14 декабря в онлайн-формате состоялась дискуссия и два мастер-класса
14 декабря стартовал VII Республиканский форум «Открытие талантов: экосистема выявления, развития и трудоустройства талантливых и одаренных детей и молодежи». Новшеством и ответом на вызовы сегодняшних реалий стал особый формат проведения мероприятия - его гибридный формат. В первый же день были доступны различные форматы общения и обсуждения: дискуссия и мастер-классы.
Традиционно итоговый форум «Открытие талантов 2020» – это площадка для конструктивного диалога представителей образовательных организаций всех уровней, бизнес-индустрии, органов государственной власти, республиканских и федеральных экспертов, талантливой молодежи республики и соотечественников.
Доцент кафедры государственного управления и кадровой политики Московского городского университета управления Правительства Москвы, коуч и наставник Алла Попова первой выступила на пленарном заседании, трансляция которого велась онлайн. Остальные его участники также выступили дистанционно. Все они рассуждали на тему - кто же такие наставник, коуч, ментор, карьерный консультант, профориентатор? Что несет в себе каждое из этих понятий, чем они отличаются и какие функции выполняют.
- Наставник передает свои знания и опыт подопечному. Тьютор или навигатор сочетает в себе экспертные и коучинговые позиции. Когда мы выстраиваем образовательный маршрут для молодого человека, подключаются уже экспертные позиции. Каждый человек сегодня сможет выбрать для себя понятную роль, - уверена Алла Попова, которой самой зачастую приходиться выступать в разных ролях или одновременно совмещать несколько.
Параллельно с выступлениями шло онлайн-голосование. Слушателям предстояло ответить: «Кем вы являетесь: ментором, тьютором, навигатором или наставником». Уже через несколько минут после начала стало понятно, что большая часть участников считает себя наставниками - это 48,4 процента.
Алла Попова рассказала, как именно ей удается сочетать в себе сразу несколько ролей:
- У нас в жизни есть несколько социальных ролей: товарищ, ребенок, родитель одновременно. Работая с подопечным, в зависимости от задач, которые он перед нами ставит, меняются и наши роли. Даже в рамках оного взаимодействия мы можем использовать разные функции, но приходим к общему результату с помощью вклада обоих, наставника и наставляемого, учителя и ученика. В моем случае, сначала подопечный говорит, что ему требуется, потом я подбираю себе наиболее подходящую для достижения цели роль.
К слову, по словам спикера, «наставник» - понятие больше российское. На Западе принято говорить «ментор». Дальнейшие высказывания участников заседания только подтвердили мнение, что наставник - человек, который передает опыт и знания, воодушевляет наставляемого.
Мария Мирова, руководитель программы «Наставничество» АНО «Россия - страна возможностей» уверена, что наставничество - это не про карьеру или помощь в решении задач трудоустройства. В целом, это про поиск человека собственных целей, самоидентификацию:
- Если вы готовы отказаться от себя прошлого, своих привычек - надо искать именно наставника. Изменение себя - это огромный ежедневный труд. За каждым успешным человеком всегда стоит наставник. Он может и давать советы, и мотивировать, рассказывать про свой опыт. Но чаще он задает вопросы и побуждает наставляемого самому находить ответы. Это поиск себя и расширения своих границ. Именно такого взгляда на наставничество мы придерживаемся в своей программе.
Алена Михалева, co-founder Международной Ассоциации Профориентации, карьерный консультант, психолог, психотерапевт, также высказала свое мнение по данному вопросу: «Нельзя сказать, какую роль ты выполняешь чаще. Иногда на первый план выходит и коуч, чтобы понять, ЧТО нам мешает развиваться. А вот чтобы понять, КАК нам что-то сделать - измениться, достичь - вот это и есть наставничество».
- Наставник - это сопровождение, это тот, кто рядом. Но он не делает что-то за наставляемого. Лучшая похвала - это когда его ученик пойдет дальше учителя. Научить само навигации очень важно. Мы ведь как в той пословице, даем голодному не рыбу, а удочку, - подытожила руководитель Лаборатории карьерной навигации КИУ им. В.Г. Тимирясова Светлана Туктамышева.
Мнением о наставничестве поделились и наставники Университета Талантов. Альфия Кулакова, Фирая Муртазина и Дина Куделенская в заранее записанном ролике рассказали о своем профессиональном пути и педагогических методах.
Завершился первый день форума «Открытие талантов» мастер-классами. Продюсер-методист и преподаватель EdMarket Мария Коновалова провела занятие на тему «Как собрать онлайн курс подручными средствами». Мастер-класс был предназначен для тех, кто хочет научиться запускать свои курсы в онлайне. Он познакомил желающих с базовыми инструментами и подходами, которые можно применять в своей работе. Эксперт предложила сначала определится с тремя основными понятиями - цель - чему учим; критерии оценки - как мы поймем, что научили; контент - какая теория нам может понадобиться, какие упражнения.
Мастер-класс «Профориентация школьников» провела Алена Михалева. Она рассказала о практике «Что меня зажигает», которая позволяет школьнику найти профессию или род занятий по душе, дело, которое в будущем будет и любимым и успешным. Более взрослым наставляемым, от 18-20 лет и старше, по ее словам, идеально подойдет другое упражнение - «Найди свою нишу». Основываясь на своих интересах, знаниях и уже применяемых практических навыках, можно найти ту профессию и специальность, которая будет наиболее импонировать вам, а значит - получаться.