DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Мария Мирова: «Самое главное достижение нашего проекта – успехи его выпускников»

Мария Мирова: «Самое главное достижение нашего проекта – успехи его выпускников»

Руководитель программы «Наставничество» АНО «Россия – страна возможностей» рассуждает 

В декабре в Казани состоялся VII Республиканский форум «Открытие талантов», который стал площадкой для обсуждения вопросов экосистемы выявления, развития и трудоустройства талантливых и одаренных детей и молодежи. На пленарном заседании первого дня, поднявшем тему современного наставничества, выступила руководитель программы «Наставничество» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Мирова

Мы пообщались с экспертом и подробнее узнали о ее проекте, выяснили, какими компетенциями должен обладать профессиональный наставник, и каких результатов удалось добиться за два года работы программы «Наставничество».

– Мария, для чего и кого создана программа «Наставничество» и какие цели стоят перед ней?

– Наша главная цель – объединить и поддержать лауреатов проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Поэтому мы решили два года назад создать действительно эффективную площадку для развития профессиональных и личностных навыков одаренных детей и молодежи, участников проектов АНО «Россия – страна возможностей, объединения и дальнейшего сопровождения. По сути, это для них социальный лифт, причем, скоростной. Еще одна наша задача – содействие развитию культуры наставничества в России, популяризирует практики и развитие наставнических (коучинговых) компетенций, что требуется в современных подходах к лидерству. Добавлю, что программа реализуется Мастерской управления «Сенеж» при поддержке Клуба Лидеров «Эльбрус».

Как работает этот самый «скоростной социальный лифт»? 

– Мы предлагаем примерить на себя роль наставника победителям и финалистам конкурса «Лидеры России». Они передают свой опыт и наставляют участников конкурсов и проектов, входящих в платформу АНО «Россия страна возможностей». Так молодые люди получают профессиональную поддержку и в целом могут открыто и доверительно общаться с уже состоявшимися управленцами. Получается, что в течение программы ценные знания и навыки получают и наставники, и наставляемые. Они могут получить любую методическую и организационную поддержку. Кроме того, именно так формируется институт преемственности. Отмечу, что в 2020 году к числу наставников присоединились также победители и финалисты конкурсов «Цифровой прорыв» и «Учитель будущего». У нас появилась педагогическая и IT-экспертиза.

На форуме «Открытие талантов» вы рассказали, что наставник не только передает опыт, но побуждает наставляемого самому искать ответы на поставленные вопросы. То есть мыслить и рассуждать. Какими еще компетенциями должен обладать наставник?

– Среди качеств, которыми должен обладать эффективный наставник мы выделяем несколько ключевых. Во-первых, это позитивное мышление. Наставничество – это, прежде всего, про передачу мировоззрения. Только обладая позитивным, оптимистическим настроем, умея легко восстанавливаться в случае неудач, можно оказывать поддержку и мотивировать на развитие других людей.

Во-вторых, умение развивать других. Это умение давать конструктивную обратную связь, стремление делиться экспертизой, повышать профессионализм и способствовать росту и раскрытию потенциала наставляемого. В-третьих, понимание других людей. Очень важно, чтобы наставник мог проявлять эмпатию. Важно уметь поставить себя на место другого человека, но не навязывая свою точку зрения, а учитывать интересы, потребности и ценности другого человека.

И, конечно же, важно, чтобы наставник умел оказывать поддержку, понимал проблемы и сложности других людей, проявлял сочувствие, заботу. Эффективный наставник должен обладать широтой мышления мыслить масштабно, видеть системные подходы решения задач, постоянно развивать себя и брать на себя всю ответственность за результат.

Только обладая позитивным, оптимистическим настроем, умея легко восстанавливаться в случае неудач, можно оказывать поддержку и мотивировать на развитие других людей


Тема наставничества в последнее время звучит очень часто. Появляются разные программы и проекты, но достаточно ли они эффективны? В чем особенности именно вашего подхода?

– Действительно, многие в России говорят про наставничество, но мало где есть реальная работающая методология. В нашей программе «Наставничество» мы попытались совместить лучшие традиции, которые уже были развиты в нашей стране в советское время с новыми подходами и трендами. Это полноценная программа, включающая аналитический подход при формировании пар, учитывающий большое количество характеристик наставника и наставляемого. Это методология знакомства, установления доверия в парах и обучения. 

  Как, в основном, происходит общение сейчас, в соответствии с новыми вызовами времени – очно или дистанционно?

– Есть очные модули и дистанционная поддержка. Последний поток в связи с эпидемиологической обстановкой мы запускали в онлайн-формате – одновременно начали работать 226 человек. Так что и новом формате, пусть и вынужденном, есть свой плюс. Кроме этого, участникам программы доступны дистанционный курс, специально разработанный для программы, методические пособия для наставников и наставляемых. Есть у нас и деловая игра «Восхождение к цели», позволяющая отработать коучинговый подход в наставничестве, опросы и поддержка со стороны организаторов, мобильное приложение, совместные чаты для обмена опытом и общения в сообществе участников программы.

Чего удалось добиться за два года работы программы?

– За это время было выпущено более 100  наставнических пар, обучение шло в пять потоков. Мы инициировали более 50 публикаций в СМИ и профессиональных сообществах. Однако самым главным достижением программы являются успехи ее выпускников. Своими историями успеха – личными успехами, карьерным развитием и продвижением по социальным лифтам участники делятся на страницах электронного издания «Вестник наставничества», публикации для которого готовят сами выпускники программы. Познакомиться с методологией программы, историями успеха участников, мнениями экспертов в области наставничества может любой желающий. Мы открыты к сотрудничеству и будем рады видеть среди авторов следующего издания экспертов Университета Талантов.

  Количество участников растет, значит, программа действительно работает. Наверное, и задачи становятся масштабнее?

– Да, в связи с ростом участников, автоматизация программы «Наставничество» является одной из приоритетных задач в наступившем 2021 году. Кроме того, мы намерены активно продвигать ее в регионах России, тиражировать наши методологии наставничества и активно делиться опытом с коллегами.