DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Новости

В разделе «Новости» публикуются анонсы о наших событиях, интервью со студентами, наставниками и экспертами, полезные материалы для саморазвития и актуальные новости об Университете Талантов.

Как развивать кружковое движение с помощью TikTok

11 июня 2021

Как развивать кружковое движение с помощью TikTok

Репортаж с Республиканского фестиваля кружков «Тик-Ток Кружок»

4 и 5 июня в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан прошел фестиваль «Тик-Ток Кружок». Всего на мероприятии было 78 участников, в числе которых  самые активные члены кружков из Казани, Волжска, Ижевска и  Нижнекамского, Менделеевского, Буинского, Зеленодольского, Тетюшского, Сабинского, Челнинского, Высокогорского, Кайбицкого, Кукморского, Мамадышского, Актанышского районов Татарстана, руководители кружков, казанские блогеры и лидеры направлений Университета Талантов. Для участия нужно было подать заявку на официальном сайте.

С помощью социальных сетей и грамотного создания контента можно увеличить популярность продукта. Россия занимает 4 место в мире по популярности TikTok. Огромная часть аудитории - школьники и дети дошкольного возраста. Через социальные сети можно продвигать множество идей, движений, в том числе образовательных. На фестивале «Тик-Ток Кружок» участники научились снимать крутой контент, посетили мастер-классы и узнали ценные рекомендации экспертов по созданию контента.


Основная цель мероприятия - собрать участников кружков, которые входят в экосистему Университета Талантов, и научить их создавать привлекательный контент в социальных сетях. Кроме того, фестиваль стал отправной точкой в создании объединенного сообщества кружков Республики Татарстан. В Университете Талантов  в течение 2020-2021 годов функционировало множество кружков: 10 в Республиканском центре более 90 партнерских по всей республике. 


Анна Габдуллина, координатор Лаборатории проектного творчества Университета Талантов:

- Одна из наших целей заключается в том, чтобы о кружках узнало больше школьников и взрослых, поэтому мы и решили задействовать социальные сети. TikTok - одна из самых популярных социальных сетей, поэтому решено было научиться работать с ней. Школьники собрались разного возраста, было много креатива со стороны более младших участников и серьезный, грамотный подход взрослых ребят. Наша цель выполнена - идеи на будущее заложены, информация получена, время провели продуктивно и весело. Фестиваль - небольшой, но уверенный шаг в сторону формирования кружкового сообщества, комьюнити, объединенного общими ценностями.


На фестивале были мастер-классы, тренинги, круглый стол и общая внутрикомандная работа. Мастер-классы провели ментор и наставник по личностному росту, TikTok блогер, ведущая международных фестивалей Камилла Рахманова, эксперт по TikTok, блогер Александр Ситников, известный под псевдонимом Саня Движ. 

На фестивале прошли следующие мастер-классы:

  • Мастер-класс «Как делать крутой медиа-контент» - участники познакомились с трендами в TikTok 2021 года, узнали про алгоритмы продвижения и повышении экспертной узнаваемости;
  • Мастер-классы от команд кружков-участников фестиваля - руководители кружков рассказали про художественное слово, проектную деятельность, умение нравиться окружающим и провели проектные мастер-классы по рисованию и рукоделию;
  • Ворк-шоп «Тик-Ток Креатив» -  участники узнали про 5 ошибок блогеров в продвижении и как делать крутой контент с помощью телефона; 
  • Мастер-класс для учащихся кружков «Прокачай себя с помощью Университета Талантов» - эксперты и наставники Университета Талантов познакомили участников с работой Университета Талантов, soft-skills и работой Лабораторного конкурса.


Помимо работы со школьниками, на фестивале были и мероприятия для руководителей кружков. Педагогом стала тренер-эксперт soft-skills и наставничества Университета Талантов Диана Валиуллина. Она рассказала, как правильно работать со своими и чужими эмоциями. В рамках фестиваля для участников и педагогов провели экскурсию по лабораторному корпусу Республиканского центра, а эксперты и руководители кружков прочитали лекции и мастер-классы «Сердце и мозг: что между ними общего», «Мир на ладошке под микроскопом», «Simple Dimple: кружок органической химии», «Основы компьютерного зрения на Python».


Вильдан Фатхиев, комьюнити-менеджер Лаборатории проектного творчества Университета Талантов:

- Множество организаций используют такие медиа пространства, как Tiktok, для завлечения детей в образовательную индустрию. С помощью социальных сетей дети учатся с интересом. Им понятнее, когда для обучения используются их любимые фильтры, переходы, слова и маски. Видео короткие, поэтому они просто не успевают надоесть. Я считаю, что коллаборация медиа инструментов и образовательной программы вполне уместна, тем более в век информационных технологий. Сам формат мероприятия являлся новинкой в Университете Талантов, поэтому данный фестиваль - это пробное пространство. По обратной связи некоторых участников, могу сказать, что у школьников появилось вдохновение и четкое намерение делать интересный, крутой контент в будущем.


На всех мастер-классах школьники могли снимать видео. Они знакомились, общались, создавали команды и делали креативные ролики. Всего было две команды с разновозрастными участниками, что добавляло сложности и интереса. В конце мероприятия Университет Талантов презентовал все действующие кружки и пригласил к участию в них школьников.

Артур Багавеев, ученик 9 класса Химического лицея интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии г. Казань:

- Я занимался в кружках по химии и биологии. Научился на фестивале доносить идею своего проекта, исследования через социальные сети. Узнал, как набирать аудиторию и работать с ней. На мой взгляд, в современном мире это очень важно. 


Елизавета Василенко, ученица 10 класса гимназии №36 г. Казань:

- Раньше я даже не задумывалась о создании контента всерьез. Мне очень понравилась блогер Камилла Рахманова, она складно рассказывала и после съемки видео давала ценные комментарии о том, что нужно исправить. Конечно, было получено много новой информации о создании контента. Если я решу стать блогером, то они сильно помогут на первых порах.

Дания Загидуллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов

Возможности: для педагогов и учащихся

11 июня 2021

Возможности: для педагогов и учащихся

Конкурсы и программы для педагогов, работающих с одаренными детьми, а также будущих великих музыкантов

Если вы педагог или школьник, и вы постоянно хотите приобретать новые знания, совершенствовать свое саморазвитие, знакомьтесь с интересными образовательными конкурсами и программами. Для участия в них нужно поторопиться, ведь именно умение быть гибким, решительным и готовность двигаться дальше, поможет вам оказаться в списке участников этих проектов.

Образовательная программа «Музыкально-исполнительское искусство» по специальностям:  фортепиано, скрипка, виолончель, саксофон, кларнет

 Для кого: зарегистрировавшиеся школьники

 Прием заявок: до 21 июня (включительно)

Даты проведения: 1-24 октября

Подробнее: https://sochisirius.ru/obuchenie/music/smena935/4514

 Программа направлена на совершенствование профессиональных навыков сольного инструментального исполнительства. В процессе интенсивного индивидуального обучения участники программы приобретут знания, умения и навыки профессиональной работы с музыкальным материалом, откроют новые творческие возможности на занятиях по композиции, сценическому движению и актерскому мастерству, а также продемонстрируют свои успехи и достижения на академических концертах.

 В программе будут проводиться мастер-классы по специальному инструменту фортепиано, скрипка, виолончель, саксофон, кларнет, индивидуальные репетиции с концертмейстером, мастер-классы по композиции; комплекс теоретических занятий по сольфеджио, теории и истории музыки, мастер-классы по сценическому движению и актерскому мастерству; самостоятельные занятия учащихся, концертная практика.

 Мастер-классы по специальному инструменту проводят педагоги из Центральной музыкальной школы при МГК имени П.И. Чайковского, профессора из Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, преподаватели высочайшего уровня из ведущих музыкальных высших учебных заведений страны и заслуженные деятели культуры.

По вопросам участия в образовательной программе можно обращаться по адресу art@sochisirius.ru.

Программа повышения квалификации «Современная химия в углубленном школьном курсе. Физическая и неорганическая химия»

Для кого: педагоги региональных центров по работе с одаренными детьми в области химии; учителя химии, работающие в профильных классах; педагоги дополнительного образования, работающие с одаренными детьми в области химии; учителя химии, которые работают с детьми на углубленном уровне и занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по химии высокого уровня

Прием заявок: до 17 июня 2021

Даты проведения: 7 - 13 августа 2021

Подробнее: https://sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena948/4586

Педагогическая программа посвящена наиболее сложным вопросам школьного курса химии на углубленном уровне. Она тематического характера: в ней будут рассмотрены основные разделы физической химии, включая физические методы исследования веществ, и наиболее интересные разделы неорганической химии. Теоретические занятия будут сочетаться с практической работой. Будут рассмотрены методы решения теоретических и экспериментальных олимпиадных задач различной степени сложности

Программа даст возможность учителям организовать системную работу по подготовке школьников к химическим олимпиадам высокого уровня. В дополнение будут рассмотрены психолого-педагогические аспекты одаренности и обсуждены технологии выявления одаренных детей и работы с ними.

Отбор слушателей на программу будет проходить в конкурсном формате. 20 июня будет проведено тестирование по неорганической и физической химии. Для участия в программе будут отобраны не более 30 слушателей.

Итогом программы станет мини-конференция, на которой каждый слушатель подготовит сообщение с презентацией по одной из тем, предложенных преподавателями.

По вопросам участия в образовательной программе можно обращаться по адресу: pk@talantiuspeh.ru

Конкурс социальных проектов для школьников

Для кого: учащиеся 11-17 лет

Прием заявок: до 21 июня 2021 года

Даты проведения: после 5 июля

Подробнее: https://asi.ru/news/181915/

Агентство стратегических инициатив объявило конкурс социальных проектов для школьников. Его победители получат бесплатные путевки в международный детский центр «Артек» на тематическую смену и станут участниками образовательной программы «Кадры будущего для регионов».

В конкурсе могут участвовать школьники, у которых есть опыт социокультурного проектирования и реализации социально значимых проектов, меняющих жизнь в школе, городе, стране или во всем мире, в том числе участники программы АСИ «Кадры будущего для регионов», участники других конкурсов и программ по социально-экономическому развитию субъектов и предпринимательства.

Участник конкурса должен подготовить проектную работу, его описание (название, обоснование, описание, ожидаемый результат, риски проекта, стадия реализации, если проект запущен). Помимо этого нужно отправить сертификаты, грамоты (не более пяти) подтверждающие лучшие личные достижения по социально-экономическому развитию регионов и предпринимательства за последние три года.

По итогам конкурса отберут лучшие проекты и помогут им выйти на новые уровни реализации, а также понять, какие проблемы волнуют детей в области туризма, экологии и здравоохранении.

Заявки принимаются по адресу: konkurs.artek.asi@asi.ru. Итоги конкурса подведут 5 июля.

Образовательная программа «Музыкально-исполнительское искусство» по специальностям:  фортепиано, скрипка, виолончель, саксофон, кларнет

 Для кого: зарегистрировавшиеся школьники

 Прием заявок: до 21 июня (включительно)

Даты проведения: 1-24 октября

Подробнее: https://sochisirius.ru/obuchenie/music/smena935/4514

Программа направлена на совершенствование профессиональных навыков сольного инструментального исполнительства. В процессе интенсивного индивидуального обучения участники программы приобретут знания, умения и навыки профессиональной работы с музыкальным материалом, откроют новые творческие возможности на занятиях по композиции, сценическому движению и актерскому мастерству, а также продемонстрируют свои успехи и достижения на академических концертах.

В программе будут проводиться мастер-классы по специальному инструменту фортепиано, скрипка, виолончель, саксофон, кларнет, индивидуальные репетиции с концертмейстером, мастер-классы по композиции; комплекс теоретических занятий по сольфеджио, теории и истории музыки, мастер-классы по сценическому движению и актерскому мастерству; самостоятельные занятия учащихся, концертная практика.

Мастер-классы по специальному инструменту проводят педагоги из Центральной музыкальной школы при МГК имени П.И. Чайковского, профессора из Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, преподаватели высочайшего уровня из ведущих музыкальных высших учебных заведений страны и заслуженные деятели культуры.

По вопросам участия в образовательной программе можно обращаться по адресу art@sochisirius.ru.

Мария Якимова: «Как любой спортсмен, я хочу быть известной»

10 июня 2021

Мария Якимова: «Как любой спортсмен, я хочу быть известной»

Интервью с юной шахматисткой, студентом Университета Талантов Марией Якимовой о победе на первенстве России по шахматам

Студент Университета Талантов Мария Якимова с семи лет занимается шахматами и регулярно принимает участие в первенствах России. В свои 15 лет она впервые стала победителем первенства России, которое проходило в конце апреля в Сочи. Мария планирует связать свою карьеру с шахматами.  

 - Как ты начала заниматься шахматами?

- С ними меня познакомил мой папа, так как он сам играл в детстве. Когда привел меня на первое занятие, оказалось, что меня берет ученицей первый тренер моего папы. Именно так шахматы стали большой частью моей жизни. Сейчас я закончила 9 класс и буду учиться до 11 класса. В дальнейшем свяжу свою карьеру с шахматами.

 - Как ты познакомилась с Университетом Талантов?

- С Университетом Талантов меня познакомил директор школы олимпийского резерва по шахматам и шашкам имени Р.Г. Нежметдинова Рустам Маратович Гарифуллин.  Я стала студентом Университета Талантов в январе 2021 года и уже принимала участие в профильной онлайн-программе по шахматам Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус». Ее проводил международный гроссмейстер и профессиональный тренер, основатель шахматной школы IQ Chess Артем Ильин.  Полученные на этой программе знания помогли мне на турнире. 

 - Кто твой кумир в шахматах, хочешь ли ты быть знаменитым гроссмейстером? Кто тебя вдохновляет или ты хочешь у кого-то поучиться?

- На самом деле, мне сложно выбрать какого-то одного шахматиста, мне импонируют Хоу Ифань, Екатерина Лагно, Александра Костенюк, казалось бы, совершенно несочетаемыми качествами. Это твердость характера, сила духа, и в то же время доброта, женская красота и нежность. Но несомненно, как и любой спортсмен я хочу быть известной!


- Сколько раз ты становилась участницей чемпионата России по шахматам? Как проходит отбор?

- Победа в этом первенстве России стала для меня самой первой. Но я с раннего возраста иду к своей цели и уверена, что самые крупные победы еще впереди.  С 2015 года ежегодно участвую на первенствах России. В 2016 году стала бронзовым призером, а в 2019 году стала вице-чемпионкой России. Отбор проходит на первенствах федеральных округов, также туда можно попасть, набрав определенный рейтинг.

- Расскажи подробнее о прошедшем чемпионате России: как он был организован, какие были сложности и как пришла победа, какие были эмоции?

- Чемпионат России проходил в Сочи и был отлично организован. Я опережала конкурентов на одно очко, но проиграла в восьмом туре, после чего, на этом промежуточном этапе, я делила первое место с четырьмя девочками. Мне помогли выиграть дополнительное показатели. Конечно, я была счастлива! Еще раз повторю – это первое первенство России, которое мне удалось выиграть и это для меня крупнейшая победа.

  - Какие дальнейшие планы, на каких ты соревнованиях сейчас и к чему готовишься?

- Недавно завершился мемориал Р.Г. Нежметдинова - этап кубка России, где я набрала 6 из 9 баллов и выиграла первый женский приз. Ближайшие турниры – Высшая лига чемпионата России, сейчас готовимся к нему. 

Гульназ Тухватшина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Найдите себя  в «Цифровом пространстве»

9 июня 2021

Найдите себя в «Цифровом пространстве»

Станьте победителем Конвента, участвуйте в выставке и получите гранты на развитие своего проекта

Международный конвент молодых лидеров государств – участников СНГ «Цифровое партнерство» Комитет по цифровому развитию СНГ, Ассоциация «Деловой Центр экономического развития СНГ» при поддержке Фонда президентских грантов и Исполнительного комитета СНГ с 20 мая по 10 октября 2021 года проводят Международный конвент молодых лидеров государств – участников СНГ «Цифровое партнерство».  Это социальное образовательное мероприятие предназначено для школьников 8-11 классов, студентов, молодых ученых, инженеров и IT-специалистов, проживающих в РФ и в странах-действительных членах Содружества независимых государств. 

Международный конвент состоит из нескольких этапов, реализуемых последовательно в течение 2021 года:  

• 15-30 июня — образовательная программа, преакселератор

• 15-21 июля — онлайн-хакатон

• 23 июля – 10 сентября — акселератор

• 1-3 октября — цифровой форум с «виртуальной выставкой» проектов, Международная премия IT-решений для стран содружеств «Цифровая номинация».

Что дает вам участие и победа в Конвенте?

  • Грамоты и сертификаты участника;
  • Экспертное заключение по проекту для акселераторов, инкубаторов и инвесторов в виде документа;
  • Инвестиции и ресурсы для проекта;
  • Нетворкинг;
  • Предложения по работе и трудоустройство;
  • Мерч и подарки от партнеров;
  • Развитие команды проекта – привлечение специалистов;
  • Площадка для пилотирования проекта;
  • Разработка прототипа для первых продаж;
  • Выход на рынки СНГ. 

 Участие во всех этапах международного конвента – бесплатное. Участники могут регистрироваться на любые этапы и присоединяться на каждый этап в зависимости от предпочтений. Проведение мероприятий в рамках проекта будет реализовано в дистанционном формате. Регистрация на конвент открыта с 24 мая по 30 августа.

 

Тренировки на свежем воздухе: юные танцоры Татарстана освоили хип-хоп, вог и другую современную хореографию

9 июня 2021

Тренировки на свежем воздухе: юные танцоры Татарстана освоили хип-хоп, вог и другую современную хореографию

Репортаж с третьей профильной программы по хореографии «Let’s dance»

2 июня в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» началась профильная программа по хореографии «Let’s dance». 49 школьников 14-17 лет из Набережных Челнов, Рыбной Слободы, Елабуги, Чистополя и Казани попали на нее по результатам отборочного тура.  

Основная цель программы – повышение уровня навыков и умений у юных танцоров. Участники знакомятся с новыми видами танцев, улучшают эстетический вкус и учатся составлять сценический образ для выступления. Тренерами стали педагоги детской Академии танца «Funny» Айдар Нурмухаметов, Ильмира Габдрахманова, Диана Мазитова, Эльвина Сахапова, Александра Луговцева, Айгуль Садыкова, Ралина Габдуллина. 


Айдар Нурмухаметов, руководитель детской Академии танца «Funny» (Казань), магистр Казанского государственного института культуры, руководитель профильной программы по хореографии:

- Июньская программа направлена на формирование «танцевальной силы» Татарстана. Лучшие ребята собираются у нас, мы тренируемся вместе и они сдают зачеты, получают оценки. Конечно, дети и подростки здесь разные, но плюсы системы отбора дают о себе знать – все хотят достичь высоких результатов и знают, как эффективно  работать. Каждый педагог приехал с четкой целью - прокачать детей, передать им свой опыт и заразить любовью к современным танцам.

На июньской хореографической программе у участников появилась уникальная возможность потренироваться на свежем воздухе. Тренировки проходят на территории Национального парка «Нижняя Кама» в лагере «Звездный» Набережных Челнов. Сначала участники изучают теорию танца, а позже приступают к практической отработке движений. Изучают новые связки и па, придумывают свои небольшие выступления. Как только школьники заканчивают с одним видом танца, они сдают по нему зачет и приступают к следующему. 


Айгуль Садыкова, педагог профильной программы, организатор фестиваля «Позитив улиц»:

- Любому танцору нужен самоконтроль и самодисциплина. В этом плане с юных танцоров этой профильной программы можно брать пример, они каждое утро самостоятельно выходят на пробежку. Ребята очень разные, но все талантливые и трудолюбивые. Мне нравится, что они открыты новым знаниям, хотя и есть стеснение, небольшие зажимы. Убрать их – моя цель на этот 21 день. В современных танцах важно быть свободным, чтобы ребенок был заинтересован не в результате, а в самом процессе обучения, поиске своего стиля танца, в совершенствовании себя и своего тела!  Задача любого педагога – не просто научить идеальной технике, а сформировать у подопечного правильное отношение к танцу и телу.

Это третья хореографическая программа. Все они специализируются на современных танцах, при этом закладывают основы понимания классической хореографической культуры. На программе собрались разные участники: большая часть занимается народными и классическими танцами. В процессе участия школьники открывают себя и свое тело по-новому, ведь пробуют себя в направлениях: «Хип-хоп», «Джазз-Фанк», «Хаус», «Вог», «Контемпорари», «Дэнсхолл».


Тимофей Матросов, ученик 7 класса СОШ №53 (г. Набережные Челны):

- Я занимаюсь танцами в коллективе  «Бисеринка». Мне нравится, что на профильной программе, помимо улучшения танцевальных  навыков, я получаю удовольствие от происходящего. Здесь отличная атмосфера: весело и продуктивно. Педагоги - настоящие профессионалы. Я сам занимаюсь классическими и народными танцами, но вот уже на второй программе я знакомлюсь с современной хореографией. После сентябрьской программы мне с легкостью дался хип-хоп, который вел Айдар Нурмухаметов. Мастер-классы на профильных программах высокого уровня: узнаю много новых связок, помню несколько движений еще с сентября.

Лев Дудин, ученик 8 класса СОШ №40 (г. Набережные Челны):

- Танцы со мной восемь лет, хоть я и закончил основной курс, продолжаю заниматься дополнительно. Именно поэтому не упустил возможность попасть на профильную программу для танцоров. Уникально, что для танцоров в Татарстане организуют такие занятия, где можно отточить навыки, пообщаться с классными тренерами-педагогами. Для меня, народника, занятие современными танцами - это что-то новое, открывающее для меня все возможности тела. 

Итогом профильной программы станет спектакль, где все участники продемонстрируют наработанные навыки в танцах, в сценическом искусстве, в умении  держаться на сцене и работать в команде.


Дания Загидуллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов

Школьники Татарстана изучают птиц, насекомых и растения в полевых условиях

8 июня 2021

Школьники Татарстана изучают птиц, насекомых и растения в полевых условиях

Как проходит профильная программа по биологии «Полевые исследования и проектная деятельность в биологии»

2 июня стартовала июньская программа направления «Наука» в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус». Она уникальная: участники не только осваивают качественный курс теории, но и делают пробы, создают проекты в полевых условиях на территории Национального парка «Нижняя Кама». Участниками, после предварительного этапа, стали 45 юных биологов из Казани, Чистополя, Зеленодольска, Нижнекамска и Ютазинского, Высокогорского, Бугульминского, Балтасинского, Альметьевского, Аксубаевского и Азнакаевского районов Татарстана. Программа проводится на базе лагеря «Звездный» Набережных Челнов.


Основная цель – поддержка научного интереса к биологии у учащихся 7-8 классов и помощь в осознанном выборе профессии в будущем. Также в процессе программы участники обучаются исследовательской, проектной деятельности. Каждый ставит эксперименты  в области ботаники, зоологии и экологии, осваивает методы отбора проб, полевых биологических и экологических исследований, учится определять видовую принадлежность растений и животных. 21 июня каждый школьник предоставит собственный проект.


Искандер Набиуллин, разработчик программы, наставник победителей и призеров республиканских и всероссийских олимпиад по биологии и экологии:

- Эта программа была изначально ориентирована больше на практическую биологию. В школе обучающиеся получают теоретический материал, а на профильной программе есть уникальная возможность заниматься практической деятельностью: изучать флору, фауну, экологию, проводить лабораторные исследования. При этом не просто в природе, а в единственном Национальном парке, где множество разных видов животных и растений. Преподавательский состав очень сильный: Александр Новиков, например, уже открыл несколько видов беспозвоночных. Под вниманием педагогов школьники делают проекты, исследуют, делают экологические выводы. Каждый делает проект исследовательского характера,  касающийся местной флоры и фауны. Мне бы хотелось, чтобы участники нашли какие-то индикаторы, то есть растения, насекомых или животных, по наличию и количеству которых смогли самостоятельно определить экологическую благоприятность среды. Учитывая специфику территории, я думаю, юные биологи могут встретить виды, которые занесены в Красную книгу.


Участники слушают лекции, закрепляют материал на практических занятиях, решают тесты, а также исследуют окружающую среду: растения, птиц и насекомых. Программа охватывает экологию, зоологию, ботанику и биологию. Все занятия проходят под кураторством педагогов: автора программы, учителя биологии МАОУ «Гимназия-интернат №4» и Инженерного лицея КНИТУ-КАИ Искандера Набиуллина, студентов магистратуры Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Татьяны Сурниной, Александра Новикова, Дины Сиргалиной


В программе предусмотрены следующие модули:

  • Морфология и экология растений  – изучение строения растений, видов и методов работы с растениями, выходы на полевые исследования в Национальный парк;
  • Орнитофауна Республики Татарстан – знакомство с видовым разнообразием птиц на территории Национального парка, овладение методами исследования птиц в полевых условиях;
  • Биоразнообразие Республики Татарстан – знакомство с животными, насекомыми, микробами и растениями, обитающими в пределах Национального парка;
  • Зоология беспозвоночных – изучение строения и видового разнообразия беспозвоночных, освоение методов исследования;
  • Проектная деятельность – создание собственного проекта под кураторством педагогов, с применением всех полученных исследовательских и практических знаний.


Александр Новиков, педагог профильной программы, студент магистратуры Института фундаментальной медицины и биологии КФУ:

- Я занимаюсь классической зоологией, а моя сфера - веслоногие беспозвоночные раки. На программе вместе со школьниками мы изучаем беспозвоночных животных: насекомых, слизней, червяков. Уникальность программы в том, что здесь дети сами ищут материал, сами собирают пробы, сами все описывают и изучают. Теория на программе сложная, но адаптированная под возраст участников. Особенность программы также в том, что я и мои коллеги представляем самые свежие и актуальные данные, это формирует у ребят аналитическое мышление. Я ставлю себе целью изменить у школьников отношение к биологии, чтобы они увидели в предмете логику и пытались понять науку глубинно. 

Юных биологов разделили на три группы и организовали внутри них работу таким образом, чтобы участники с олимпиадной базой работали с теми, у кого есть только школьная база. Одна из задач программы – погружение участников в настоящую научную работу. «Большинство тех, кто сюда приезжает, изначально хотят работать в медицине. Здесь школьники могут почувствовать себя настоящими учеными, понять, чем они и занимаются, помочь друг другу, подтянуть знания»,  – добавил Александр. 


Татьяна Сурнина, педагог профильной программы, студентка магистратуры Института фундаментальной медицины и биологии КФУ:

- Мы занимаемся орнитологией и экологией. Не просто изучаем строение, видовое разнообразие птиц, а именно влияние внешней среды на популяцию и взаимодействие птиц с людьми и окружающим природой. Со школьниками мы изучаем видовое разнообразие, которым может похвастаться Национальный парк. Прежде чем приступить к работе с окружающей средой, мы тщательно изучаем на лекциях виды птиц, методы их изучения. Мне, как ученому, хочется обучить школьников тонкостям орнитологии и привить любовь к ней. Я думаю, юному биологу очень важно любить природу.

Помимо научно-познавательного и исследовательского блока, большое внимание на программе уделено качественному досугу. В свободное от занятий время участники ведут дискуссии и поддерживают друг друга. Также кураторы ведут с ними профессионально-ориентационную работу, рассказывают о новейших открытиях в сфере биологии и делятся тонкостями работы в науке.

В сентябре 2020 года состоялась профильная программа для учащихся 7-8 класса по биологии, где были теоретические и практические занятия по ботанике, зоологии, гистологии и цитологии на базе оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык».


Амина Сибгатуллина, ученица 8 класса лицея имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета:

- Профильную программу нашла на сайте, еще в сентябре прошлого года. Именно опыт прошлогодней программы подсказал мне, что я должна попасть сюда в июне. Программы особенные, ведь только здесь юные биологи могут прикоснуться к настоящей работе. В сентябре я препарировала лягушек, что помогло мне попасть в число сильнейших учеников при отборе на июньскую смену. В этот раз надеюсь узнать много новой, отличной от школьной биологии информации и провести множество исследований на территории Национального парка.

Элеонора Карасева, ученица 7 класса школы СОлНЦЕ, г. Казань:

- Про программу узнала в школе, слышала много положительных отзывов. Тут отличная практика и прекрасные преподаватели. Преподаватели - настоящие ученые, которые влюблены в свое дело. Я планирую создать проект по зоологии и дальше двигаться в этом направлении. 

Следующая программа по биологии состоится в августе «Сердце и мозг - что между ними общего?» для учеников 9-10 класса. На программе большое внимание будет уделено нейробиологии и другим процессам внутри человеческого организма.


Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов