DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Кто такой наставник и какова его роль в доверительных отношениях с подростком?

Кто такой наставник и какова его роль в доверительных отношениях с подростком?

Одним из важнейших элементов для развития и раскрытия потенциала детей и молодежи является доброжелательная среда, которая помогает ребенку социализироваться, достичь успехов в обучении и развивать свои таланты. Большую роль в создании такой атмосферы играет школа, руководители и педагоги которой могут стать наставниками для учеников, построить с ними доверительные отношения и помочь им определиться с траекторией развития.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года особое значение в сфере образования придается формированию корпуса директоров-лидеров. Университет Талантов работает в этом направлении и проводит обучающие мероприятия для директоров школ-партнеров. Например, с 7 по 9 ноября директора школ и лицеев-интернатов Татарстана приняли участие в бенчмаркинг-туре в Новосибирске, в котором руководители образовательных учреждений обучились новым технологиям и форматам в образовательной деятельности.

23 марта директора лицеев-интернатов встретились в резиденции креативных индустрий «Штаб», чтобы обменяться опытом в сфере управления талантами, более подробно познакомиться с деятельностью Университета Талантов, узнать о мерах государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи  и получить инструменты для формирования доверительных отношений в коллективе и с учащимися. В мероприятии приняли участие директора Лицея-интерната № 2 (г. Казань), Гимназии-интерната № 4 (г. Казань), Лицея-интерната № 7 (г. Казань), Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии филиала КНИТУ-КХТИ (Зеленодольский район), Лицея-интерната № 79 (г. Набережные Челны), Гимназии-интерната № 13 (г. Нижнекамск).

В начале встречи выступил Алмаз Ризатдинов, учитель английского языка Лицея-интерната № 79 (г. Набережные Челны), с темой «Профилактика выгорания». От качества коммуникации между учителем и учеником (родителем, коллегой) зависит результативность деятельности образовательного учреждения, поэтому учителям необходимо восстанавливать свои силы и энергию. Спикер отметил, что в этом им может помочь здоровый образ жизни, правильное питание, хобби, общение с личным наставником и друзьями.

Во второй половине встречи Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников», рассказала представителям лицеев-интернатов, кто такой наставник и какова его роль в доверительных отношениях с подростком. Участники встречи разделились по парам и поделились друг с другом тремя достижениями. Это упражнение позволило им раскрыться перед другим человеком, понять свои ценности жизни, провести внутреннюю рефлексию. Участники поделились, что у них появилось вдохновение, доверие друг другу, а также понимание того, что важно другому человеку в жизни.

Далее каждый для себя ответил на вопрос, кто такой наставник. Участники пришли к выводу, что наставник – это партнер, пример, друг, лидер, сторонник, консультант. Они отметили, что наставник – это тот человек, который вдохновляет, мотивирует, отвечает на вопросы, уважает и говорит на одном языке. Лилия Орлова выделила основные критерии наставничества:

  • передача знаний, умений, навыков;
  • способ формирования личности;
  • помощь в вопросах социализации и целеполагания;
  • партнерство и поддержка;
  • доверительные отношения.

Затем директора ответили на два вопроса: кому они доверяют и кто доверяет им. Они сделали вывод, что человек, которому мы доверяем – это проверенный временем человек, который говорит правду, не осуждает и принимает, знает сильные стороны и «зоны роста», хранит секреты, направляет и мотивирует. Участники встречи познакомились с принципами доверия: принятие, умение слушать и задавать вопросы, честность и открытость, надежность, равенство, последовательность. Также беседа позволила им выделить то, в чем нуждается подросток: безопасность, признание, влияние, разделение опыта, самоопределение, инициатива от другого.

В заключении обучения участники узнали об одной из компетенций наставника Университета Талантов – фасилитации, которую можно развить в рамках курса «Управление продюсированием талантов». Фасилитатор устанавливает доверительные отношения, умеет наблюдать, слушать, задавать вопросы и управлять процессом, способен бросить вызов и вести диалог. Директора лицеев-интернатов познакомились с принципами фасилитатора в развивающем диалоге с ребенком по Милтону Эриксону:

  1. все люди хороши такими, какие они есть;
  2. все они уже обладают всеми внутренними необходимыми ресурсами;
  3. они осуществляют лучший выбор из возможных;
  4. в основе каждого поступка лежат позитивные намерения;
  5. изменения неизбежны.

Участник встречи Ирек Ризванов – член Научно-экспертного совета государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», директор Лицея-интерната № 2 (г. Казань), победитель конкурса «Лучший директор школы Республики Татарстан – 2018» и обладатель многих почетных грамот и благодарственных писем Министерства образования и науки Республики Татарстан. Он рассказал, чем была полезна эта встреча:

– Наш лицей – один из первых школ-партнеров Университета Талантов, и мы стараемся вести совместные программы. Благодаря Университету Талантов мы поняли, что наставничество – это не какое-то узкое понятие: воспитатель или учитель. Есть широкие смыслы этого слова и этому нужно учиться.

Директора – это первые лица, которые запускают процессы в своих школах. Мы должны понять, что такое наставничество и как оно работает, а потом вовлекать свои команды. Благодаря этой встрече я уже записал идеи, которые возможно осуществить с Университетом Талантов. Думаю, мы не заставим себя долго ждать, и на обучение наставничеству будут приезжать наши учителя, воспитатели, педагоги.

Лилия Ибрашева, директор Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии филиала КНИТУ-КХТИ (Зеленодольский район), рассказала о сотрудничестве с Университетом Талантов:

– Наставничество – одно из направлений, которое помогает школе быть более эффективной. Благодаря Университету Талантов в нашем лицее развивается наставничество. Резеда Багатова, педагог дополнительного образования лицея – победитель всероссийской «Олимпиады наставников» 2017 года. Она реализует свой проект «ИОКОГАВА. ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО».

Программа, которую реализует Университет Талантов в рамках наставничества, хорошо «легла» под нашу образовательную модель, тем самым позволила работать нашему педагогу и с детьми, и с педагогами. Такая первая встреча вместе с директорами лицеев-интернатов позволила мне переосмыслить те знания, которые у меня уже есть, и вспомнить все нюансы.

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов