DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Метод НОКО и цикл Колба: как провести эффективный тренинг

Метод НОКО и цикл Колба: как провести эффективный тренинг

Считается, что знания, отработанные на практике, человек усваивает наилучшим образом. Поэтому одним из эффективных методов обучения является проведение тренингов, которые дают возможность освоить новые модели поведения и развивать навыки через собственный опыт. Тренинг – это интенсивный курс обучения, сочетающий краткую теорию и практическую отработку навыков для дальнейшего их применения в своей деятельности. Формат тренингов успешно применяется для развития надпредметных компетенций у одаренных детей и талантливой молодежи, так как в процессе тренер моделирует ситуации, в которых молодой человек проявляет ту или иную компетенцию. На основе увиденного тренер предлагает участникам различные методы и приемы для работы над «зонами роста», что ускоряет процесс развития этих навыков.

С 19 по 20 января состоялся тренинг для тренеров надпредметных компетенций, который собрал 65 участников из Казани, Набережных Челнов, Высокогорского, Зеленодольского, Азнакаевского, Заинского, Альметьевского, Нурлатского, Арского, Елабужского, Бугульминского районов республики, а также из Воронежа. Это первый обновленный модуль для новой группы тренеров, обучающихся по курсу «Управление продюсированием талантов» (КУПТ). Его слушатели – победители конкурса соорганизаторов площадки «Тренинг-класс» Университета Талантов и участники, прошедшие базовый модуль курса и выбравшие профилизацию тренера надпредметных компетенций. Годовое обучение образовательного цикла включает в себя тренинги, межтренинговые вебинары и практики.

Первый модуль очного тренинга назывался «Технология ведения тренинга». Его главная цель – дать педагогам возможность стать разработчиком-создателем тренингов.

Светлана Осинцева, эксперт Университета Талантов, тренер, коуч, методолог, руководитель направления обучения и развития менеджмента «Яндекс. Маркет», рассказала о преимуществах проведения тренингов:

– Тренинг – динамичный формат донесения знаний и формирования навыков у любой аудитории. Сегодня традиционные формы обычных лекций не работают. Дети хотят получать насыщенную, концентрированную информацию за очень короткий период времени. Клиповое мышление, быстрая смена информации формируют высокую переключаемость, при этом утрачивается навык сосредоточенности. Формат тренинга соответствует требованиям ребенка благодаря разнообразию методов работы, фокусировке на самом ребенке, постоянному поиску информации в группе через различные эксперименты. Тренинг как метод обучения находится на острие волны, позволяет за очень короткое время приобрести актуальные, необходимые прямо здесь и сейчас навыки. 

В течение первого образовательного дня участники модуля создавали правила группы, работали в круге, взаимодействуя друг с другом. Именно в состоянии круга все находятся на равных условиях вне зависимости от статуса и возраста. Участники познакомились с пятью основными надпредметными компетенциями, которые развивает Университет Талантов у своих студентов:

  • Когнитивность
  • Открытость, инициативность, предприимчивость
  • Управление проектом под результат
  • Командность и эффективность сотрудничества
  • Видение и лидерство

Тренер должен уметь правильно оценивать достижения участников тренинга, для этого он может применить модель НОКО (наблюдение – описание – классификация – оценка). Эта модель поможет понять тренеру, не идет ли он на поводу ошибок восприятия: наблюдать за ребенком в разное время (во время тренинга, в семье, в отношениях со сверстниками), добиваться, чтобы развиваемый в нем навык был устойчив не только в рамках тренинга, но и в обычной жизни.

Для эффективного развития необходимых компетенций используются активные методы обучения – методы, при которых деятельность обучаемого носит поисковый, творческий, продуктивный характер. При активном обучении педагог помогает определить цель деятельности, рекомендует источники знаний, содействует, создает условия для проявления активности, а учащийся определяет цель деятельности, открывает новые знания. Ребенок должен радоваться своему открытию и уходить после тренинга счастливым.

Также участники модуля познакомилась с различными видами тренингов:

– индивидуальные – групповые (8–16 человек) 

– открытые – закрытые (все желающие или для определенной группы) 

– 30 минут – несколько дней 

– центрированные на тренере – центрированные на группе 

– тренинги на развитие навыков (например, тренинг для тренеров надпредметных компетенций) 

– тренинги общения 

– тренинги личностного роста 

– бизнес-тренинги 

– психологические тренинги

Второй день модуля был посвящен технологии создания тренингов. Тренинг начинается до его конкретного начала – это этап предтренинга, который включает в себя наблюдение, анализ, чтение, видеопросмотр, интервью, эксперимент – все для подготовки к основной части тренинга. Также существует постренинг – этап, в котором участники интегрируют знания, полученные в основной части в свою ежедневную практику.

Сам тренинг состоит из трех частей – введения, основной и завершающей частей. Введение включает в себя знакомство, сбор ожиданий, принятие правил. Это обязательная часть любого тренинга. Основная часть состоит из актуализации темы тренинга, непосредственно информационного блока, приобретения практических навыков. Этот этап состоит из знаний, навыков в соответствии с целями тренинга, предполагает создание условий для осознания участниками своих сильных сторон и «зон роста» и предоставления участникам возможности для формирования нового опыта. Завершается тренинг  подведением итогов и получением обратной связи, чтобы участники смогли осмыслить пройденную тему.

Кроме этого, будущие тренеры надпредметных компетенций узнали про цикл Дэвида Колба. Американский психолог выявил типы научения (особенности изучения материала):

–   прагматики – учатся только тому, что будут применять в жизни;

– активисты – учатся на собственном опыте, без теории (идеальные участники тренинга);

– мыслители – учатся с помощью наблюдений, очень внимательны, задают глубокие вопросы;

– теоретики –  могут создавать теории, выявлять свою закономерность (им необходимо объяснять и выстраивать цепочки).

Учитывая эти особенности, психолог выстроил цикл эмпирического обучения. По его мнению, процесс обучения представляет собой своеобразную спираль. Цикл Колба состоит из следующих этапов:

  1. Накопление личного опыта;
  2. Осознание и мыслительные наблюдения (анализ/рефлексия, после которых наступает жажда знаний);
  3. Теоретическое обобщение (процесс вывода заключений из мыслей и замечаний, сделанных на стадии осознания и наблюдения);
  4. Эксперимент-практика (проверка на применимость знаний, усвоенных на предыдущей стадии).

После знакомства с теорией участники смогли отработать полученную информацию на практике. Будущие тренеры в составе шести команд работали над созданием своего проекта: разрабатывали введение, основную часть, завершение тренинга для развития у своих наставляемых определенной компетенции. Итогом работы стала ярмарка тренингов, на которой будущие тренеры представляли свой проект членам других команд. В завершении презентации все участники смогли проголосовать за 2 проекта – тот, который они применили бы в своей работе, и тот, который они смогли бы порекомендовать своим коллегам.

– Самое главное для участников тренинга – сразу переводить теорию на практику, чтобы понять смысл активности, групповой работы, упражнений. Моя задача – чтобы участники начали больше использовать в своей работе активные методы, чтобы они на своем опыте поняли пользу практических занятий, – говорит Светлана Осинцева.

Координатор сетевого проекта «Тренинг-класс» Татьяна Зарипова поделилась секретами мастерства тренера. Тренеру важно записывать свой голос, видео тренинга, двигаться в пространстве, быть в удобной обуви, выдерживать тайминг, менять интонацию, вести тренинг на равных позициях.

Инна Кабанова, учитель английского языка политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказала, как полученные навыки сможет применить в работе:

– За эти два дня я научилась выстраивать саму структуру тренинга. Я хочу завершить полный цикл обучения для развития и самосовершенствования. Кроме уроков английского языка, я выполняю обязанности классного руководителя. У нас сложная сплоченность в классе, поэтому метод работы круга во время тренинга, обмен мнениями и рукопожатиями, рассказ о себе, создание тренинга в виде проекта – все это я буду применять в своей деятельности.

Алексей Фролов, начальник отдела по организационной работе пансионата с лечением «Репное» (г. Воронеж), поделился, какие новые знания были для него полезны:

– Я понял, что структура тренинга строится совершенно по-другому, а не «подгоняется» под какие-то рамки. Игры, которые проводятся, направлены не для развеивания скуки, это – отработка навыков. Когда сам участвуешь в тренинге, эта сторона остается тебе невидной. Цикл Колба, который мы изучили здесь, организует структуру тренинга на уровне подсознания, с его помощью легче прописывать тренинг. Чтобы развить себя в качестве тренера для развития у ребят надпредметных компетенций, хочу освоить все сам, а потом вложить в детей. В ходе обучения нашей группе попала тема «Принятие изменений внешней среды» – как, исходя из ситуации, ставить для себя задачу. Я буду применять в своей работе многие приемы и техники, которым нас обучили – игры на знакомство, использование пространства, изменение точек вещания.

Фоторепортаж

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов