DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Обучение менеджменту, новым форматам урока технологии и подготовке учащихся к олимпиадам НТИ

Обучение менеджменту, новым форматам урока технологии и подготовке учащихся к олимпиадам НТИ

Чтобы оставаться востребованными в мире стремительно меняющихся технологий, людям необходимо учиться всю жизнь и идти в ногу со временем. При этом большую роль в становлении и развитии личности играют образовательные учреждения. Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, общее образование должно обеспечивать социализацию и высокие образовательные достижения каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, развитие навыков в сфере информационных технологий. Одна из задач для достижения этой цели – формирование корпуса директоров-лидеров, реализующих стратегии развития школ как самообучающихся организаций.

Для решения этой задачи директора школ и лицеев-интернатов для одаренных детей Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Богатых Сабов приняли участие в образовательной стажировке (бенчмаркинг-тур), которая была организована Университетом Талантов. Мероприятие состоялось с 7 по 9 ноября во Второй Новосибирской гимназии (г. Новосибирск) и было направлено на обучение руководителей образовательных учреждений новым технологиям, форматам в образовательной деятельности, а также организации подготовки учащихся к олимпиадам Научно-технической инициативы (НТИ).

Участники бенчмаркинг-тура встретились с директором Второй Новосибирской гимназии, зас­лу­жен­ным учи­телем Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ириной Михайловной Михно. Обучение в гимназии ведется на высоком уровне, также проходит высокий отбор при поступлении в школу. Средняя оценка по результатам ЕГЭ у учащихся гимназии – не меньше «4».

Екатерина Салихова, наставник и координатор курса «Управление продюсированием талантов» Университета Талантов рассказала, как ведется работа по развитию инженерных компетенций у школьников Второй Новосибирской гимназии:

– Нам показали, что участие школьников в таких конкурсах, как Олимпиада НТИ, невозможно без внедрения инженерного образования в школе. В гимназии в урок технологии включаются модули по инженерной графике, электромонтажу, робототехнике, электронике. Руководство гимназии ввело эти модули с 5 по 8 классы в качестве обязательных. Когда девятиклассник начинает участвовать в олимпиадах, он уже умеет монтировать, создавать электросхемы, знаком с робототехникой, инженерной графикой, т.е. у него уже развиты hard skills. Мы интересовались и развитием soft skills у учащихся. Коллектив гимназии также на собственном опыте убедился, что эти компетенции необходимо развивать у детей для успешного участия в олимпиадах. Развитием soft skills у учащихся занимаются учителя гуманитарных предметов.

Новый формат урока технологии теперь практикуется во всем Новосибирске. Благодаря таким урокам школьники приняли участие на национальном чемпионате WorldSkills и завоевали золотые и серебряные медали, стали участниками  международного этапа JuniorSkills в Абу-Даби, 16 учащихся гимназии получили призовые места в заключительном этапе олимпиады НТИ.

Молодых директоров Татарстана интересовали многие насущные вопросы, например, удержание молодых педагогов школе, получение средств на закупку оборудования, распределение аудиторного фонда. Ирина Михайловна отвечала на вопросы на примере своей гимназии. Например, при нехватке аудиторий гимназия прибегает к переоборудованию подвальных и других помещений. Благодаря высоким результатам учащихся муниципалитет разрешит образовательному учреждению сделать пристрой и увеличить площадь. Успехи школы зависят и от педагогической команды. Заместители директора находятся на связи друг с другом и предпринимают все действия сообща, каждый педагог является новатором, его инициативы поддерживаются директором. В гимназии есть комната для педагогического состава «Штаб креативных инициатив», где учителя проводят «мозговой штурм» и обсуждают различные предложения.

В начальных классах гимназии также большую популярность приобрела игра «Cuboro». На поверхности и внутри кубиков куборо имеются симметрично подобранные углубления и отверстия. Соединяя кубики, можно создавать лабиринты разной сложности. Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности. 8 декабря в Новосибирске состоится II Всероссийский чемпионат по cuboro. Екатерина Салихова надеется, что в Казани это соревнование также получит свое развитие.

Во время стажировки директора татарстанских школ предложили идею организации семинара, посвященного подготовке школьников к олимпиаде НТИ. Университет Талантов был предложен в качестве площадки для проведения этого мероприятия.

Ирек Асафович Ризванов, директор лицея-интерната № 2 (г. Казань), победитель конкурса «Лучший директор школы Республики Татарстан – 2018», член Научно-экспертного совета государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», рассказал об опыте, полученном во время образовательной стажировки:

– Мы изучили процесс подготовки к олимпиадам НТИ, а также познакомились с коллегами, с которыми будем сотрудничать в области подготовки детей к этим интеллектуальным состязаниям. Мы получили опыт в области управления школой вплоть до творческих идей, которые можно реализовать в работе. Около 30-40% наших обучающихся участвуют в проектных олимпиадах, в том числе и международных, а НТИ – для нас совершенно новый опыт. На бенчмаркинг-туре мы узнали, как можно подготовить детей к этой олимпиаде. После приезда в нашем лицее было проведено оперативное совещание и принято решение пересмотреть учебную программу по технологии. Также мы назначим специалиста, ответственного за подготовку к олимпиаде НТИ, потому что это требует много сил, времени и ресурсов. Я надеюсь, что 30-50% учащихся заинтересуются этой олимпиадой, которая, помимо теоретических знаний, требует и практических навыков.

Валентина Эрнстовна Каримуллина, директор школы-интерната для одаренных детей (Сабинский район РТ), поделилась своими планами по реализации опыта, полученного в рамках бенчмаркинг-тура:

– Благодаря этой стажировке я систематизировала знания по внедрению инженерного образования в своей школе. В инженерном направлении нужны люди, занимающиеся наукой. Я поняла, что нам нужны больше специалисты – физики, программисты-информатики. Чтобы их привлекать, нужно создавать условия для мотивации.

Я работаю директором меньше года и ставила в приоритет всероссийские предметные олимпиады, а в Новосибирске я увидела подготовку учащихся к рабочим специальностям. Они изучают теорию на практике, у них есть специалисты и оборудование. Я поняла, что нужно переходить к такому обучению. Мы познакомились с опытом Второй Новосибирской школы и увидели готовый продукт. Хотелось бы больше узнать методику, как и с чего они начинали этот путь. Мне понравилось, что учащиеся этой гимназии создают проекты в группах, и каждый ученик выполняет свою роль. В моей школе учителя информатики и физики уже разрабатывают совместные проекты.

После этой стажировки я хочу провести круглый стол с учителями. Мастерские у нас уже есть, но они работают не на таком уровне, как в Новосибирске. Нам нужно разработать план, как мы будем открывать инженерные классы, привлекать учащихся в проектную деятельность. У нас очень мало проектов, где получается конечный продукт. Хочется, чтобы учащиеся разрабатывали инженерные изобретения.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов