и презентовать решение.
Конкуренция на конкурсе большая: в дистанционном этапе приняли участие около миллиона человек, а к полуфиналу нас осталось около 3 тысяч. Но чем дальше, тем меньше ощущается конкуренция, ведь в полуфинале и финале ты работаешь в команде и стараешься, чтобы все ее члены сделали максимальный вклад и получили наилучший результат. В команду обычно входят 10-12 человек, которые ранее не были знакомы друг с другом. Мы работаем вместе над общим проектом 6 часов, а на следующий день уже его защищаем. То, как мы взаимодействуем, решаем разногласия и распределяем роли, сильно влияет на итоговую оценку.
Финал проходил в лагере «Артек». После того, как мы защитили свой кейс, у организаторов ушло пару дней на проверку и подведение результатов. И вот наступает самый волнительный момент: нас приглашают на костровые. Приходят все отряды, садятся на трибуны и томятся в ожидании итогов. Конечно, я была очень рада услышать свою фамилию среди победителей.
Каждый участник финала получает денежное вознаграждение: в зависимости от класса и курса победители получают 200 тысяч или 1 миллион рублей, а призеры — 100 или 200 тысяч рублей. Моя премия составила 200 тысяч рублей. Ее можно потратить на образование, покупку техники или открытие стартапа. Но я решила пока положить деньги на вклад — думаю, они помогут мне начать взрослую жизнь после поступления в университет.
Но самое главное — я получила возможность отправиться на Северный полюс в составе V Арктической экспедиции «Ледокол знаний — 2024». Финал конкурса проходил прошлой осенью, но отправляться в экспедицию в это время нельзя — льды еще плотные, а погода на Северном полюсе суровая.
В марте 2024 года я участвовала в интенсиве Университета Талантов «Энергетика нового поколения». Нас распределили по направлениям, и я попала на направление «Атомная энергетика», где мы вместе с ребятами создавали модель атомного реактора. И как раз к концу смены я узнала, что летом отправлюсь в экспедицию — мне показалось это интересным совпадением!
Наше путешествие началось 13 августа — в этот день мы сели на ледокол в порту Мурманска. Перед экспедицией нам дали доступ к личному кабинету, где организаторы указали, что нужно взять с собой. Например, в экспедиции никак не обойтись без теплых вещей и обуви, ведь нам предстояло несколько часов провести на льдине. Также нас предупредили, что на ледоколе может укачивать. Однако с нами все время находилась медсестра, все участники чувствовали себя хорошо.
Перед отправлением я заранее посмотрела видео блогеров с этого ледокола и тех ребят, кто уже ездил в экспедицию. Но, конечно, когда ты видишь все вживую — это завораживающее зрелище и невероятные эмоции! Представляете, такой огромный ледокол и такие маленькие мы! Я никак не могла поверить, что в 17 лет отправилась в настоящую экспедицию.
На атомном ледоколе «50 лет Победы» находились около 100 школьников из разных стран. У участников была либо одноместная, либо двухместная каюта. Помимо привычных удобств, в каждой из них находился телевизор, где транслировались записи камер с носа и кормы ледокола. Мы видели, как переплываем Ледовитый океан! Еще у нас была карта, где мы могли посмотреть свои координаты в определенный момент времени. Отдельно выделю питание, ведь у нас был шведский стол: морепродукты, горячее, супы, салаты, фрукты, выпечка, мороженое. А если у кого-то из ребят выпадал день рождения, экипаж поздравлял их и выносил тортики.
Конечно, экипаж ледокола выполнял свою работу, поэтому мы не так часто взаимодействовали. Но перед отплытием нас поздравил капитан Руслан Сасов, было очень приятно услышать эти слова. На Северном полюсе он выходил к нам еще раз, чтобы пообщаться поближе. А члены экипажа провели для нас экскурсию по ледоколу — все были очень приятными и милыми.
Организаторы подготовили насыщенную программу: каждый день на ледоколе был посвящен определенной теме — атомной энергетике, медицине, экологии и другим. Мы могли выбирать лекции, которые хотим посетить. Их проводили ученые, педагоги и научные блогеры, среди которых:
- российский кристаллограф-теоретик, минералог, химик, педагог, профессор РАН Артем Оганов;
- палеоантрополог и популяризатор научного знания Станислав Дробышевский;
- старший преподаватель кафедры инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии СПГТУ Андрей Акатов и т.д.
На некоторых лекциях и квизах можно было выиграть подарки — я увезла домой свитшот и картхолдер из карбона.
Также с нами на ледоколе находился актер Марк Эйдельштейн — мы посмотрели фильм «Сто лет тому вперед» с его участием. А еще приняли участие в съемках документального сериала о жизни международной команды в непростых арктических условиях. С нами постоянно находилась съемочная команда, которая фиксировала все, чем мы занимались.
До Северного полюса мы добрались спустя 5 дней — 17 августа. Именно в этот день, 47 лет назад, ледокол «Арктика» впервые в истории достиг Северного полюса. Можно сказать, что мы «обновили» эту замечательную дату! На обратном пути проплывали через архипелаг Земля Франца-Иосифа, посетили птичий базар и другие красивые места. А в Мурманск вернулись 22 августа.
Сложно описать словами, столько эмоций и воспоминаний я получила от поездки! Я являюсь кандидатом в мастера спорта по фигурному катанию, и атмосфера льда и холода — это прямо «мое»!
В экспедиции я поняла, что хочу связать свою жизнь с атомной энергетикой. Буду пробовать поступать в вузы Казани — например, в Казанском государственном энергетическом университете есть направление, связанное с «РосАтомом». Еще один вариант, который я рассматриваю, — 3D-дизайн. Время определиться с будущей профессией есть, но я уже точно решила, что буду сдавать ЕГЭ по физике и информатике.
Помни: чем больше знакомишься с новыми людьми, тем больше возможностей тебе открывается. Ты узнаешь много новой информации и получаешь мотивацию для своей дальнейшей работы. Хватайся за любую возможность — тогда все получится!
24 сентября 2024
Камила Багавеева: «Проектная деятельность — это возможность сделать мир лучше»
В этом году Камила Багавеева стала призером заключительного этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по направлению «Новые материалы». О своей любви к химии, большом исследовании коррозии и об участии в программе «Сириуса» она рассказала в нашем интервью.
В школе нам задавали проекты с самого первого класса, поэтому можно сказать, что я занимаюсь этим уже несколько лет. Но более серьезно к проектной деятельности подошла только в 9 классе, когда стала подавать заявки на масштабные конкурсы.
Например, я приняла участие в смене «Гранты СИБУРа». Нефтегазохимическая компания СИБУР проводит ее для одаренных детей из регионов. Программа помогает развивать компетенции, отвечающие требованиям СИБУРа к «инженеру будущего», и готовит к поступлению в вузы на профильные направления.
Вместе с командой мы работали над кейсом «Новые реалии катализа». Нашей задачей стало найти замену катализаторам для нефтегазохимической промышленности. По результатам смены мы заняли первое место!
Разработку собственного большого проекта я начала на «Сириус.Лето: начни свой проект». Эта программа — отличная возможность для тех, кто не может придумать тему и не знает, как работать с проектом. Я обожаю химию, поэтому, когда изучала проектные задачи, выбрала тему, близкую к моей сфере интересов.
С ребятами из команды и наставником мы ездили в Лабораторный корпус Университета Талантов, где и готовили наш проект. Он называется «Исследование влияния криогенной обработки металлографическим методом на коррозионную стойкость стали 30ХГСА и на появление межкристаллитной коррозии алюминиевых сплавов».
В России ущерб от коррозии достигает около 3-4% ВВП страны ежегодно. Эффективным методом борьбы с ней является криогенная обработка металла, которая осуществляется при сверхнизких температурах. Она помогает продлить срок службы изделий и снизить затраты на их обслуживание и эксплуатацию.
Мы проверяли, как криогенная обработка влияет на коррозионную стойкость сплавов, и использовали температуру жидкого азота -196 ℃. Сначала брали образцы с криогенной обработкой и без, создавали коррозионную среду, ждали, пока появится коррозия, а после исследовали ее под микроскопом.
Мы узнали, как защищать свою разработку и отвечать на вопросы экспертов, а затем презентовали проект на республиканском этапе.
Этот же проект я отправила на «Большие вызовы». Подготовиться к конкурсу мне помогла трехдневная программа «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Мы работали над своими проектами, общались с экспертами и настраивались на заключительный этап, где нас ждало тестирование и собеседование.
Я сильно волновалась перед собеседованием, хотя в Университете Талантов мы разбирали вопросы, которые мне могут задать. Прямо во время интервью по техническим причинам у нас прервалась связь с экспертом. В этот момент я подумала, что у меня ничего не получится. Поэтому, когда узнала, что стала призером, не могла поверить. Все же очень приятно осознавать, что проект, над которым я работала весь учебный год, помог мне занять призовое место на всероссийском уровне.
Сейчас мое исследование завершено. Теперь я бы хотела разрабатывать проекты, связанные с высокомолекулярными соединениями. Это поможет мне понять, готова ли я связать свою жизнь с этой сферой после окончания школы.
После заключительного этапа меня пригласили на образовательную проектную программу «Большие вызовы» в «Сириус». Поначалу было непросто: я не ожидала такого активного темпа работы. Все дни напролет мы находились в инновационных лабораториях, а после занимались самостоятельно, готовились к предзащитам. Еще было важно наладить взаимоотношения с командой, ведь конечный результат зависел от наших общих усилий.
Наш проект для компании СИБУР получил название «Умные композиционные материалы с перестраиваемой полимерной матрицей». Умные полимерные материалы в настоящее время могут совершить революцию в различных областях промышленности — все благодаря их способности изменять свои свойства под воздействием внешних факторов. Под руководством наставников мы исследовали витримеры — новый класс полимеров. Они обладают эффектом памяти, адаптивностью и способностью к самовосстановлению.
Проектная деятельность помогает развить навыки, которые пригодятся в будущем — например, на защите курсовых и дипломных работ, диссертаций. Также это возможность изучить то, на что нет ответов в интернете и других общедоступных источниках, создать что-то уникальное и сделать мир лучше. А еще дипломы призеров и победителей проектных конкурсов — хороший вклад в портфолио, которое пригодится при поступлении в вуз.
Всем, кто хочет добиться успеха в проектной деятельности, я советую не расстраиваться, если что-то не получается. Когда я начинала работать над проектом, то сама не до конца разбиралась в теме. Но глубже изучив ее, я смогла стать призером «Больших вызовов». Задавайте вопросы наставникам, общайтесь с командой — поддержка единомышленников в этом деле очень важна.
26 августа 2024
Арина Попова: «Стремление к идеалу — это ключ к успеху»
Увлечение химией и проектной деятельностью привело Арину Попову к призерству в конкурсе «Большие вызовы» и участию в программе в «Сириусе». Об исследовании экологических проблем и разработке проектов Арина рассказала нам в рубрике «История успеха».
Проектной деятельностью я начала увлекаться в 7 классе, когда поступила в Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). В лицее есть все условия для разработки проектов — профильные занятия, методист по проектной деятельности Багатова Резеда Гумаровна, оборудование, организация работы в лабораториях КНИТУ и большая поддержка любой инициативы.
Тогда же я узнала про Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» от методиста лицея. Это крутая возможность для самореализации, поэтому я решила подать свой проект «Диспергенты для ликвидации разливов нефти в арктических морях» на направление «Освоение Арктики и Мирового океана». Созданием проекта я занималась совместно с наставником — ассистентом кафедры ХТПНГ КНИТУ Дилярой Фаткуллиной.
Арктика — один из самых уязвимых регионов планеты с особыми природными ценностями. Разливы нефти там могут привести к серьезным экологическим катастрофам, а восстановление экосистемы после таких инцидентов занимает много времени. Кроме того, разливы сопряжены со значительными экономическими потерями для стран, занимающихся добычей нефти в данном регионе.
Лучшим методом ликвидации разливов в таких условиях считается физико-химический метод. Он включает в себя использование диспергентов. Это вещества, которые разбивают нефтяное пятно на многочисленные мелкие капельки и перемещают нефть с поверхности воды в толщу. Там они уже поглощаются природными микроорганизмами. Таким образом диспергенты ускоряют естественное рассеивание нефти. В рамках проекта я создала диспергент на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Подготовиться к участию в «Больших вызовах» мне помог «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Программа подняла мой проект на новый уровень, я получила много интересной, полезной информации и положительной обратной связи от экспертов.
Заключительный этап конкурса начался с тестирования. Было несложно, нужно было просто включить логику. Следующим этапом стало собеседование. Порадовало, что эксперты спрашивали не только про проект, но и про меня саму. Например, были вопросы: «Как ты работаешь в команде?», «Какими навыками обладаешь?», «Почему именно ты должна пройти дальше?». Я достойно ответила на каждый из них.
Я считаю, что у меня действительно хороший проект, ценный не только для конкретного региона, но и для всей страны. Особенно, для компаний в нефтегазовой отрасли. Поэтому ожидала, что окажусь в списке призеров. Это прибавило мне уверенности в себе и подарило путевку в Образовательный центр «Сириус» на проектную программу «Большие вызовы».
Поездка в «Сириус» летом — это прекрасная возможность и отдохнуть, и продуктивно поработать! Вместе с командой из шести человек мы разработали исследовательский проект «Комплексная оценка загрязненности морским мусором на примере Черного моря» для Государственного океанографического института (ГОИН).
Мы шесть раз ездили на разные пляжи побережья Сочи. Осматривали их на предмет биологических индикаторов, оценивали рекреационную нагрузку, брали пробу воду и анализировали ее на биопланктон, составляли кадастр микрочастиц, вели полевые дневники и отчеты. Результаты работы подробно описали в статье.
Выяснилось, что в Черном море есть мусорные скопления, которые в результате штормов попадают на берег. Также в загрязнении не последнюю роль играют заводы, находящиеся поблизости. Ну и, конечно, нельзя исключать человеческий фактор: мы заметили много бумажек, пластиковых стаканчиков, окурков, которые, очевидно, оставили люди. Все это наносит ущерб морским экосистемам.
Я считаю, что забота об окружающей среде должна быть закреплена на федеральном уровне. Нужно донести до людей, что если мы будем продолжать мусорить, то останемся жить на большой свалке.
Мне очень нравится заниматься проектной деятельностью, и «Большие вызовы» — не единственный конкурс, в котором я участвовала. Например, в апреле я заняла второе место в секции «Техносферная экологическая безопасность (в нефтегазовой отрасли)» конкурса научно-исследовательских проектов «Ступени». Он проводится каждый год для учащихся «Газпром-классов».
Проекты позволяют развиваться творчески, ведь нужно придумать то, чего еще не было. А работа в команде формирует множество навыков, которые невозможно получить в одиночестве. Я перехожу в 11 класс, буду готовиться к экзаменам и поступлению в вуз, но про проекты забывать не буду.
Всем проектникам я советую стремиться к совершенству. Идеала невозможно достичь, но стремление к нему — это ключ к успеху.
21 августа 2024
Арина Кузьмина: «”Большие вызовы” — отличная возможность для продвижения проекта»
В июле в Образовательном центре «Сириус» завершилась программа «Большие вызовы», в которой приняла участие и Арина Кузьмина — призер заключительного этапа одноименного конкурса. В интервью Арина рассказала о своем проекте и прохождении всех этапов «Больших вызовов».
Мой проектный путь начался после 6 класса, с поступления в Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).
В лицее есть направленность на разработку проектов, с нами на постоянной основе работает методист по проектной деятельности. К тому же, я учусь в «Газпром-классе», где мы получаем опыт исследовательской работы совместно с учеными, участвуем в мероприятиях от компании — слетах, фестивалях и олимпиадах.
В 10 классе я разработала проект «Синтез азотсодержащих соединений — потенциальных ингибиторов коррозии». Моим наставником стала Роза Геннадьевна Тагашева — доцент кафедры «Технологии основного органического и нефтехимического синтеза имени профессора Г.Х. Камая» КНИТУ, кандидат химических наук.
На сегодняшний день сильно страдает добыча и транспортировка нефти и газа из-за коррозии и ее продуктов: было много случаев утечки и отравления окружающей среды. А починка оборудования и его замена стоят дорого. Поэтому необходимы ингибиторы, которые замедляют и предотвращают процесс коррозии. Чем шире линейка ингибиторов, тем более подходящую под индивидуальные условия трубопровода ингибиторную композицию можно подобрать.
Я ставила несколько вариантов синтеза, но результат принес только последний. Он дал хороший продукт, который потенциально может обладать свойствами ингибитора. И, поскольку я всей душой болею за свой проект, то решила отправить его на разные конкурсы, в том числе и на «Большие вызовы». Этот конкурс — отличная возможность для продвижения, не подать заявку было бы большой ошибкой.
Подготовиться к конкурсу мне помогла программа «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Это были очень активные три дня: мы общались с экспертами, слушали лекции, дорабатывали проекты. Благодаря этому на республиканском этапе конкурса я стала призером в направлении «Новые материалы» и прошла на заключительный.
Заключительный этап «Больших вызовов» проводится в два этапа:
- Тестирование было несложным, все задания оказались решаемыми.
- Собеседование. С экспертом — Сорокой Людмилой Станиславовной, кандидатом химических наук и доцентом «Отделения химической инженерии» Томского политехнического университета — мы общались около получаса. Она дала мне ценные советы по проекту.
Конечно, я очень волновалась перед защитой и думала, что не пройду дальше. Главное, о чем стоит помнить во время выступления — эксперты тоже люди, которые могут уставать. Поэтому я просто всем советую улыбаться — это всегда поднимает настроение. Рассказывайте о своем проекте, будто выступаете в очередной раз перед своим научным руководителем, и делайте это с воодушевлением.
Когда я увидела себя в списке призеров заключительного этапа, это принесло мне внутреннее ощущение уверенности в себе. Я поняла, что не хуже других и не зря столько работала.
Как призер, я отправилась на научно-технологическую проектную программу «Большие вызовы» в Образовательный центр «Сириус». Я даже не ожидала, что проектная деятельность займет там большую часть времени. Но сейчас понимаю, что так было нужно.
Самое главное на таких программах — это люди. У нас было потрясающие кураторы! А с преподавателями мы были «на одной волне», хотя ранее они не взаимодействовали со школьниками и впервые участвовали в «Больших вызовах», как и большинство участников нашей команды. Преподаватели признались, что тоже переживали, но звезды сошлись, и все прошло удачно!
Всего в нашей команде было 9 школьников. Совместно мы трудились над проектом «Полимер для натрий-ионных аккумуляторов — безопасный гибкий электролит». Каждому из нас досталась своя роль. Мне — химик-аналитик, другим — инженер-технолог, химик-технолог, инженер-тестировщик и т.д. У всех ребят разные сферы интересов. Возможно, учиться вместе нам бы не удалось, но вот работать в одной команде было комфортно. Например, я совсем не разбираюсь в компьютерах и IT. У нас были ребята, которые взяли это на себя — делали презентацию и сайт с учетом пожеланий остальных членов команды.
В итоге мы разработали аккумулятор, который работает на ионах натрия и содержит в себе полимер в качестве электролита. Он имеет ряд преимуществ над жидкостными и литий-ионными аккумуляторами, поскольку делает запас энергии более дешевым и безопасным процессом.
Впереди у меня 11 класс, который я посвящу подготовке к ЕГЭ. Но, если получится, снова подамся на «Большие вызовы». В дальнейшем я очень хочу продолжать проектную деятельность. Ведь с каждым новым проектом я лучше понимаю производственные процессы, с которыми, возможно, в будущем придется работать.
Если вы хотите, чтобы ваша разработка стала успешной, найдите себе наставника и заручитесь его поддержкой. Также посещайте специальные программы — например, тот же самый «Проектный коллайдер». Вы сможете увидеть выступления других ребят, оценить их уровень подготовки и понять, как можно развивать собственный проект с помощью конкурсов.
25 июля 2024
Как прошла программа «Большие вызовы» в «Сириусе»
С 1 по 24 июля в Образовательном центре «Сириус» состоялась научно-технологическая проектная программа «Большие вызовы» для призеров и победителей заключительного этапа одноименного конкурса.
В 2024 году программа проходит уже в девятый раз. В этот раз она собрала 436 школьников из 71 региона страны. На программу также отправилась сборная Республики Татарстан из 16 человек.
Ребята работали над задачами от крупных компаний, вузов и научных институтов в 14-ти направлениях, а теперь готовы поделиться своими впечатлениями.
«Когнитивные исследования»
В рамках направления участники разработали проект «Подходы для тестирования эмоциональных характеристик человека» от Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Они изучали, как можно оценить эмоциональное состояние человека в определенный момент с помощью субъективных (опросы) и объективных методик (ЭЭГ, ЭКГ и КГР), и обрабатывали данные биоэлектрической активности мозга и сердца.
Ясмина Исмагилова, победитель заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— На программе мне больше всего понравились люди: я встретила много заряженных ребят со всех уголков России. Еще почти каждый день мы слушали выступления по различным тематикам — от генетики до устройства нейронных сетей. Главный опыт, конечно, я получила в научной психологии и когнитивистике. Наши преподаватели — настоящие профессионалы!
«Новые материалы»
В этом направлении ребята работали над проектом «Умные композиционные материалы с перестраиваемой полимерной матрицей». Умные полимерные материалы могут совершить революцию в различных областях промышленности благодаря их способности изменять свои свойства под воздействием внешних факторов. Команда занималась разработкой витремеров — нового класса полимеров. Заказчиком проекта стала одна из крупнейших интегрированных нефтегазохимических компаний России — СИБУР.
Камила Багавеева, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Программа получилась очень интересной и продуктивной! Мы работали по шесть часов в день, создавая новый умный материал. За время смены в «Сириусе» я определенно развила свои коммуникативные навыки и прокачала уровень знаний в химии и материаловедении.
Еще один проект, который был создан в рамках направления, — «Полимер для натрий-ионных аккумуляторов — безопасный гибкий электролит». Участники разработали аккумулятор, который работает на ионах натрия и содержит в себе полимер в качестве электролита. Он имеет ряд преимуществ над жидкостными и литий-ионными аккумуляторами, поскольку делает запас энергии более дешевым и безопасным процессом.
Арина Кузьмина, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Я очень рада участвовать в программе «Большие вызовы». Мне попался интересный проект, крутые кураторы и преподаватели, которые направляли, поддерживали команду и находились с нами на одной волне. Отдельная благодарность сотрудникам лаборатории за проведенные исследования: мы поняли, как устроены приборы, и смогли ими воспользоваться. Особенно ценю знакомства, которые завела на смене: я встретила умных и веселых ребят, готовых двигаться к успеху!
«Передовые производственные технологии»
Участники разработали проект «Система анализа структуры металла на основе нейронных сетей». Сегодня проводится большое количество исследований микроструктуры стали, на каждое из них уходит до полутора часов. При этом на предприятиях не хватает специалистов. Разработка позволит быстрее проводить исследования микроструктуры в соответствии с ГОСТ для оценки качества продукции, а также компенсировать нехватку специалистов.
Полина Бабкина, победитель заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Смена прошла продуктивно. У нас было шесть часов для ежедневной работы над проектом и его улучшения. Если появлялись вопросы или непонимание, то сразу все обсуждалось. Также не забывали и про отдых: прогулки по набережной, купание в море и бассейне, выездные экскурсии. Больше всего запомнилось именно времяпровождение с командой и посещение чайной плантации!
«Умный город и безопасность»
В рамках данного направления ребята создали мобильное приложение с использованием дополненной реальности (AR) для эффективного обучения сотрудников ООО «Газпромнефть-Восток» правилам безопасности на предприятии. Идея приложения в том, что при наведении сотрудником камеры на производственный объект появляется всплывающее окно с паспортом безопасности. Это позволит минимизировать количество аварий на нефтегазовом производстве.
Тимур Рысаев, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— В команде нашего проекта было 5 человек. Я выполнял задачу 3D-моделлера и разрабатывал модель буровой установки, а также занимался ее печатью. Мои коллеги собирали само AR-приложение на платформе Unity.
Ярослав Блинков, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Больше всего мне запомнилась работа в команде. Также понравились события, которые были доступны по записи: различные концерты, спортивные испытания, мастер-классы.
«Экология и изучение изменений климата»
Проект «Создание экологического атласа водосборного бассейна р. Мзымта» заключался в создании экологического атласа, книги или электронного сборника со сведениями об экологической обстановке реки Мзымты в Краснодарском крае. После проведения Олимпийских игр на реку было оказано большое антропогенное воздействие, поэтому сейчас очень важно следить за ее состоянием. Экологический атлас позволит наблюдать за текущим положением ученым-экологам.
Айгуль Шигапова, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Программа «Большие вызовы» стала для меня прекрасным открытием: я познакомилась с хорошими ребятами и узнала много нового в абсолютно неизвестной мне науке — гидрохимии. А еще много работала в лаборатории, о чем давно мечтала!
«Нанотехнологии»
Ребятам удалось разработать проект «Автоматизированная модификация графен-оксидных и металл-углеродных наноструктур для создания программируемых полимерных функциональных композитов». Заказчик — Научно-образовательный центр инфохимии Университета ИТМО.
Амина Аглиуллина, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— В рамках проекта мы сделали сенсоры на нахождение различных ионов в поту человека для регулирования солевого баланса организма. Я приобрела еще больше опыта взаимодействия в команде и работы на специальных приборах AFM, XRD, UVIS.
«Современная энергетика»
Команда работала над проектом «Полигон атомных станций малой мощности» для Госкорпорации «Росатом» и Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского г. Обнинск.
Дарья Жаркова, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Мы создали концепт функционирующего полигона атомных станций малой мощности, который выполняет научно-исследовательскую, образовательную, энергетическую функции, а также получает изотопы для ядерной медицины. Для визуализации разработали интерактивный макет. Больше всего мне запомнились наша команда, классное свободное время и масштаб происходящего!
Другая команда занималась проектом «Добыча лития из попутно добываемой воды» для нефтегазовой компании «Зарубежнефть».
Арина Савельева, участница заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Программа была очень увлекательная, все прошло отлично! Нам нужно было очистить эмульсию, состоящую из нефти газа и воды, а затем получить карбонат лития. Я получила много новых знаний, научилась паять и работать с 3D-принтером.
«Агропромышленные и биотехнологии»
На этом направлении работа велась над платформой для определения природы патогена, вызывающего «Болезнь Х». С помощью разработанной тест-системы можно определить природу патогена, вызывающего то или иное заболевание. Если человек заражен бактериальной инфекцией, то можно определить, имеет ли данная бактерия резистентность к различным антибиотикам. Заказчиком проекта является фармацевтическая компания «Р-Фарм».
Ислам Юнусов, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Программа «Большие вызовы» дала мне возможность больше развиться в той области, что мне интересна, получить новые теоретические знания и практические умения. На протяжении смены проводились различные интересные лекции от ведущих ученых страны, директоров университетов, кандидатов и докторов наук. Здорово находиться среди целеустремленных, мотивированных, умных и разносторонних сверстников, которые открыты к получению новых знаний.
«Освоение Арктики и Мирового океана»
На программе команда трудилась над проектом «Комплексная оценка загрязнения морским мусором на примере Черного моря» для Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова (ГОИН).
Загрязнение морской среды является одной из наиболее серьезных экологических проблем современности. Морской мусор, состоящий из различных видов пластика, резины, стекла, металла и других материалов, наносит значительный ущерб морским экосистемам и оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Ребята провели геоэкологическую оценку состояния черноморских пляжей в несколько этапов: сбор биоиндикатора, отбор микропластика с помощью сит, ведение полевого дневника, составление кадастра микрочастиц, проба воды и ее анализ на биопланктон. Конечными продуктами стали статья и сайт с исследованием.
Арина Попова, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:
— Программа «Большие вызовы» дала возможность попробовать себя в роли ученого и определиться с будущей профессией. А еще я училась работать в команде и нашла новых друзей и единомышленников!