Тренер надпредметных компетенций – это наставник, моделирующий различные ситуации, в которых молодой человек будет проявлять ту или иную компетенцию. В процессе у наставника могут возникнуть вопросы. Как привлечь внимание публики? Возможно ли удержать внимание аудитории более чем на 20 минут? Какие методы помогут повысить мастерство тренера?
Ответы на них будущие тренеры надпредметных компетенций получили на двухдневном интенсиве «Технология тренерской деятельности: совершенствуем мастерство», который состоялся с 16 по 17 февраля. В работе тренинга приняли участие 50 наставников Казани, Набережных Челнов, Высокогорского, Зеленодольского, Азнакаевского, Заинского, Альметьевского, Нурлатского, Арского, Елабужского, Бугульминского районов республики, а также из Воронежа. Вместе со Светланой Осинцевой, экспертом Университета Талантов, тренером, коучем, методологом, руководителем направления обучения и развития менеджмента «Яндекс. Маркет» (г. Москва), участники продолжили тему первого модуля, посвященную технологии ведения тренингов.
Спикер ознакомила будущих наставников с правилом, согласно которому за два дня нужно совершить не менее 10 ошибок и искренне им порадоваться. Большой акцент в ходе тренинга был сделан на партнерскую работу, и участники могли выслушать объективную критику и получить поддержку от коллеги.
Светлана Осинцева отметила, что все методы, которые участники изучают на тренинге, важно использовать на практике:
– Я наблюдаю повышение профессионализма и применение творческих методов в работе участников, их высокий уровень ответственности. При написании сценариев они уже используют вариативность и импровизацию. Все, о чем мы говорим, нужно перенести на практический уровень, иначе методы не будут работать. При этом участники успевают делиться обратной связью, тем самым происходит объективное оценивание. Взамен они получают внутреннюю уверенность и удовольствие от процесса. Наши участники – педагоги, поэтому осваивать компетенцию тренера им проще, поскольку они знакомы с форматом. В течение одного года можно выйти на очень достойный уровень освоения.
Участникам была представлена модель паруса тренерского мастерства по методике Елены Сидоренко, известного бизнес-тренера и психолога-наставника. Существует четыре составляющие тренерского мастерства:
- Технологичность (концептуальные, клиентские, тренерские качества);
- Импровизация (выстроить тему, чтобы она откликнулась у аудитории);
- Управление мотивацией;
- Работа с сопротивлением группы.
Важно использовать все составляющие, так как использование только технологичности может привести к сухой лекции, а приоритет на импровизацию будет способствовать проведению «шоу одного актера». Участники проходили самодиагностику и обсуждали улучшение личных показателей в ближайшие четыре недели.
Один из форматов тренерства, с которым познакомились участники – это мини-лекция, длительность которой не превышает 10 минут. Алгоритм такой лекции состоит из вступления (привлечение внимания аудитории при помощи цитаты, вопроса или статистики), основной части (изложение главного материала), яркого заключения (призыв к использованию информации на практике) и «мостика» к отработке материала. Необходимо постоянно контролировать свою речь, использовать перемещения в пространстве, выразительную мимику и смену интонации, а также собственное владение темой.
В качестве дополнительного материала наставники изучили выступление на TED Джулиана Трежера на тему «Как говорить, когда тебя не слышат». Он поделился формулой HAIL: Honesty – честность, Authenticity – подлинность, Integrity – целостность, Love – любовь. Эти качества помогут успешнее выступать перед публикой.
Полученные знания будущие наставники попробовали применить на практике. Команда из четырех человек включала в себя лектора, двух участников и наблюдателя. Лектор должен был за три минуты поделиться с участниками новой информацией, позже все члены команды делились обратной связью. После этого наставники менялись ролями. В ходе такой быстрой игры участники успели обменяться опытом и выделить для себя наиболее полезные правила в ходе тренерской работы, например, активно использовать мимику лица, практиковаться перед зеркалом или применять чувство юмора.
Также в первый день интенсива педагоги изучили тему «Фасилитация». Фасилитатор – это человек, который собирает мнения и организовывает обсуждение внутри группы. Этот процесс происходит в течение 10–20 минут, чтобы быстро и эффективно собрать данные. Для лучшего понимания процесса наставники поделились на группы и выбрали одного фасилитатора. Его задачей было осуществить сбор мнений членов группы касаемо понятия фасилитации. Этот эксперимент позволил участникам понаблюдать за процессом со стороны и сразу разобрать часто встречающиеся ошибки.
Второй день интенсива начался с темы «Игры». Это еще один инструмент, который позволяет разнообразить формат тренинга и привлечь внимание аудитории. Все правила желательно записывать на доске или флипчарте, чтобы визуально зафиксировать. Но при этом необходимо проговорить вслух все условия: этапы игры, разрешения и запреты. При достижении психологического пика стоит заканчивать игру и подводить ее итоги. Рефлексия (обратная связь) позволяет оценить ее процесс и результаты, понять, что получилось, а что нет. Обратная связь состоит из двух пластов: эмоционального (отслеживание эмоций) и рационального (проведение параллелей с реальной жизнью).
Ольга Денисова, наставник в центре по работе с одаренными детьми Воронежской области (г. Воронеж), рассказала, как формат тренинга помогает развивать свои навыки:
– В этом модуле приходит чувство удовлетворенности: ты пробуешь, совершаешь ошибки и получаешь конструктивную оценку. Мы находимся в зоне комфорта, когда взаимодействуем с уже известными нам людьми, а здесь все по-другому. Был небольшой страх работы в группе с новыми участниками, но зато мы успели со многими сдружиться и проанализировать совместную работу. В ходе двухдневного интенсива пришла осознанность в понимании моей специальности.
Раиля Валиуллина, учитель истории и обществознания, педагог-организатор Осиновской гимназии (Зеленодольский р-н), поделилась, чем полезны для нее образовательные модули Университета Талантов:
– В совместную работу с Университетом Талантов я включилась в октябре прошлого года. Я получаю лично для себя очень много новой информации и переживаю большой эмоциональный заряд. После модуля у нас появилось больше осознанности, опыта и знаний. К счастью, у меня достаточно обширная зона комфорта, поэтому мне приятно находится в неизвестной мне сфере. Объединить группу, показать знания – все это накладывает на нас ответственность, которая иногда может выбивать из колеи. Но все мы здесь пришли ради обучения новому, поэтому такая ответственность воспринимается легко.
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов