DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Новости

В разделе «Новости» публикуются анонсы о наших событиях, интервью со студентами, наставниками и экспертами, полезные материалы для саморазвития и актуальные новости об Университете Талантов.

Успехи будущих гроссмейстеров сегодня: итоги «Первых Шахматных игр»

4 марта 2021

Успехи будущих гроссмейстеров сегодня: итоги «Первых Шахматных игр»

Репортаж с командного онлайн – турнира среди юношей и девушек 2005 - 2010 годов рождения

Шахматы развивают стратегическое мышление, а умение просчитывать ходы и смотреть наперед присуще всем успешным людям. С 26 по 28 февраля 2021 года состоялся командный онлайн – турнир «Первые Шахматные игры» среди Региональных центров по модели Образовательного центра «Сириус» среди юношей и девушек 2005 - 2010 годов рождения на платформе Chessking.  Организатором турнира выступил Образовательный центр «Сириус» совместно с «Университетом Талантов» (Республика Татарстан) и при консультации Республиканской спортивной школы по шахматам, шашкам и го им. Р.Г. Нежметдинова. Основная цель это популяризирование этого вида спорта, поддержка молодых талантов. Помимо этого важно укрепление и установление контакта по направлению «Спорт» между Региональными центрами по модели Образовательного центра «Сириуса» и развитие дистанционных соревнований в шахматах.

На участие в турнире поступило более 240 заявок из 22 субъектов Российской Федерации: Республика Татарстан, Республика Кабардино-Балкария, Хабаровский край, г. Санкт-Петербург, Белгородская область, Орловская область, Кемеровская область, Вологодская область, Брянская область, Республика Удмуртия, Ростовская область, Челябинская область, Ленинградская область, Воронежская область, Курская область, Томская область, Московская область, Республика Саха-Якутия, Липецкая область, Свердловская область, г. Севастополь, Республика Чувашия

Участники соревновались в 2-х категориях:

- 26 и 27 февраля – «Профессионалы» - участники профильных программ по шахматам Регионального центра по месту жительства;

        - 28 февраля состоялись соревнования в категории– «Любители» – участники всех профильных программ Регионального центра по месту жительства, кроме шахматных программ.


Победителями в командном зачете на протяжении двух турниров в категории профессионалы стали игроки из Санкт-Петербурга (1 место), Воронежской области (2 место) и Ленинградской области (3 место). В категории любители победителями стали игроки из Орловской области, второе место заняли ребята из Республики Саха-Якутии, а третье - игроки из Белгородской области.

В личном зачете Рапид, в категории профессионалы победителем стал Кирилл Путренко из Санкт-Петербурга. Второе место занял Дмитрий Кириллов из Московской области, а третье место Юрий Ходько из Санкт Петербурга. В категории любителей все призовые места заняли ребята из Орловской области: Дмитрий Цилицкий, Денис Левицкий, Павел Харанутов. Юрий Ходько также стал победителем в личном зачете Блиц, категории профессионалов, а второе место занял выходец из Петербурга Никита Шемякинский. Артем Маков из Свердловской области стал третьим. 

Для участия в турнире за республику Татарстан на площадку Республиканского центра пригласили учащихся РСШОР им.Р.Г.Нежметдинова: Закирова Тимура, Закирова Мусу, Вафина Тагира, Огородникова Матвея и Марданову Мадину. По итогам соревнований Республика Татарстан заняла 4 место в командном зачете категории «Профессионалы».

Игроков награждали в личном и командном зачетах в категориях «Профессионалы» и «Любители». Школьников наградили призами и медалями. Победитель в командном зачете получил переходящий кубок с гравировкой логотипа регионального центра. Вручение призов состоится в Региональном центре по месту проживания победителей и призеров турнира.


Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Основы исследовательской деятельности»: как прошла профильная программа по химии и биологии

4 марта 2021

«Основы исследовательской деятельности»: как прошла профильная программа по химии и биологии

Репортаж с очной программы по науке

С 10 по 31 января в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» состоялась очная профильная программа по химии и биологии «Основы исследовательской деятельности». Ее участники – 42 школьника 8-10 классов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Азнакаево, Бугульмы, Волжска, Тетюш, Бавлинского, Елабужского, Буинского, Ютазинского, Лаишевского, Кукморского, Агрызского, Высокогорского и Балтасинского районов.

Профильная программа включала теоретические и практические занятия по изучению основ научно-исследовательской деятельности в области биологии и химии, научные онлайн-экскурсии, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Программа состояла из двух модулей: 

  • Организация и проведение научных исследований. Модуль был направлен на знакомство с историей и актуальными направлениями современной науки, методологией и методами научных исследований, общенаучными и специальными методами исследований, планированием и проведением экспериментальных исследований. Каждый школьник научился проводить несложные экспериментальные исследования. Были проведены мастер-классы по работе в лаборатории и занимательные дискуссии по пройденным темам. Модуль содержал много наглядных экспериментов, которые позволили лучше понять и закрепить материал.
  • Анализ и апробация результатов научно-исследовательской работы. На модуле участники программы подробно познакомились с методами планирования научно-исследовательской работы, приобрели первичные навыки информационного и патентного поиска, статистической (математической) обработки результатов, написания научных статей и оформления презентаций, публичных выступлений и проведения научной дискуссии.

Разина Нигматуллина, научный руководитель профильных программ Республиканского центра по модели Образовательного центра «Сириус»:

Особенность данной программы в том, что участники работали над проектами непосредственно на площадке проведения программы. Одновременно они изучали теорию по химии и физиологии человека, также им объясняли основы проектной деятельности. Участники занимались исследовательской деятельностью - лабораторными работами по нейробиологии. Они смогли расширить свои познания в области закономерностей работы организма человека, поняли, как происходит передача сигналов от нервов к мышцам, сердцу и сосудам. Кроме того, смогли на практике освоить методы исследования функций сердца, сокращения скелетных мышц, дыхания. Считаю очень полезным то, что практически все участники программы выступали по теме своего проекта, защищали его перед экспертами. До защиты проекта у участников было выделено время на отработку самого проекта, а также на репетиции самого выступления.

Разина Рамазановна отметила, что в числе участников профильной программы были ребята, которые уже имели опыт участия в предметных олимпиадах. Полученные знания они смогут применить участвуя в олимпиадах, конкурсах проектных работ, конкурсах исследовательских работ. Все участники получили реально отличную практику работы с современным оборудованием, что поможет им в обучении в школе и при выборе профиля вуза.


Модуль по нейробиологии сопровождался выполнением лабораторных работ. Каждый участник программы провел лично не менее пяти лабораторных работ, описал ход исследования, привел результаты, произвел статистическую обработку и написал вывод. На модуле по химии участники изучали основные методы исследования в химии. Школьники разобрали основы качественного и количественного анализа, основы титрования.  

Модуль по проектной деятельности предполагал изучение теории проектной деятельности. Разина Нигматуллина считает, что это само по себе очень важно для понимания специфики и отличия проекта от исследования. Также участники выполняли под руководством педагогов реальные проекты. По итогам проведенной профильной программы участники, набравшие наибольшее количество баллов, получили специальные сертификаты. От экспертов поступило предложение представить проекты на других конкурсах.

Амин Бабаев, участник программы, ученик 8 класса IT- лицея КФУ (г. Казань), рассказал, чему новому он научился на программе:

Так как я хочу определиться с будущем направлением развития, я решил принять участие в данной программе. Подобные программы полезны для школьников, потому что они помогают найти себя и научиться работать в команде. Я научился создавать и продвигать проекты и узнал много нового. Например, как проводить исследования и опросы. Мы проводили опросы, собирали общедоступные данные, изучали статистику. Каждый день обрабатывали большое количество информации.  Я исследовал то, как используют мобильные телефоны участники смены и сколько времени проводят за ними. Я проводил опрос через Google docs и изучал статистику по этому вопросу ученых разных стран мира. Я пришел к такому выводу, что на программе ребята проводили меньше временем за телефоном чем, дома. Самым популярным приложением среди опрошенных стало «Вконтакте».


Амира Галяутдинова, ученица 9 класса Лицея-интернат №84 имени Гали Акыша (Набережные Челны), отметила, почему полезно участвовать в программах Республиканского центра:

– Биология – одна из моих любимых наук. Я интересуюсь ей и планирую сдавать экзамен по этому предмету, поэтому решила принять участие в программе. Я считаю, что школьникам полезно участвовать в таких программах, чтобы получить углубленные знания и навыки в интересующих их сферах: будь то наука, искусство или спорт. Хочу отметить, что самым интересным на программе было изучение теории по нейробиологии и повторение изученного на практике. Также было полезно познакомиться с исследовательской и проектной деятельностью. 

На программе большое внимание было уделено сердечной системе человека. Я узнала много информации о ней: подробное строение сердца, какие отделы и клапаны за что отвечают. Помимо этого, я научилась делать себе ЭКГ и ЭЭГ в упрощенном варианте. Мы клеили электроды на запястья,после чего подключались к компьютеру и с помощью приложения bitronics анализировали свои показатели. В будущем я хочу стать врачом или учителем химии, потому что меня интересует естественные науки и я бы хотела бы связать с ними свою жизнь.


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Проектный коллайдер»: как сделать проект коммерчески успешным, чем полезен нетворкинг и что нас ждет в будущем

3 марта 2021

«Проектный коллайдер»: как сделать проект коммерчески успешным, чем полезен нетворкинг и что нас ждет в будущем

Репортаж с образовательной программы для участников регионального этапа Всероссийского конкурса инженерно-технологических проектов «Большие вызовы»

Проектная деятельность - стратегически важный элемент в развитии республики. Инновации способствуют качественному росту эффективности рабочих процессов, экономят ресурсы и решают повседневные задачи человечества. Проект представляет собой прогрессивное развитие в различных областях жизни, поэтому Татарстан стремится поддерживать инициативы молодых, талантливых проектировщиков. Одним из методов такой поддержки являются образовательные программы, которые позволяют талантам раскрыть свой потенциал и грамотно подойти к реализации проекта. 

С 20 по 23 февраля прошла образовательная программа «Проектный коллайдер», предназначенная для участников регионального этапа Всероссийского конкурса инженерно-технологических проектов «Большие вызовы» 2020-2021 г. и победителей Проектной олимпиады-2020. 98 ребят, увлеченных проектной деятельностью, собрались в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма для того, чтобы под руководством экспертов «прокачать» свои проекты перед конкурсом. 

  • Республика заинтересована в профессиональном росте молодых талантов. Всегда готовы сопровождать ребят на пути к реализации инновационных идей. У нас существуют разные формы поддержки. Если у ребят есть желание, мы готовы помочь вывести идею в проект, проект в прототип, и в целом, в полной реализации проекта, - рассказал исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов

На протяжении четырех дней с участниками работали эксперты ведущих организаций России в области проектной деятельности:

  • Аяз Камалов, основатель и руководитель креативного агентства AYBOOST, эксперт в области SMM и таргетированной рекламы Facebook и Instagram (г. Казань);
  • Рамиль Мифтахов, директор ООО «Радиус», резидент Иннополис (г. Москва);
  • Иван Госьков, продуктовый менеджер в NetCracker technology (г. Казань);
  • Юрий Хрипунов, кандидат физико-математических наук, методист программы «Большие вызовы» по направлению «Нанотехнологии» ОЦ «Сириус» (г. Сочи);
  • Анастасия Шаенко, руководитель департамента по работе с данными Ассоциации «Кружковое движение» (г. Москва);
  • Евгений Синицын, кандидат физико-математических наук, преподаватель в школе «Летово» (г. Москва);
  • Данила Юдин, двукратный победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы», менеджер проектов Siberian Robotics;
  • Джалил Хисалиев, многократный победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы»;
  • Степан Мусатов, заведующий физико-технической лабораторией Центра одаренных детей Удмуртии «ТАУ»,  многократный победитель российских проектных конкурсов;
  • Дарья Капеева, сотрудник Центра одаренных детей Удмуртии «ТАУ», победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы», разработчик проектов для компаний ОАО «РЖД», ПАО «Сибур» и др;
  • Анна Габдуллина, руководитель образовательной программы «Проектный коллайдер», координатор Лаборатории проектного творчества Университета Талантов, проект-менеджер, создатель Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант». 

Стартовала программа с панельной дискуссии «Как дать проекту жизнь». В ходе нее эксперты рассказали об основных принципах успешной работы с проектами, о ценности ошибок и источнике мотивации. Они поделились прогнозами  в области проектной деятельности на ближайшие пять лет. 

Аяз Камалов дал три совета, которые приведут ребят к успеху:

  1. Если вас посетила идея, первый шаг на пути к ее реализации должен произойти в течение 72 часов. Иначе ваша задумка так и остается всего лишь хорошей идеей; 
  2. Не бойтесь. Многих тормозит страх, что ничего не получится. Пробуйте. Даже если вы совершите ошибку, она вас многому научит и, в конечном итоге, вы добьетесь желаемого; 
  3. Общайтесь с людьми. Нетворкинг очень важная вещь. Используйте все контакты, которые у вас появляются. Окружение способно повлиять на ваше будущее. 

Эксперты отметили, что в ближайшем будущем будут актуальны такие направления: 

  • биоинформатика - набор компьютерных методов для анализа биологических данных: прочитанных структур ДНК и белков, микрофотографий, сигналов. Специалисты в этой области занимаются поиском методов лечения онкологических, хронических, аутоиммунных заболеваний;
  • телемедицина - способ предоставления медицинских услуг на расстоянии с помощью современных технологий и специального оборудования;
  • MedTech - набор инструментов для ранней диагностики заболеваний;
  • генная инженерия - это раздел молекулярной генетики, связанный с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала.

Таким образом, направления, находящиеся на стыке биологии и цифровых технологий, будут актуальны в будущем. 

- В декабре в «Сириусе» на конкурсе «Большие вызовы» мы с командой дорабатывали алгоритм, который моделирует структуру молекулярного комплекса для борьбы с онкологией. Нам удалось смоделировать на компьютере поведение бактерий, борющихся с раковой опухолью. Это я к тому, что данные направления действительно набирают обороты и за ними будущее, - отметил Джалил Хисалиев, многократный победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы».

Эксперты поговорили и о мотивации. Они пришли к выводу, что многое зависит от окружения. «Наблюдайте за своими единомышленниками, анализируйте их путь, успехи. Вас должна мотивировать среда, в которой вы находитесь», - единодушно уверены эксперты. 

После панельной дискуссии участники поделились на несколько групп в зависимости от направления проектов: 

  • естественники;
  • инженеры;
  • IT-шники;
  • научные руководители.

В первый день «Проектного коллайдера»  ребята-«естественники» поучаствовали в стратегической беседе «Куда придут науки о природе и человеке к 2030 году?». Там участники вместе с Юрием Хрипуновым, Евгением Синицыным и многократным победителем российских проектных конкурсов, разработчиком авторского курса по проектированию с нуля Аделей Зиннатуллиной обсудили тенденции развития проектной деятельности и важность грамотной постановки проблемы, которую призвана решать разработка. «Инженеры» в это время говорили на тему «К чему готовиться: чем инженеры будут заняты в 2030 году?». Ребята с IT-проектами получили персональные консультации от специалистов IT-сферы и смежных областей Аяза Камалова, Ивана Госькова, Елены Токмаковой, Джалила Хисалиева и Степана Мусатова.

- Ребятам нужно проработать направление бизнес-анализа, многие двигаются от продукта к потребности, а нужно делать наоборот. Проект должен быть ориентирован на потребителя и перекрывать его потребности, - поделился Иван Госьков, продуктовый менеджер в NetCracker technology.


Для научных руководителей Анастасия Шаенко провела лекцию-диалог «Проектная экосистема в России: возможности, которые собирает Кружковое движение».

Юрий Хрипунов, кандидат физико-математических наук, методист программы «Большие вызовы» по направлению «Нанотехнологии» ОЦ «Сириус», рассказал, на что стоит обращать внимание при проработке проблемы проекта: 

- При создании проекта важно проанализировать запросы потребителей, выявить проблему и через инновационную разработку найти решение этой проблемы. Не спрашивайте у экспертов, как вам поступить, анализируйте их опыт и доставайте оттуда ценности для себя и своего проекта. Ведь вся суть инновации кроется в индивидуальном подходе к проблеме. 

Далее участники отправились мастер-классы: «Формальности не формальны: разбор требований к оформлению работ на «Большие вызовы»; «Вот так вот не надо: типичные ошибки в проектировании»; «Подготовка к краш-тесту». 

У научных руководителей в это время была своя программа. Они прошли мастер-классы: «Нюансы в критериях оценивания и требований к оформлению работ на конкурс «Большие вызовы»; «Заказчик в молодежном проекте: разбор опыта Кружкового движения»; «От поиска проблемы до экономики проекта: сложные вопросы в управлении молодежного проекта». Их также ждал тренинг «Работа с критикой: как помочь ученику воспринять   критику конструктивно». После для участников провели эксперт-сессию: возможность персональных консультаций у выбранных экспертов.

Рамиль Мифтахов, директор ООО «Радиус», резидент Иннополис, рассказал о важности коммерческой составляющей проекта:

  • Очень важна уверенность в своих силах, такие мероприятия ее дают. Ребята, которые сомневались в своих проектах, получив обратную связь от экспертов, обрели уверенность. Я увидел много интересных проектов. Некоторые ребята делают только первые шаги и им нужна менторская поддержка. Еще хотелось бы отметить, что при создании проекта важно обращать внимание на коммерциализацию. Молодым людям надо учиться строить команду, думать над коммерческой стороной проекта и нести за это ответственность. Без потребителя проект не сможет существовать. Поэтому важна коммерческая успешность. 

Завершением дня стал Science Slam — это состязание по ораторскому искусству для ученых. У каждого участника есть 10 минут, чтобы доступно и интересно рассказать о своем исследовании. Так молодые люди делились опытом, рассказывали о своих ошибках и как избежать их в дальнейшем. 

Второй день начался с краш-тестов. Участники презентовали экспертам свои проекты и учились работать с возражениями.  Затем по итогам краш-теста проектировщики дорабатывали решения и консультировались с экспертами. Ребята прошли мастер-классы «Прототипирование продукта проекта: задачи, принципы, возможности»; «Как и зачем проводить в проектах CustDev»; «Составные части удачной презентации: разбор краш-теста и несколько свежих советов». Второй день завершился глубинным интервью.

В последний день все участники разделились на три группы: «Индивидуальные проекты», «Групповые проекты», «Научные руководители». Для первого направления провели лекцию с мастер-классом «Как и зачем искать команду для проекта». Ребята с групповыми проектами поучаствовали в мастер-классе «Как грамотно организовать работу в групповом проекте на конкурсе «Большие вызовы». Научным руководителям рассказали как управлять проектной командой школьников: сервисы и лайфхаки. 

Диана Гильманова, ученица 10 класса лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Казань), рассказала о своем проекте и о том, что ей дало участие в «Проектном коллайдере»: 

- Меня сюда привело мое желание развивать и дать жизнь моему проекту. Он связан с нефтехимией. Его цель - экспресс-оценка углеводородного компонентного состава нефтяных фракций с использованием 2D на идентификационных картах. Изображение на карте показывает нам наиболее точный состав фракции. Главное преимущество в том, что эта технология позволяет в короткие сроки разобрать состав нефтяной фракции. Я рада, что для нас создали программу «Проектный коллайдер». Нам с ребятами удалось понять как правильно презентовать работу и что нужно доработать в проекте. Я узнала, что важен не столько продукт, сколько решение проблемы. Научилась грамотно отвечать на вопросы по проекту и поняла как правильно его презентовать. 


Лилиана Муллаярова, 
Медиалаборатория Университета Таланов

Руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева встретилась с Президентом Татарстана и приняла участие в заседании Попечительского совета Республиканского центра по модели Образовательного центра «Сириус»

2 марта 2021

Руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева встретилась с Президентом Татарстана и приняла участие в заседании Попечительского совета Республиканского центра по модели Образовательного центра «Сириус»

25 февраля руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева прибыла с визитом в Республику Татарстан 

26 февраля она  встретилась с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, приняла участие в заседании Межведомственного координационного совета по реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива» – Попечительского совета Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» и осмотрела новый лабораторный корпус. Кроме этого, Елена Шмелева посетила полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар», приняла участие в заседании Регионального штаба Общероссийского народного фронта и во встрече со студентами – получателями грантов Президента Российской Федерации. 

Для раннего выявления, развития, профессиональной поддержки и дальнейшего закрепления (трудоустройства) одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан на базе Университета Талантов в 2020 году был создан Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей по модели Образовательного центра «Сириус». За год в нем было проведено 39 профильных программ, из которых 20 по науке, 9 по спорту и 10 по искусству, оборудовано 17 лабораторий. 


В лабораторном корпусе Елена Шмелева вместе с министром образования и науки Республики Татарстан Ильсуром Хадиуллиным осмотрела оборудование и площадки для всех направлений, узнала, с какими партнерами сотрудничает каждая лаборатория. Гости  пообщались с лидерами лабораторий. Так, лидер лаборатории «Киберфизические системы» Евгений Денисов отметил, что оборудование позволяет выполнять полную линейку инженерной деятельности по киберфизическим системам, включая идеи прототипирования. Он отметил, что при оснащении лаборатории основной упор делали на вычислительные средства. Например, есть различные виды микропроцессоров, одноплатных компьютеров и так далее. Все это позволит разрабатывать перспективные технологии, программное обеспечение, устройства и системы в рамках направления киберфизические системы.

После посещения лабораторного корпуса Елена Шмелева направилась в Кабинет Министров Республики Татарстан на встречу с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. Вместе они обсудили развитие системы поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан. Кроме этого, Елена Владимировна приняла участие в заседании Межведомственного координационного совета по реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива» – Попечительского совета Республиканского центра.

Участниками заседания стали члены Межведомственного координационного совета, представители профильных министерств и ведомств, ведущих компаний, вузов, молодежных организаций республики, а также Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан.

– То, что республика сознательно и системно развивает новые среды вокруг образовательных проектов, очень созвучно тому, что происходит в «Сириусе», – рассказала она. – С учетом большого вклада ученых, педагогов, спортсменов, артистов Президент России придал «Сириусу» статус федеральной территории, зафиксировав новое направление развития и городских сред, и экономики. Важно, чтобы в каждом субъекте Российской Федерации работал центр, созданный по нашей модели, консолидировал запрос на специалистов и научные исследования, задавал стандарты преемственности в работе со школьниками, студентами начальных курсов, магистрами, аспирантами», – отметила Елена Шмелева.

Также она анонсировала сетевое взаимодействие Научно-технологического университета «Сириус» и вузов Татарстана в рамках создаваемых НТУ программ высшего образования и ежегодного Саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».

Ильсур Хадиуллин, министр образования и науки Республики Татарстан: 

– Сегодня мы смогли показать, как наши ученые, наставники, аспиранты, студенты и школьники работают на базе лабораторий. Во-первых, это выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей и молодежи. Во-вторых, это наставнические школы – система наставничества в республике развита. Также и в направлении профессионального роста, мастерства наших учителей в школах республики. Способности детей мы должны выявлять, развивать и не останавливаться на этапе школы. 


После заседания Елена Шмелева посетила полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар». После экскурсии по комплексу она наградила участников чемпионата в формате деловой игры «Команда школы большой страны» в рамках проекта ОНФ «Школы большой страны». В деловой игре приняли участие 50 директоров школ, их заместителей, 12 тренеров из Татарстана, а также четыре тренера из Москвы. 

Игра для школьных управленцев «Команда школы большой страны» была разработана по инициативе Елены Шмелевой с целью развития управленческих компетенций у директоров школ в условиях динамично меняющегося мира. По ее мнению, образовательные организации должны быть максимально комфортной средой для учеников, чтобы они могли развивать свои таланты и способности на основе новых образовательных технологий и методов работы. Для этого необходима современная система подготовки школьных управленцев, чему и будет способствовать проведение чемпионата в формате деловой игры.

Координатор проекта «Школа большой страны» Алексей Карпухин отметил, что Татарстан – один из сильнейших регионов в системе образования. Проект реализуется второй год, и республика впервые принимает в нем участие:

– Результатом проекта должна стать подготовка руководителей к современным условиям существования школы, выработка управленческого стандарта, который позволит вывести всю систему образования республики и все школы нашей большой страны на новый качественный уровень. Проект нацелен на подготовку управленцев по всей стране, в том числе и сельской местности. В каждой школе есть талантливые ребята. Талант есть у каждого ребенка. Главное, его найти, раскрыть и дать возможности для реализации. Школа «Адымнар» определена в качестве площадки для реализации проекта, поскольку таким образовательным учреждением можно гордиться. Здесь будут аккумулированы и лучшие образовательные технологии, и самые высокие результаты, – отметил Алексей Карпухин.


После посещения полилингвального образовательного комплекса Елена Шмелева приняла участие в заседании Регионального штаба Общероссийского народного фронта и во встрече со студентами – получателями грантов Президента Российской Федерации, участниками профильных программ Образовательного центра «Сириус» из Республики Татарстан, участниками регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», проекта «Сириус. Лето». Многие из них являются студентами Университета Талантов.

Встреча прошла на базе Казанского (Приволжского) федерального университета в формате живого общения: участники смогли задать Елене Владимировне интересующие их вопросы на тему современного образования, а также обучения в «Сириусе» – какие возможности есть и будут в перспективе в Образовательном центре «Сириус», как вместе с ним можно развиваться, если ты сегодня школьник, а завтра студент. 

Так, Владимир Ларюхин, студент Университета Талантов, выпускник Образовательного центра «Сириус», спросил, какие есть меры поддержки у «Сириуса» для школьников, увлекающихся проектной деятельностью. Его волнует тот вопрос, что у олимпиадников есть возможность поступить в вуз без вступительных экзаменов, а для тех, кто занимается проектированием нет. Елена Владимировна отметила, что данный вопрос поднимался президентом на попечительском совете и имеет два решения. Первый – приравнять проектные конкурсы (Большие вызовы, Олимпиада НТИ) к достижениям в олимпиадном движении. Она отметила, что данный вопрос отрабатывается с Министерством науки и высшего образования РФ.  Второй – сделать Всероссийскую олимпиаду школьников со школьного, муниципального, регионального и федерального этапа с понятными заданиями на базе которых можно будет давать проектную деятельность. Также она отметила, что победители Больших вызовов имеют преференции при поступлении в Научно-технологический университет «Сириус». 


Даниил Савинов, ученик 9 класса гимназии №94 (Казань), победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена», участник проекта «Сириус. Лето» спросил у Елены Владимировны, будет ли развиваться направление искусственного интеллекта в рамках дополнительного образования для школьников в Образовательном центре «Сириус». Он участвовал в Олимпиаде НТИ и ему не хватило профессиональных компетенций (hard skills) на финальном этапе:

– После неудачи в Олимпиаде НТИ я решил развиваться в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Несколько месяцев назад благодаря запросу в Университете Талантов, я познакомился с экспертом данного направления – Евгением Разинковым. Часовая беседа с ним дала мне понятие об этой сфере. Сейчас по его рекомендации я занимаюсь с репетитором в данном направлении.

Елена Владимировна ответила, что данный вопрос так же решается, и в ближайшее время будут создаваться программы по искусственному интеллекту как на базе республиканского центра, так и в Образовательном центре «Сириус» в Сочи. Помимо этого, предполагается организация пригласительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и математике.  


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Грамотный выбор профессии – залог успешного будущего

2 марта 2021

Грамотный выбор профессии – залог успешного будущего

Репортаж с молодежного профориентационного форума «Территория успеха»

С 24 по 26 февраля в Набережных Челнах прошел молодежный профориентационный форум «Территория успеха». Форум стартовал в Выставочном центре «ЭКСПО-КАМА» Автограда. Участниками стали школьники от 14 до 18 лет, их родители и работодатели. Мероприятие посетили более 3000 человек из различных городов Татарстана.

Мария Ермилова, руководитель направления по профориентации и взаимодействию с партнерами-предприятиями  рассказала, почему данный форум проводится именно в Набережных Челнах:

  • Не все представители предприятий и молодые люди могут приехать в Казань, чтобы ознакомиться с интересующимися профессиями. Важно и то, что форум проводится для студентов Закамья, чтобы ознакомить их с перспективными компаниями территории. Закамье - преимущественно производственный регион, поэтому важно, чтобы множество талантливой молодежи не покидали родные края и осознавали важность своей работы для республики. 

На форуме в рамках профессиональных проб участники погружались в традиционные сферы педагогики, экономики, психологии, криминалистики и туризма. Уделялось внимание и важности рабочих профессий. Для развития творческого потенциала молодежи организаторы представили площадки декупажа, мыловарения, гончарного мастерства. Всего на форуме было 18 площадок.


Ангелина Шавалиева, студент первого курса Казанского инновационного университета им. Тимирясова поделилась своими впечатлениями:

– Время форума пролетело быстро и весело. Я попробовала себя почти во всем: в раздаче наших буклетов университета КИУ, ознакомила ребят с информацией нашего вуза. Мне очень понравился процесс создания моей поделки – подставки под телефон. Предложили в будущем попробовать себя в этой сфере творчества - вступить в команду и выступать на подобных мастер-классах. Это очень мотивирует, приятно, что дают такую возможность. 

Помимо профессиональных проб были организованы и информационно-развивающие площадки. Настольные профориентационные и бизнес-игры, тренинги по развитию предпринимательских способностей. Если участник заинтересовался определенной профессией, у него была возможность на месте узнать про учебное заведение, где готовят специалистов в выбранной сфере.

Оксана Тафеева, региональный представитель АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0»  по работе с предприятиями и организациями Закамской зоны Республики Татарстан, рассказала, почему важно проводить такие мероприятия:

  • Подобные форумы нужно организовывать в каждом городе республики, чтобы подростки сразу знакомились с нужными профессиями именно там, где живут и осознанно выбирали профессию согласно способностям, талантам и личностным качествам. Осенью прошлого года, в связи с профилактическими мерами, проводились онлайн профессиональные пробы. Они тоже показали свою эффективность, так как у ребят из отдаленных населенных пунктов появилась возможность ознакомиться со многими профессиями. Очный формат дает возможность пообщаться представителям разных поколений. Думаю, важно проводить подобные мероприятия в обоих форматах.


Форум полезен и для родителей, так как у них появилась возможность ознакомиться с актуальным списком профессий, увидеть потенциал своих детей и узнать, как можно помочь ребенку в развитии. Они ознакомились с инновационными методами в образовании и узнали, как правильно взаимодействовать с ребенком, чтобы помочь ему выстроить успешную стратегию в будущем.

Камиля Каримова, студент 1 курса Колледжа при КИУ им. Тимирясова

  • Я попробовала интересные мне профессии юриста, экономиста. Поняла, что мне близка также сфера управления каким-то проектом, появились даже мысли стать менеджером, управленцем предприятия или коллектива. Мастер-классы форума мне очень помогли, практическая работа помогает определиться быстрее и более точно с тем, что действительно будет получаться в будущем.

Участники ознакомились с работой Университета Талантов, узнали о Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей по модели Образовательного центра «Сириус», программах продюсерской поддержки, системе наставничества и родительском образовании. 


Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Этнология творчества»: как прошла профильная программа по декоративно-прикладному искусству

2 марта 2021

«Этнология творчества»: как прошла профильная программа по декоративно-прикладному искусству

Репортаж с образовательной программы направления «Искусство» 

В Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» прошла очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 18 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Буинска, Чистополя, Зеленодольска, Кукмора и Агрыза.

Участники программы познакомились с народным искусством Поволжья и Урала, начиная с истории возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур до создания современного декоративно-прикладного искусства.

Особенность программы заключалась в том, что каждый школьник смог развить навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами. На практических занятиях и мастер-классах ребята учились работать с тканью и иглой, кожей и ватой, другими инструментами и техническими средствами для изготовления и декорирования изделий декоративно-прикладного искусства.


Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:

– В программе был сделан акцент на знакомстве и освоении навыков изготовления изделий под руководством мастера. В мире современных цифровых технологий все меньше и меньше ребята уделяют внимание творчеству: изготовлению игрушек, подарков для своих близких и друзей своими руками. В связи с этим, освоение художественных технологий может стать решающим фактором для самоопределения в будущей  профессии. Тем более, сейчас в нашей стране внимание уделяется популяризации творчества  народных мастеров и сохранению и развитию художественных промыслов и ремесел. Проводятся фестивали и конкурсы, праздники и событийные мероприятия, посвященные фольклору народов многонациональной России. Нам, взрослым, необходимо делиться с ребятами тем, что знаем и умеем.

Преподаватели программы познакомили ребят с искусством создания:

  • живописной картины на народно-бытовые темы, 
  • натюрморта с предметами народного быта, 
  • народной куклы, 
  • татарских головных уборов (тюбетейка и калфак), 
  • традиции одного из промыслов народной игрушки и видов декоративно-прикладного искусства. 


Участники работали в четырех мастерских:

  • «Народная игрушка»; 
  • «Кожаная мозаика». Школьники познакомились с народным промыслом, изучили орнамент татарского народа, выполнили авторский эскиз и освоили технологию изготовления лекала, выполнили декоративное панно в натуральной коже и оформили работу; 
  • «Халык бизэклэре» (украшения народов). Участники программы изготавливали из ваты фигуру и расписывали в традиционный татарский костюм. Ребята познакомились с элементами комплекса одежды казанских татар, цветовым решением костюма и росписью в объеме изделия;
  • «Хазинэ» (сокровищница).  Это мастерская живописи. Здесь школьники изучали  и создавали живописные картины родного края. Развивали навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.

Анна Буркова, мастер по кожаной мозаике, рассказала, чему научились участники программы:

– Программа позволила познакомиться с промыслом татарского народа, с особенностями строения орнамента. В мастерской «Кожаная мозаика» ребята попробовали работать с кожей. Это интересный, необычный материал, который ведет себя не как ткань. У нас было ознакомление с техникой казанского шва, который испокон веков применялся в сборке и украшении сапог татарского народа. Ребята изучили орнаменты, делали эскизы, попробовали комбинировать и сочетать узоры и материалы. Далее делали панно и брелоки – попробовали орнамент в большом и маленьком размере. Это была стилизация казанского шва под кожаную мозаику. Впечатления от работы с ребятами очень хорошие. Они готовы учиться новому и легко переключаются в рамках одной программы: сегодня работают с кожей, а завтра делают игрушку из ваты или эскиз для куклы.


Василиса Кочурова, ученица Лесхозской СОШ (Арский район), рассказала, чем ей понравилась профильная программа:

– Мне нравится рисовать, шить, лепить, поэтому меня привлекла данная программа и я решила принять в ней участие. Мы творили каждый день! Рисовали пейзажи, шили, вышивали, изучили татарский народный костюм и одежду народов Поволжья, занимались актерским мастерством, создавали ватные игрушки и занимались кожаной мозаикой, а в прошлой смене мы еще лепили из глины! Я узнала о костюмах и народных промыслах, мне очень понравилось вышивать канителью. Мы сшили чехлы для телефонов и калфаки, а после украсили их пайетками и стразами. Я познакомилась с техниками применения ваты и крахмала и теперь могу сделать интересную игрушку у себя дома, кроме того, научилась сшивать кожу на кожаном станке. 

Арина Серегина, ученица гимназии №93 (Казань), рассказала:

Когда я узнала о программа, меня сразу же охватил невообразимый интерес. Творческие люди со всего Татарстана, профессионалы разных  декоративных искусств - все это пробуждало во мне стремление учится чему то новому. Я освоила различные техники. Конечно же познакомилась с разными интересными людьми: учениками и преподавателями. Научилась делать кожаное панно, освоила технику XVIII века по ватным игрушкам, узнала тонкости и секреты магии красок и цветов, познакомилась с мастерством актера. С детства мечтаю стать дизайнером-архитектором, потому что это, прежде всего, создание дома для человека. Очень надеюсь, что в будущем я смогу создавать уникальные и уютные интерьеры, используя полученные знания.


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов