DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Марина Белокурова: «Наставник – это “проводник” человека к нему самому»

Марина Белокурова: «Наставник – это “проводник” человека к нему самому»

Поиск и развитие талантов – задача не только образовательных учреждений, но и родителей, самих преподавателей и наставников. Чтобы поддержать и сопровождать одаренных детей, важно знать их возрастные особенности, уметь налаживать с ними контакт и изучать различные инструменты, которые позволят ребенку раскрыться, а также развить и применить свой талант в достижении успеха.

«Наставник – это садовник, который выращивает сад», – сказала во время своего выступления на Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» эксперт Университета Талантов, психотерапевт единого европейского регистра, держатель Всемирного сертификата психотерапевта, генеральный директор консультативно-тренинговой компании «Hi-Human Technologies» (г. Москва) Марина Владимировна Белокурова.

Мы поговорили с Мариной Владимировной об условиях реализации потенциала одаренных детей, о ее опыте наставничества и интересных практиках в выявлении одаренной молодежи.

– Марина Владимировна, как Вы считаете, нужно ли сегодня наставничество?

– Конечно, оно имеет архиважное значение. Раньше я работала с теми, кто приходил ко мне сам. Внутренний конфликт человека толкал его разобраться с собой, реализовать свою «природу» – талант, который заложен в нем. Теперь я и в педагогике, и в психологии «выращиваю» наставников, которые будут помогать другим проявлять себя. Сейчас особенно необходимо не только развитие своего таланта, но и нахождение среди одаренных способного наставлять остальных. Раньше в наставничестве считалось, что нужно передавать только определенный уровень знаний и навыков, сейчас этого мало.

– Что самое главное в наставничестве?

– Принятие вызова. Нелегко понять, что наставничество ты делаешь своей внутренней миссией. Если ментор следит, тренер тренирует, тьютор следит за дисциплиной, то наставник – это «проводник» человека к нему самому. Наставник должен пробудить душевную жизнь ребенка, его одаренность. К сожалению, у нас сегодня отсутствует система нового наставничества, системная поддержка развития ребенка на каждом возрастном этапе, но оказывать ее очень важно.

Сегодняшний наставник должен быть очень честен, обладать актерским талантом, в нем должны сочетаться мама и папа одновременно. Изначально поддержка талантливой молодежи должна исходить из семьи, но когда у ребенка появляется свой учитель, родители иногда начинают ревновать. Важно понимать, что ребенку нужен учитель, иначе он будет бояться выходить в общество.

– Что необходимо сделать для усовершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей?

– Я сначала делала бы «переопыление» среди взрослых, как будто мы «опыляем» своими идеями, состоянием других, и они начинают мыслить по-другому. Это моя идея, которая апробирована с 2013 года в Московском университете технологий и управления им. К. Г. Разумовского. Если в команде люди «подобраны» правильно, когда человек делится идеей, другие к нему присоединяются. В Высшей школе экономики студенты старших курсов ведут занятия у младших, и это очень здорово работает. Это тоже своего рода «переопыление».

Также необходимо понимать, что дети находят креативные решения, если им «не мешать». На одном мастер-классе родителей с детьми дети за 7 минут создали идеальную конструкцию без помощи взрослых. В целом создание любящей среды дает детям проявить свою активность.

– На чем именно нужно сделать акцент при работе с одаренными детьми?

– В начале 20 века в Германии старались не упустить талант ни одного ребенка, старались развить все, что в них заложено. Через 100 лет эта идея снова повторяется. Но сейчас важно сосредоточиться на талантливых детях, чтобы они распространяли эти идеи в дальнейшем. Талантливый ребенок нуждается в специальном развитии, он не подходит под стандарты. Поэтому ему необходимо особое психологическое сопровождение, которое поможет пресечь переживания по поводу своей нестандартности.

– Каким должен быть педагог, работающий с одаренными детьми?

– Он все время должен помнить, что имеет дело со сверхценным материалом. В книге Майкла Роуча «Алмазный огранщик» развитие сравнивается с алмазным бизнесом, который предполагает добычу и обработку драгоценного камня. В руках наставника тоже алмазы, он должен сделать из них бриллианты. Честность, профессионализм, глубина – в этом деле самые важные качества. Невозможно говорить только про капитализацию одаренности. Если это не будет касаться живого, что находится в душе человека, мы вырастим поколение бездушных людей, даже не роботов.

Во время урока преподаватель должен учиться быть эмпатичным, честным, сильным в своем предмете, таким образом он заряжает своих учащихся, и в его пространстве хочется раскрываться. Например, в московских школах наотрез отказались изучать произведение «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Тогда учитель предложил детям создать в социальной сети «Вконтакте» странички Грушницкого, Печорина. В результате роман был выучен наизусть, дети начали общаться от имени героев. Таким образом, преподаватель не побоялся внести изменения в привычное изучение материалов. Я сама всегда нарушала учебные планы, спасибо руководству за понимание. Преподавать неактуальное – это кража времени детей.

– Во время своего выступления Вы сделали акцент на том, что родители должны интересоваться не будущей профессией ребенка, а той атмосферой, где он хочет работать. Как помочь одаренным детям реализовать себя в карьере?

– Я хотела быть археологом, им и стала. Только я «раскапываю» психику человека и нахожу клад, соединяю все в одно «я». Чтобы помочь детям в реализации в карьере, прежде всего родители сами должны быть ответственны, не тратить себя не по назначению, не бояться. Тогда у человека появляется критерий истинности, который древние алхимики называли философским камнем – пробуждением своей природы.

– Какова роль предприятий в профориентационной деятельности одаренных детей?

– В этом плане очень хороши специализированные школы. Уровень, который они задают своим ученикам, мотивирует их на его достижение. Я сама училась в таком учреждении, к нам приглашали профессоров из Гарвардского университета. Можно практиковать летние и зимние школы, где учащиеся из разных школ будут решать креативные задачи, приближенные к реальности. Что касается предприятий, можно было бы реализовать секондмент (перемещение персонала как внутри организации, так и за ее пределами), хотя это понятие еще не так распространено в России. Такой обмен дает многое: в новой атмосфере человек получает другое переживание самого себя.

– Насколько важна среда, в которой растет и развивается одаренный ребенок?

– Есть такое выражение «Одаренность нужно поддерживать, а гений пробьется сам». Гении идут против общества, они ничего не боятся, за них можно не переживать. А одаренность необходимо поддерживать: создать такое поле, которое было бы максимально разнообразным.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов