Тьюторской практике в России исполнилось 27 лет, Межрегиональная Тьюторская ассоциация уже отметила десятилетний юбилей, а в 2008 году профессия «тьютор» вводится в реестр профессий и в номенклатуру должностей. Но что мы знаем о тьюторстве? Как стать тьютором, обучают ли этому? И чем отличаются тьюторы от учителей?
В рамках Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территории» для участников прошла серия мастер-классов. Одним из спикеров которых стала руководитель магистратуры «Тьюторство в сфере образования», президент Межрегиональной Тьюторской ассоциации Татьяна Михайловна Ковалева (г. Москва). Она выступила с докладом «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ как ресурс современного образования». В своем мастер-классе Татьяна Михайловна рассказала о становлении тьюторского сообщества в России и культуре тьюторства. Спикер также отметила, что в России важно повысить уровень культуры индивидуализации и развивать в детях субъективность. Мы пообщались с экспертом и узнали, насколько развито тьюторство в России, зачем одаренным детям вариативная среда развития и что такое личностно-ресурсное картирование.
― Татьяна Михайловна, на пленарном заседании конференции прозвучал тезис, что ребенок должен расти в той среде, где будет окружен любовью. Как Вы считаете, каким еще параметрам должна отвечать среда развития?
― В любом случае, каким бы одаренным ни был ребенок, у него должен быть выбор. Он может быть одаренным в математике, потому что его родители так посчитали нужным, а важно, чтобы ребенок сам понимал, что его интересует. Может, его привлекает вовсе не математика, а биология? Поэтому для нас крайне важно, чтобы среда была вариативной. Во-вторых, среда развития должна быть открытой. Дети должны приносить в нее свои интересы и увлечения, все, что посчитают нужным. В-третьих, мы используем термин «провокативная среда». То есть тьютор не просто работает. Он провоцирует так, чтобы там, на стороне ребенка, возник интерес.
― Какие школы-лаборатории в России Вы считаете наиболее успешными?
― По моему мнению, самые интересные практики сейчас проходят в Томском государственном университете. Там организована отдельная работа с одаренными старшеклассниками. У них был набор 100-балльников ЕГЭ, которым предоставили возможность одновременно обучаться на разных факультетах. Помимо этого ребята сами выбирают график и организуют свое свободное время. Очень важно, что в таких условиях человек начинает сам субъективно выстраивать свою программу обучения.
― В мастер-классе Вы упоминали, что на данный момент в стране работают 16 магистратур по программе тьюторства. Возможно ли внедрить такие программы в общеобразовательных учреждениях?
― Конечно! Я привела магистратуру только как пример, тьюторство сейчас внедряется везде. В том числе есть и детские сады тьюторской модели. Например, выпускники магистратуры нашего Московского педагогического университета получают диплом тьютора в сфере образования. Они уже работают и в учреждениях среднего профессионального образования, и в школах, и в вузах. Одна из наших выпускниц Лада Лазарева открыла Центр тьюторского сопровождения раннего развития. В этом центре идет работа в паре ребенок-взрослый, работать начинают с детьми от трех лет.
― Татьяна Михайловна, Вы говорили, что в России нет ни одного частного педагогического университета. В чем преимущество таких частных учреждений перед государственными и почему они не приживаются у нас?
― По традиции у нас очень сильная государственная система образования, поэтому частные университеты и не приживаются. Но они очень интересны своей свободой! Частные университеты могут работать на любых технологиях, с любыми программами. Государственная система все-таки готовит учителей под существующие образовательные стандарты и программы.
― Также на пленарном заседании конференции Ваш коллега Павел Глухов высказал мысль, что профориентационные тесты себя изжили и пора придумывать что-то новое. Как Вы считаете, какие новые технологии стоит внедрять для ориентации будущих специалистов?
― На самом деле мнение Павла становится общим. Мир профессий очень подвижен. Если направленно готовить ребенка к одной профессии, то никогда не угадаешь. Пока 5–6 лет человек учится в вузе, сама профессия может измениться или вовсе исчезнуть. Поэтому и подходы сейчас рассматривают другие. Почему компетентностный подход набирает силу? Потому что надо готовить не к профессии как таковой, а развивать открытость, инициативность, лидерство. И уже из них человек сможет складывать как лего любую профессиональную ориентацию.
― На мастер-классе Вы говорили о личностно-ресурсном картировании. Расскажите об этом подробнее, в чем преимущество такого подхода?
― Преимущество в том, что человек одновременно начинает видеть для своего интереса множество мест, где он сам может его продвигать. Когда мы говорим о непрерывном образовании человека – «longlife learning» ‒ мы понимаем, что человек никогда не сможет узнать все. Поэтому личностно-ресурсная карта помогает ему удерживать интересы и понимать: сейчас он читает именно эту книжку, потом приступит к другой, завтра сходит в музей, а послезавтра посмотрит научный фильм и так со многим другим. Движение происходит не линейно и поэтапно, как мы привыкли, человек видит сразу все элементы своих интересов на карте.
― На какие современные техники и социальные проекты сейчас следует делать ставку в работе с одаренными детьми?
― Поскольку я занимаюсь тьюторством, то я считаю, что ставку надо делать на тьюторов. Фактически, учитель как учитель, как тот, кто передает знания, а не навыки ‒ проигранная позиция. Интернет дает так много знаний сегодня, что сама профессия учителя во многом не срабатывает. Важно, чтобы было сопровождение и удержание интереса, важно обсуждение. Все это – позиции наставника, а не учителя. Тьютор сегодня ‒ педагог, который сопровождает в индивидуальной программе и, прежде всего, защитник прав и интересов ребенка.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов