В каждом из нас есть талант, важно его вовремя заметить, раскрыть и развивать. Что же для этого нужно сделать? Важно найти наставника, который поможет молодому человеку найти себя, составить индивидуальный план развития и реализовать свой потенциал.
Наставник Университета Талантов, педагог дополнительного образования лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (филиал КНИТУ-КХТИ), руководитель инновационного авторского проекта «Поколение будущего», победитель Всероссийской олимпиады наставников Резеда Багатова рассказала нам о том, как осуществить свою мечту, что нужно делать наставнику для успешной работы и как индивидуальный план развития приближает к цели.
Я полна идей и знаний, которыми мне хочется делиться. Ведь самое главное – не только сделать себя достоянием, построить свою собственную жизнь, но и оставить послевкусие. Вложить свой опыт, умения в людей, которым это необходимо. Которые стремятся к новым открытиям, реализации себя как личности. Идя по пути, по которому ты идешь в первый раз, ты встречаешь определенные трудности и преодолеваешь себя. Можно даже сказать, ты делаешь шаг в неизвестность, где тебя наверняка ждут определенные риски. Но придя к определенному результату, к тебе приходит понимание, как это сделать максимально точно, минимизировав все неоправданные риски. А полученными навыками и умениями важно поделиться с подрастающим поколением, чтобы они быстрее прошли путь к своей мечте, учась не на своих ошибках, а на опыте других.
Чтобы стать хорошим наставником, надо быть в постоянном развитии, в движении, оставаться на гребне волны. Я из тех людей, кто старается покорить недосягаемые вершины. У меня был опыт подъема в горы. Когда ты достигаешь определенной высоты, тебе кажется, что ты достиг вершины, но стоит поднять голову вверх, и ты видишь, что впереди еще больше половины пройденного пути. Несмотря ни на что, мы должны смотреть вперед, в будущее и идти к своей цели, достигая, на первый взгляд, невозможного. На пути к своей мечте нельзя расслабляться, ведь может не хватить пары шагов до вершины. Нужно уметь правильно распределять ресурсы, находить время на работу, общение, саморазвитие и изучать практики выдающихся людей, это очень полезно. И самое главное – нужно любить свое дело, потому что без этого все теряет какой-либо смысл.
Замечали ли вы, что иногда дети видят далеко вперед нас? Лично я часто сталкиваюсь с таким явлением. И я извлекла для себя урок, что не только я могу чему-то научить детей, но и они меня. Нынешнее поколение в авангарде всех событий, и я стараюсь учиться этому от них. Могу назвать это даже взаимовыгодным обменом полезной информации, которая непременно пригодится каждому из нас.
Однажды я проводила мастер-класс для компании «Haldor Topsoe», которая на базе нашего лицея планировала открыть профильный класс. Тогда в составе делегации были представители Университета Талантов, которые провели образовательную сессию для педагогов нашего учреждения. Когда я слушала спикеров, ко мне пришло понимание, что те методики, которые используются в Университете Талантов, я тоже применяю в своей работе. Хотя раньше я не придавала этому особого значения и действовала интуитивно. Именно в тот момент я поняла, что я на одной волне с этими людьми и они мне очень близки по духу. Затем в 2017 году я была приглашена на Всероссийскую олимпиаду наставников и стала победителем. С тех пор я иду в одном направлении с Университетом Талантов. В рамках деловой программы «Модель сопровождения и содействие профессиональной самореализации одаренной и талантливой молодежи» на V Республиканском форуме «Открытие талантов» мы разбирали новые возможности 7 мер государственной поддержки, и у меня появились мысли, как это сделать более эффективно, на какие моменты стоит акцентировать внимание. Та дискуссия дала мне повод задуматься над собственной траекторией развития, найти новые точки роста для себя и детей. Сейчас я хочу развиваться в этом направлении, чтобы учебный процесс молодых талантов был максимально продуктивным.
На Молодежной школе талантов я была сертифицирована на предмет составления индивидуального плана развития, я являюсь лауреатом конкурса кейсов по ИПР. Поэтому могу сказать, что индивидуальный план развития помогает учащемуся сфокусировать свой взгляд на определенных важных аспектах своего развития. Данный подход из большого объема информации и расплывчатого плана на будущее делает этот план более систематизированным и конкретным, а также дает понимание, на что стоит обратить внимание в своей деятельности и сделать упор. ИПР корректирует направление движения, оно становиться максимально оптимизированным. Поэтому индивидуальный подход к развитию своего таланта необходим.
Университет Талантов – это институт развития, в котором отсутствует понятие «стагнация», здесь все всегда на шаг впереди и в движении. Он разрывает шаблоны и помогает взглянуть на иные форматы обучения, выйти за установившиеся с течением времени рамки, что зачастую приводит к более быстрому достижению цели. Поэтому роль такой организации, несомненно, велика.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов