
20 марта 2023
Как поддержать талантливых студентов в районах Татарстана?
«В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека» – считает Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века».
Именно для этого в районах Татарстана работают сетевые площадки «Тренинг-класс». Это 30 сетевых площадок по всему Татарстану в 20 муниципальных районах, которые работают со школьниками, студентами, молодежью по единой тренинговой методике.
Тренинг-классы – площадки по формированию и развитию надпредметных компетенций у молодежи Татарстана. Так преподаватели и специалисты по работе с молодежью на местах могут взаимодействовать с талантливыми подростками и школьниками, формировать у них новые компетенции. Рассказываем, как проходит обучение представителей сетевых площадок Университета талантов.
4 и 5 марта в ДОЛ «Заречье» прошла программа, где собрались 14 представителей разных районов – от Азнакаево до Нижнекамска. Молодые специалисты, учителя на протяжении двух дней проходили обучение. Наставники Университета Талантов научили их проводить тренинги по надпредметным компетенциям.

Ольга Антипина, наставник-эксперт Университета Талантов, доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами КНИТУ-КАИ, психолог Лицея-инженерного центра (г. Казань), ведущий специалист Центра профтестирования КНИТУ-КАИ и куратор «Студенческой психологической лаборатории» КНИТУ-КАИ рассказала, что такое тренерство, чем отличается тренинг от обычного занятия.
– Особенность в том, что занятия сразу проходят в форме тренингов. Так будущие партнеры сетевых площадок сразу могут на себе прочувствовать эффективность таких занятий.
Очень важна активная позиция на занятии – я сразу учу наставников занимать именно ее. Например, я предлагаю на своих занятиях гайды, где можно узнать, как проходят тренинги. Участники их анализируют и пробуют на месте применить знания. А потом они получают от меня супервизию – обратную связь.
Конечная цель программы – это надпредметные компетенции, которые участники нашей встречи могут передать нашим студентом. В наше время самое важное – это самореализация и для нее очень важны компетенции. Именно их мы помогаем сформировать.
Всего рассматривается пять надпредметных компетенций:
- Когнитивность – нахождение, систематизация информации, применение решений наивысшего качества;
- Открытость, инициативность, предприимчивость – принятие условий жизни в качестве задачи, предложение своих инициатив, действий, поиск и привлечение необходимых ресурсов, монетизация и продажа услуг для достижения целей;
- Управление проектом под результат – продвижение идей от «дизайна мысли» до «утилизации отходов проекта» с гарантией результата, способность быть продюсером, в том числе управление «Я-проектом»;
- Командность и эффективность взаимодействия – взаимодействие и сотрудничество с людьми с целью достижения персональных и общих результатов;
- Видение и лидерство – предвосхищение, генерация и продвижение новых идей, новых результатов, способность двигаться к тому, чего не видят другие, создавать то, чему нет аналогов.
Для подробного изучения каждой необходимо много времени – сначала нужно узнать теорию, после – попробовать внедрить новые знания в жизнь. В этот раз участники программы познакомились с двумя первыми компетенциями. Про «Командность» участникам рассказала наставник Университета Талантов, тренер прорывных компетенций, координатор проекта «Тренинг-класс» Университета Талантов, тренер программы Сбербанк «Вклад в будущее» Диана Валиуллина. А знаниями про компетенцию «Открытость, инициативность, предприимчивость» поделилась Ольга Антипина.

Лилия Орлова, эксперт, наставник Университета Талантов, преподаватель курса «Выбор за тобой», тренер по развитию личностного потенциала программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», коуч международного Эриксоновского университета:
Cетевые площадки – уже знакомая нам история с 2016 года. Тогда мы использовали лучшие мировые практики для формирования компетенций. Сейчас же мы выходим на новый уровень – у нас есть программы, сформированные с учетом региональных особенностей. Теперь мы точно знаем, какими способами можно формировать надпредметные компетенции именно у ребят из Татарстана. Например, появился квиз для определения профессии.
Сейчас участники нашей программы получают огромный пласт методических пособий, поддержку от наставников Университета Талантов – они готовы созваниваться, прокачивать навыки представителей районных сетевых площадок.
Несмотря на краткие сроки двухдневного мероприятия, программа выезда была насыщенной. В первый день участники изучали теорию через разные способы – традиционный, игровой и направленный на взаимодействие друг с другом. Одним из заданий участников был рассказ о себе после изучения карты из игры «Имаджинариум».

Артур Ефимов, руководитель Дома детства и юношества Мамадышского района, директор ЦДТ «Квантум» и ЦМИТ «Янарыш»:
Еще с 2015 года Университет Талантов – наш самый важный и надежный партнер. В течение многих лет мы являемся сетевой площадкой в проектах «Генеральный конструктор», «Тренинг-классы» и «Предпринимательские игры». Также мы были партнером Университета в проведении Фестиваля идей «Руками».
Поэтому, когда получили известие о возобновлении работы сетевых площадок, вопрос о дальнейшей совместной деятельности даже не стоял. Мы с коллегами сразу решили включиться в работу, благо на уровне руководства муниципалитета это партнерство всячески поддерживается и приветствуется.
Обучение было организовано на самом высоком уровне. Короткий, но продуктивный и содержательный интенсив дал нам необходимый инструментарий и мотивацию. Высокое мастерство спикеров и тренеров Университета Талантов позволили за два дня полностью перезагрузиться и вдохновиться новыми идеями работы, методиками и технологиями проведения тренингов.
Впечатления самые положительные. Благодарим за полученные знания, навыки и ждем новых встреч!

Во второй день будущие партнеры сетевых площадок уже применяли полученные знания между собой – например, тестировали, как полученные знания можно внедрять в работу с талантливой молодежью в районах.
Анна Ишкиняева, специалист по работе с молодежью Молодежного центра «Барс», г. Елабуга:
Елабуга сотрудничает с Университетом Талантов с самого начала, с 2015 года. Площадки работают активно. Сейчас развитие площадок выходит на новый уровень – и это, на мой взгляд, всегда интересно! Ведь новое всегда требует определенных усилий, творческого подхода!
На обучении получила заряд эмоций: общение с соратниками вдохновляет и мотивирует! Программа очень понравилась мне своей глубиной и содержанием. Важно, что мы, участники, сами были вовлечены во все происходящие процессы. Отмечу высокий профессиональный уровень организации мероприятия. Отдельная благодарность методической команде и тренерам, которые смогли всех нас заинтересовать, дали возможность поверить, что у нас тоже все получится.
Полученные знания мы визуализировали в своей дорожной карте и общедорожной карте Университета Талантов. Надеюсь, получится воплотить намеченный план действий до конца 2023 года!
Дания Загидуллина
Медиалаборатория Университета Талантов

14 марта 2023
Возможности для талантов: интенсивы и программы поддержки
Ищешь программу для реализации своих способностей? Ты на правильной странице! Выбирай интенсив или программу и оставляй заявку:
Проектная школа «Проектное лидерство для студентов среднего профессионального образования»
Когда: 14-16 апреля в ДОЛ «Заречье»
Для кого: студентов 1-4 курсов СПО
Приём заявок: до 14 марта
Что будет:
Ты сможешь развить свои лидерские и проектные навыки. Научишься разрабатывать, упаковывать, тестировать и реализовывать проекты. Соберешь команду единомышленников, создашь бизнес-проект и получишь экспертную оценку!
Программа поддержки олимпиадников
Когда: до 15 июля
Для кого: школьников и студентов ссузов 12-18 лет с достижениями из Республиканского реестра, Перечня Минпросвещения РФ или Перечня Минобрнауки РФ
Приём заявок: до 15 марта
Подробнее: https://utalents.ru/event/olimp
Что будет на программе:
Участники олимпиад, спортсмены и те, кто занимается проектным творчеством смогут получить государственную поддержку для своего развития. Вместе с наставником ты поставишь цель и пропишешь план по её достижению. А ещё получишь грант в 20 000₽. Его можно потратить на курсы, кружки, профильные программы и другие возможности для подготовки к соревнованиям, конкурсам и конференциям.
Дневной мартовский интенсив по материаловедению «Новые материалы»
Когда: 15 марта-16 апреля в Лабораторном корпусе Университета Талантов (г. Казань, ул. Малая Армавирская, д. 31А)
Для кого: школьников 14-17 лет
Приём заявок: до 15 марта
Подробнее: https://utalents.ru/republic-center/programs/301
Что будет на интенсиве:
Тебе предстоит исследовать свойства материалов, изучать методы их анализа, а также процессы получения и обработки изделий. Участники интенсива смогут принять участие в конференции «Тинчуринские чтения». Это позволит заработать дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в КГЭУ.
Дневной мартовский интенсив по цифровым технологиям машиностроения «Аддитивные технологии/3D-печать»
Когда: 15 марта-16 апреля в Лабораторном корпусе Университета Талантов (г. Казань, ул. Малая Армавирская, д. 31А)
Для кого: школьников 14-17 лет
Приём заявок: до 15 марта
Подробнее: https://utalents.ru/republic-center/programs/300
Что будет на интенсиве:
Ты изучишь технологию моделирования методом послойного наплавления (FDM) и выполнишь проект, где создашь печатные образцы различной степени сложности на 3D-принтере. Участники интенсива смогут принять участие в конференции «Тинчуринские чтения». Это позволит заработать дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в КГЭУ.
Апрельский профильный интенсив по математике «Математика 6++»
Когда: 3-23 апреля в ДОЛ «Молодежный»
Для кого: школьников 6-9 классов
Приём заявок: до 20 марта
Подробнее: https://utalents.ru/republic-center/programs/302
Что будет на интенсиве:
Ты познакомишься с областью математического моделирования и помощником для решения задач и проведения компьютерного эксперимента GeoGerba. А ещё прокачаешь свои математические навыки, подготовишься к олимпиадам и примеришь роль исследователя!
Апрельский профильный интенсив по театральному искусству «Театральный вектор»
Когда: 3-16 апреля в ДОЛ «Молодежный»
Для кого: школьников 6-9 классов
Приём заявок: до 24 марта
Подробнее: https://utalents.ru/republic-center/programs/299
Что будет на интенсиве:
Здесь ты изучишь историю театрального искусства Республики Татарстан, а также особенности и приемы актерского мастерства и художественного слова. Поймешь, как работать с голосом в процессе подготовки выступления, и освоишь навыки нанесения театрального грима.
Апрельский профильный интенсив по изобразительному искусству «Галерея талантов»
Когда: 3-16 апреля в ДОЛ «Молодежный»
Для кого: школьников 6-9 классов
Приём заявок: до 24 марта
Подробнее: https://utalents.ru/republic-center/programs/298
Что будет на интенсиве:
Ты научишься создавать натюрморты и познакомишься с разными видами графического рисунка. Послушаешь лекции по искусствоведению и посетишь мастер-классы по созданию национального костюма и композиций на историческую тему.

13 февраля 2023
Татарстанские школьники и студенты – первые из регионов, кто будет развивать фиджитал-игры в России
Участники узнали много нового о спортивной индустрии и ее будущем развитии, изучили менеджмент в организации мероприятий, на основе которого смогли защитить проекты. Рассказываем, что интересного было на программе.
Фиджитал — новое слово в профессиональном спорте. Находясь на стыке цифрового и физического миров, фиджитал-спорт гармонично объединяет в себе достоинства каждого из них и предлагает спортсмену развивать не только свои физические, но и цифровые навыки. Концепция состоит из трех важных элементов: спорт, киберспорт и технологии.
Например, фиджитал-футбол включает в себя два этапа: сначала игроки соревнуются в FIFA (видеоигра, симулятор футбола), а потом выходят на настоящее поле и играют в футбол. Так, в соревнованиях сочетают два вида активности: мозговую в игровом симуляторе и физическую уже на настоящих соревнованиях.

Первая программа среди школьников в регионах прошла в Татарстане при поддержке Университета Талантов.
Отбор на программу был непростым – помимо написания мотивационного эссе, кандидаты заполнили анкету и провели самопрезентацию. На программу прошли 42 школьника Казани – самые заинтересованные в технологиях будущего.
Андрей Ольховик, менеджер направления «Образование и наука» в Агентстве развития компьютерных и иных видов спорта:
Идея проекта – подготовить группу среди учеников школ, которые станут провайдерами фиджитал-движения в учебных заведениях. Лидеры движения будут рассказывать про направление и способы самореализации в нем. Например, делиться опытом: как стать судьей фиджитал-спорта, зрителем или спортсменом.
Мы планируем реализовать такие программы во многих регионах, но Татарстан – первый. Так как место проведения чемпионата по фиджитал именно в Казани. Здесь уже важно создавать свою «семью “Игр Будущего”».
Программу разделили на три блока:
- Обучение менеджменту фиджитал-мероприятий, где участники получили знания о том, как организовать спортивное мероприятие, научились распределять обязанности среди членов команд, составлять смету;
- Изучение фиджитал-спорта (включая практику): подробная информация про направления, большой теоретический блок про индустрию, ответы на вопросы;
- Знакомство с индустрией. Посещение фиджитал-соревнований в Казани: у участников программы была уникальная возможность посетить событие, которое проходило в «Казань Экспо».

В процессе программы ученики разбились на команды: так, после подробного теоретического блока каждый из них мог отработать полученные навыки на практике. В конце каждая из команд защищала проект, связанный с фиджитал-играми, в одном из трех направлений:
- Образовательное;
- Познавательное;
- Спортивное.
Всего было 6 команд, каждая из них выбрала свое направление.
В спортивном направлении ребята предложили провести чемпионат по Phygital Ball – игре, которая успешно сочетает правила игры Brawl Ball в физическом мире. Также участники предложили сыграть в чемпионат по Rocket League на машинах.
В образовательной сфере школьники предложили проводить олимпиады и занятия в школе с помощью VR-технологий, а в познавательной – проводить лекции с экспертами из фиджитал-сферы в казанских школах.
Андрей Ольховик, менеджер направления «Образование и наука» в Агентстве развития компьютерных и иных видов спорта:
В процессе программы ребята создали достойные проекты. Мне приглянулось мероприятие про футбол на гоночных машинах с двигателем внутреннего сгорания – это зрелищно! Отдельно хочу отметить команду «Образование» – они предложили внедрять на уроках и олимпиадах дополненную реальность, VR-технологии. Это то, к чему нужно стремиться уже сейчас! Учитывая интерес нашего правительства к теме, я уверен, что идеи ребят будут реализовываться уже в ближайшее время.
За неделю обучения я увидел, что всем ребятам было понятно, зачем они сюда приехали, и интересно то, что они изучают. Я уверен, что «семья “Игр Будущего”» будет расти! Программы будут проходить снова, и появится еще больше драйверов движения.

Основная цель программы – создать амбассадоров «Игр Будущего» в Татарстане, которые будут создавать сообщества, привлекать новых молодых людей и развивать индустрию не только в республике, но и в России.
На защите проектов были эксперты. Одним из них была Хусаинова Яна Ильхамовна, руководитель управления неспортивных программ в Дирекции спортивных и социальных проектов:
У нас очень талантливая и развитая молодежь: уже сейчас мы обмениваемся мнениями и идеями ребят, которые можно учесть и внести в развитие игр и движения. А еще в образовательных учреждениях организовываются многочисленные фиджитал-турниры по инициативе учеников. Мы всегда открыты к диалогу и контакту с каждым о внесении инновационных идей и смелых предложений.

На защите проектов команды должны были провести успешную презентацию, ответить на все вопросы и «продать» свой проект экспертам: обосновать затраты по смете, рассказать о цели и задачах каждого проекта.
Данил Галанин, 10 класс, средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка:
На программу пригласил меня классный руководитель, так как знает, что я увлекаюсь киберспортом. Дальше я уже сам заполнил все документы, прошел отбор.
Сначала я хотел просто получить новый опыт, узнать больше про фиджитал-спорт. Меня приятно удивило, что государство поддерживает такой андеграундный вид спорта!
Проект мы создавали сложно и долго: перебирали десятки игр, продумывали концепт. Много проектов ушло «в мусорку». А потом мы нашли идеальный вариант Rocket League: адаптировали ее под фиджитал-движение. Совместили что-то физическое и игровое.
К нам приезжали различные гости: например, директор крупной школы, депутат Государственного совета. Мы услышали много интересных наставлений и, главное, познакомились с новыми областями знаний. Например, узнали про судейство в киберспорте и прошли аттестацию. Программа насыщенная: успешно сочетает в себе теорию и практику. Я думаю, здесь не только про киберспорт, а сколько про личностное развитие.

Руслана Матвеева, 10 класс, средняя русско-татарская общеобразовательная школа № 57:
Про программу узнала от учителя. Он поддержал меня, учитывая мой интерес к киберспорту. Когда я пришла, совершенно не знала про фиджитал-спорт, но тема меня затянула, и я хочу продолжать развитие в направлении.
Сначала я думала, что нужно будет очень много заниматься математикой и английским. Но в итоге мы вместе с командой создали уникальный проект и даже думаем работать дальше. Наша идея – внедрить VR-технологии в обучение. Сначала каждый из нас понял, что предлагаемый способ обучения в школе хотели бы доработать. А потом мы начали думать, как учебу можно сделать увлекательнее и интереснее, совместив интернет и образование.
Преподаватели тут замечательные: даже когда у меня что-то не получалось, меня поддерживали слова: «Все хорошо, попробуй еще раз!».
После этой программы мне хочется дальше продолжить обучение в Университете Талантов, так как такой формат мне очень понравился.
Дания Загидуллина
Журналист медиалаборатории Университета Талантов

8 февраля 2023
Итоги заседания Факультета наставников
Мероприятие началось с подведения итогов работы наставников в Университете Талантов за 2022 год. Так, 9 наставников получили благодарственные письма за сопровождение и вклад в развитие одаренных и талантливых детей и молодежи Республики Татарстан.
Наставникам, которые обучились на курсах «Персонифицированная система воспитания школьников, или Как дойти до каждого ребенка» и «Коучинг и персонифицированное сопровождение одарённых школьников и студентов» были вручены удостоверения повышения квалификации.
Рания Мияссарова, наставник Университета Талантов:
— Радостно, что проводятся очные встречи, где можно ещё раз обсудить с другими наставниками планы на этот год по работе со студентами, освежить в памяти наши программы и узнать стратегию продвижения, как будем развиваться и масштабироваться.
Руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка» Никита Павлов рассказал о возможностях, которые доступны студентам Университета Талантов. Например, о республиканской базе данных, которая включает в себя 15 744 молодых людей из Республики Татарстан. 3 451 из них уже стали студентами Университета Талантов.

Университет Талантов реализует программы поддержки талантливой молодежи с 2019 года. Сегодня это 6 программ поддержки. В сентябре 2023-го планируется их масштабный апгрейд.
Координатор Лаборатории проектного творчества Рустам Каримов рассказал про этапы работы наставников проектной деятельности и их взаимодействие с проектными командами.
Артур Рахимов, наставник Университета Талантов по развитию надпредметных компетенций:
— Университет Талантов — это постоянное развитие и самосовершенствование, мотивация и познание чего-то нового, знакомство с новыми людьми. Это интересная тусовка единомышленников, которая вдохновляет. Я и сам был студентом, тьютором, потом прошел «Карьерную навигацию» и стал наставником, сопровождаю ребят.

Лилия Орлова, декан Факультета наставников Университета Талантов:
— В базе Университета Талантов более 1 700 наставников. У каждого наставника есть одна или две компетенции, которые он может включить в сопровождении студентов Университета Талантов. Например, есть наставники карьерной навигации, проектной деятельности и наставники-игропрактики.
Это первое заседание в этом году. На форуме «Открытие талантов» в декабре наставники предлагали много идей по активизации работы факультета, поэтому мы решили встретиться с ними в очном формате. Это обогащает само сообщество, даёт увидеть запросы наставников, настроиться на год, выстроить планы. Программы для студентов тоже активизировались, уже начались некоторые профильные программы. Для понимания студенческого трека мы и пригласили наставников, чтобы они увидели, как можно вовлечь молодежь, школьников и студентов в наши программы. Открываем горизонты для раскрытия потенциала вместе!
Заседание завершилось обсуждением плана работы Факультета на 2023 год в рамках Года педагога и наставника.

7 февраля 2023
Как прошла программа «Этнология творчества»: интервью с Мадиной Махмутовой
26 января прошло закрытие профильной программы «Этнология творчества». В программе по направлениям «Декоративно-прикладное искусство» и «Живопись» приняли участие 30 ребят со всей Республики Татарстан. Они создавали картины, татарские народные головные уборы — калфаки, национальные костюмы и кукол. Готовые изделия участники представили на выставке работ.
Татьяна Секлетова, участница профильной программы «Этнология творчества»:
— Направление «Декоративно-прикладное искусство» мне очень понравилось. Мне удалось вышить калфак, создать сумку и сшить куклу-клоуна. На программе я не впервые и была готова ко всему. Это огромная возможность развить свой талант и научиться чему-то новому.

Мы поговорили с Мадиной Махмутовой — преподавателем и разработчиком профильной программы «Этнология творчества». Мадина Мухаметовна является заведующей кафедрой Изобразительных искусств и дизайна Факультета инноваций и традиций народной художественной культуры Казанского Государственного института культуры, кандидатом педагогических наук. Она рассказала о том, какие знания и навыки получили участники профильной программы.

Программу «Этнология творчества» мы проводим уже в пятый раз, и по сей день она остается актуальной и отвечает запросам общества. Все потому, что базой программы является этнокультурное образование. Мы не просто создаем изделия декоративно-прикладного искусства, но и изучаем культуру народов, проживающих в Республике Татарстан.
Эта программа — некий собирательный блок знаний многих предметов. Мы не можем обойти стороной историю и генезис развития народов. Ребята узнают, как раньше жили народы, воспитывают в себе толерантное отношение к разным культурам, изучают народные промыслы России и Республики Татарстан. Мы показываем им уникальные образцы, характерные только для нашего региона.
К тому же, на программе мы закладываем основы маркетинга и менеджмента в творчестве. Важно правильно себя позиционировать, чтобы выйти на коммерческую ценность изделия. Приобретая профессиональные навыки и создавая изделия, ребенок осознает, как он может пригодиться стране и стать успешным в своей сфере.

Ключевым на программе остается приобретение практических навыков. В основе декоративно-прикладного искусства — орнамент народов Поволжья. Мы изучаем символы культур и орнаменты, учимся их зарисовывать, а затем изготавливаем реальный продукт.
На старте программы каждая участница своими руками создала калфак — татарский национальный головной убор. В рамках второго блока программы мы разделили девочек на группы, каждая из которых сшила полноценный татарский национальный костюм. Он состоит из платья, жилета, пояса, сумки, калфака и изю. Если бы такой костюм шила профессиональная швея, это стоило бы около 100 тысяч рублей.

Наша профильная программа также развивает надпредметные компетенции. Например, умение работать в коллективе. Если ребенок видит, что кто-то не справился с задачей или сделал ее плохо, нужно помочь, подсказать. Все, что мы делаем, остается на века, а это значит, что у нас нет права на ошибку. Мы несем ответственность перед нашими предками, которые создавали лучшие образцы ручного труда. Все изделия участницы старались делать качественно, на уровне, достойном произведения искусства. Это воспитывает в ребятах дисциплинированность и ответственность.
Еще одна задача, которую решает программа, — воспитание автора-исполнителя. В этом блоке участницы изготавливали авторскую куклу. Это сложная и кропотливая работа.
Сначала дети должны изучить аналоги, сделать эскиз и выкройку, создать тело куклы и одежду из тренировочного материала. Затем преподаватели выявляют ошибки, участницы исправляют их и доводят работу до идеала. Уже после этого из чистовой ткани дети с нуля создают своих кукол.

В интернете много видеоуроков по созданию кукол. Но мы не просто создаем куклу по образцу, который демонстрирует мастер, а проходим весь путь — от идеи до реализации, постигаем основы проектной деятельности. На выходе получается уникальный экземпляр, которого больше нет нигде.
Как и любой другой проект участницы защищали своих кукол перед экспертами. Я создала игровую ситуацию Совета директоров фабрики игрушек. Участницы пробовали отстаивать свои идеи на серьезном уровне. Мы даже вышли на утверждение проектов и коммерциализацию, выбрали три лучших. Авторы тех проектов, которые не прошли, получили обратную связь. Мы аргументировали свое решение, почему не можем взять тот или иной проект в производство, и давали советы по улучшению. Ведь признание своих ошибок — прямой путь к успеху.

6 февраля 2023
Участники профпрограммы по экологии защитили свои проекты
26 января участники профильной программы по экологии «Средообразующая деятельность организмов» защитили свои проекты перед экспертами.
30 участников программы разделились на команды и выбрали проекты, над которыми работали во время профильной программы. Все проекты содержали исследовательскую часть:
- сбор информации из литературных источников видов растений, наиболее пригодных для данной территории;
- анализ почв;
- расчет уменьшения уровня шума.
В «конструкторской» части участники моделировали будущие зоны с помощью специального программного обеспечения.

На защите ребята представили визуализацию благоустройств и рассказали, какие растения и почему выбрали для озеленения своей зоны. На протяжении всего пути преподаватели подсказывали участникам, как правильно составлять презентацию, писать «легенду» и определять газоустойчивость растений.
На защите были представлены следующие проекты:
«Жилая зона вблизи железной дороги»
Воронова Ульяна Артемовна
Сабирзянов Тимур Рифатович
Дирзизова Амина Альбертовна
Газизов Эмир Радикович
«Благоустройство жилого массива»
Гараев Мурат Алмазович
Хусаинов Ильназ Ильсурович
Ханбиков Разиль Ренатович
Хафизов Самир Ильшатович
«Сравнение хвои и листа»
Ермоленко Малик Дмитриевич
Павлов Денис Максимович
«Благоустройство и озеленение пустыря»
Хайруллин Ильшат Ринатович
Камалов Ильнар Ренатович
Сабирзянов Булат Альбертович
Миннуллин Алмаз Айратович
Калимуллина Эльза Азатовна
Сулейманова Диляра Ильфатовна
Калимуллина Гульшат Шаукатовна
Каширина Виктория Дмитриевна
«Исследование воды»
Маринова Надежда Александровна
Мулеева Калерия Руслановна
Хабирова Адиля Ринатовна
Миннуллина Миляуша Маратовна
Байрамова Диана Руслановна
Мударисова Раиля Ринатовна
Гимадова Диляра Данисовна
«Санитарно-защитная зона автозавода»
Павлова Дарья Сергеевна
Хамидуллина Лейсан Наилевна
Габитова Лиана Алмазовна
Салихова Зиля Зуфаровна
Колесникова Юлия Игоревна
Валеева Малика Ильфатовна
Победителями и призерами стали:
- 1 место — «Жилая зона вблизи железной дороги»
- 2 место — «Санитарно-защитная зона автозавода»
- 3 место — «Благоустройство жилого массива»
Эмир Газизов и Тимур Сабирзянов, участники профпрограммы и авторы проекта-победителя:
— Вместе с командой мы представили проект «Жилая зона вблизи железной дороги». В начале профильной программы нам дали определенный участок и поставили задачу его озеленить. Мы взяли деградирующую зону и начали засаживать ее деревьями. Убрали мусор с этой территории и обустроили на ней маленький парк, чтобы людям было приятно там находиться. Сам парк спроектировали в 3D в программе SketchUp. Профпрограмма оказалась очень насыщенной и полезной. Мы узнали, что такое «шум», как подбирать газоны, а какие деревья лучше поглощают газы. Планируем и дальше работать над проектом.

Всем участникам желаем продолжать развивать свои проекты и выйти с ними в финалы проектных конкурсов!