DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

«Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий»

Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция

Дата проведения:
28 ноября – 29 ноября
Место проведения:
— О мероприятии

Дата проведения: 28-29 ноября 2018 г.

Место проведения конференции: Республика Татарстан, г. Казань

Организаторы конференции:

  • Министерство образования и науки Республики Татарстан
  • АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0»
  • Академия наук Республики Татарстан
  • Казанский государственный энергетический университет
  • Казанский федеральный университет
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет
  • Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма
    Казанский государственный аграрный университет Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова
  • Республиканский центр внешкольной работы 
  • Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи  «Созвездие - Йолдызлык»

Цель конференции: оказать содействие учреждениям, организациям, специалистам бизнес-среды и педагогам в выборе стратегий и технологий деятельности по работе со способной и мотивированной молодежью путем целевого обсуждения научных подходов и реального опыта управления интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом территорий развития личности. 

Направления конференции:

1. Направления, способы и формы развития интеллектуального и инновационного потенциалов региона в рамках стратегии цифровизации экономики и образования через выявление и поддержку одаренности и таланта как основы интеллектуального потенциала личности, организации, территории.  

2. Одаренность и талант как драйверы информационной эпохи: 

  • научные подходы к формированию личности, нравственной, этической, когнитивной и творческой составляющих;
  • критерии и методики оценки способностей, одаренности и таланта (опыт и прогнозы);
  • выявление, поддержка и сопровождение способных и одаренных с физическими и психологическими проблемами;
  • корпоративные системы управления талантами в организациях РТ

3. Педагог, наставник в работе с талантливыми, способными и мотивированными детьми и молодежью:

  • модели функций, ценностей и компетенций педагога-наставника в работе с одаренными детьми и способной молодежью;
  • мировой и региональный опыт внедрения инновационных технологий в систему подготовки наставников на региональном уровне.

Участники конференции:

  • ученые и специалисты, заинтересованные в темах развития человеческого капитала и работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью
  • представители организаций, работающих с одаренными и талантливыми детьми и молодежью: кванториумы, технопарки, лицеи-интернаты и т.д.
  • магистранты и аспиранты вузов
  • эксперты научно-экспертного совета государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы»
  • члены Временного научно-исследовательского коллектива
  • наставники и координаторы Университета Талантов.

По итогам конференции для участников предусмотрена выдача сертификата о повышении квалификации в объеме 24 часов.                                                                   

Мы будем рады рассмотреть ваши оригинальные, не опубликованные ранее работы по тематике конференции. Тезисы будут опубликованы в научно-практическом журнале «Вестник Университета Талантов».

Тезисы для публикации и заявки на участие в конференции принимаются до 10 октября 2018 г. С правилами оформления тезисов конференции вы можете ознакомиться здесь

С программой конференции вы можете ознакомиться здесь

Для участия в конференции необходимо:

  1. зарегистрироваться по форме ниже
  2. направить тезисы с указанием направления конференции на почту expert@utalents.ru

Участие в конференции бесплатное.

По всем вопросам вы можете обратиться к координатору конференции - Нигматуллиной Разине Рамазановне, тел.: +7 927 433 40 61, email: science@utalents.ru


📰

— Новости по теме

Все новости
Татьяна Ковалева: «Тьютор, прежде всего, защищает права и интересы ребенка»

24 апреля 2019

Татьяна Ковалева: «Тьютор, прежде всего, защищает права и интересы ребенка»

Тьюторской практике в России исполнилось 27 лет, Межрегиональная Тьюторская ассоциация уже отметила десятилетний юбилей, а в 2008 году профессия «тьютор» вводится в реестр профессий и в номенклатуру должностей. Но что мы знаем о тьюторстве? Как стать тьютором, обучают ли этому? И чем отличаются тьюторы от учителей?

В рамках Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территории» для участников прошла серия мастер-классов. Одним из спикеров которых стала руководитель магистратуры «Тьюторство в сфере образования», президент Межрегиональной Тьюторской ассоциации Татьяна Михайловна Ковалева (г. Москва). Она выступила с докладом «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ как ресурс современного образования». В своем мастер-классе Татьяна Михайловна рассказала о становлении тьюторского сообщества в России и культуре тьюторства. Спикер также отметила, что в России важно повысить уровень культуры индивидуализации и развивать в детях субъективность. Мы пообщались с экспертом и узнали, насколько развито тьюторство в России, зачем одаренным детям вариативная среда развития и что такое личностно-ресурсное картирование.

― Татьяна Михайловна, на пленарном заседании конференции прозвучал тезис, что ребенок должен расти в той среде, где будет окружен любовью. Как Вы считаете, каким еще параметрам должна отвечать среда развития?

― В любом случае, каким бы одаренным ни был ребенок, у него должен быть выбор. Он может быть одаренным в математике, потому что его родители так посчитали нужным, а важно, чтобы ребенок сам понимал, что его интересует. Может, его привлекает вовсе не математика, а биология? Поэтому для нас крайне важно, чтобы среда была вариативной. Во-вторых, среда развития должна быть открытой. Дети должны приносить в нее свои интересы и увлечения, все, что посчитают нужным. В-третьих, мы используем термин «провокативная среда». То есть тьютор не просто работает. Он провоцирует так, чтобы там, на стороне ребенка, возник интерес.

― Какие школы-лаборатории в России Вы считаете наиболее успешными?

― По моему мнению, самые интересные практики сейчас проходят в Томском государственном университете. Там организована отдельная работа с одаренными старшеклассниками. У них был набор 100-балльников ЕГЭ, которым предоставили возможность одновременно обучаться на разных факультетах. Помимо этого ребята сами выбирают график и организуют свое свободное время. Очень важно, что в таких условиях человек начинает сам субъективно выстраивать свою программу обучения.

― В мастер-классе Вы упоминали, что на данный момент в стране работают 16 магистратур по программе тьюторства. Возможно ли внедрить такие программы в общеобразовательных учреждениях?

― Конечно! Я привела магистратуру только как пример, тьюторство сейчас внедряется везде. В том числе есть и детские сады тьюторской модели. Например, выпускники магистратуры нашего Московского педагогического университета получают диплом тьютора в сфере образования. Они уже работают и в учреждениях среднего профессионального образования, и в школах, и в вузах. Одна из наших выпускниц Лада Лазарева открыла Центр тьюторского сопровождения раннего развития. В этом центре идет работа в паре ребенок-взрослый, работать начинают с детьми от трех лет.

― Татьяна Михайловна, Вы говорили, что в России нет ни одного частного педагогического университета. В чем преимущество таких частных учреждений перед государственными и почему они не приживаются у нас?

― По традиции у нас очень сильная государственная система образования, поэтому частные университеты и не приживаются. Но они очень интересны своей свободой! Частные университеты могут работать на любых технологиях, с любыми программами. Государственная система все-таки готовит учителей под существующие образовательные стандарты и программы.

― Также на пленарном заседании конференции Ваш коллега Павел Глухов высказал мысль, что профориентационные тесты себя изжили и пора придумывать что-то новое. Как Вы считаете, какие новые технологии стоит внедрять для ориентации будущих специалистов?

― На самом деле мнение Павла становится общим. Мир профессий очень подвижен. Если направленно готовить ребенка к одной профессии, то никогда не угадаешь. Пока 5–6 лет человек учится в вузе, сама профессия может измениться или вовсе исчезнуть. Поэтому и подходы сейчас рассматривают другие. Почему компетентностный подход набирает силу? Потому что надо готовить не к профессии как таковой, а развивать открытость, инициативность, лидерство. И уже из них человек сможет складывать как лего любую профессиональную ориентацию.

― На мастер-классе Вы говорили о личностно-ресурсном картировании. Расскажите об этом подробнее, в чем преимущество такого подхода?

― Преимущество в том, что человек одновременно начинает видеть для своего интереса множество мест, где он сам может его продвигать. Когда мы говорим о непрерывном образовании человека – «longlife learning» ‒ мы понимаем, что человек никогда не сможет узнать все. Поэтому личностно-ресурсная карта помогает ему удерживать интересы и понимать: сейчас он читает именно эту книжку, потом приступит к другой, завтра сходит в музей, а послезавтра посмотрит научный фильм и так со многим другим. Движение происходит не линейно и поэтапно, как мы привыкли, человек видит сразу все элементы своих интересов на карте.

― На какие современные техники и социальные проекты сейчас следует делать ставку в работе с одаренными детьми?

― Поскольку я занимаюсь тьюторством, то я считаю, что ставку надо делать на тьюторов. Фактически, учитель как учитель, как тот, кто передает знания, а не навыки ‒ проигранная позиция. Интернет дает так много знаний сегодня, что сама профессия учителя во многом не срабатывает. Важно, чтобы было сопровождение и удержание интереса, важно обсуждение. Все это – позиции наставника, а не учителя. Тьютор сегодня ‒ педагог, который сопровождает в индивидуальной программе и, прежде всего, защитник прав и интересов ребенка.

София Бармина,

Медиалаборатория Университета Талантов

Владимир Аносов: «Среда обращает внимание ребенка на ценности, помогает понимать их и воспринимать»

7 марта 2019

Владимир Аносов: «Среда обращает внимание ребенка на ценности, помогает понимать их и воспринимать»

Создание условий для выявления и развития одаренных детей и реализации их потенциала – одна из приоритетных задач Татарстана. Для решения этой задачи в республике проводится комплекс мероприятий и предоставляются меры поддержки, например, был создан реестр конкурсных мероприятий, благодаря которому ведется база одаренных детей и талантливой молодежи. В реестр входят олимпиады и конкурсы по шести тематическим категориям, в том числе по культуре и искусству. Привлечение и приобщение к искусству одаренных детей необходимо для их всестороннего развития и воспитания в них духовно-нравственных качеств.

На Всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» Владимир Алексеевич Аносов, балетмейстер, хореограф-постановщик, режиссер по пластике театра Романа Виктюка (г. Москва), провел для участников конференции мастер-класс на тему «Человек культуры в искусстве». Мы поговорили с ним о том, как искусство влияет на человека, какую роль культура играет в воспитании одаренных детей, а также о среде, в которой должен развиваться ребенок.

– Что для Вас есть искусство? Как оно влияет на человека?

– Для меня с одной стороны – это ремесло, а с другой стороны оно является высказыванием, когда с помощью музыки, сценической работы либо живописи мы стараемся что-то сказать, донести до общества – преподнести какую-либо идею, поделиться своей мыслью или задать вопрос «зрителям» для размышления. Искусство может повлиять на человека точно так же, как и книга. Мы все умеем читать, но смысл книги и ее концепт у каждого человека свой и зависит только от его индивидуальных характеристик. Приводя этот пример, я хочу сказать, что люди должны понимать культуру и искусство, ведь это один из языков, который связывает поколения между собой не болтовней, а глобальными вещами, и поднимает вопросы «что такое человек и зачем он?». Эти вопросы актуальны и по сей день. Можно даже провести параллель между театром или реальной жизнью. Не могу не процитировать довольно известные строчки Пьера де Ронсара: «Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой!».

– На что необходимо обращать особое внимание при воспитании одаренных детей?

– Во-первых, конечно же, на культуру. Именно она способствует вежливости человека, его умению выбираться из трудных ситуаций без возникновения конфликта. Кроме того, она влияет на восприятие окружающего мира. Во-вторых, родители не должны противопоставляться своим детям, а наоборот, расти вместе с ними, понимать и их, и жизнь в целом.

– Какой должна быть среда, в которой растет и развивается одаренный ребенок?

– Среда играет важнейшую роль при развитии ребенка. В этой среде ребенок общается с социумом, обменивается опытом и мыслями, что способствует его развитию. Также среда обращает внимание ребенка на настоящие ценности, помогает понимать их и воспринимать. Важно задуматься, ведь разве мы родились только для того, чтобы деньги зарабатывать, или для чего-то еще? Чтобы просто быть вежливыми или для чего-то более глобального?

– Как помочь одаренным детям реализовать себя в искусстве?

– В искусстве театра это сложно, ведь дело театра с социальной точки зрения очень рискованное. Нужно ли ему заниматься театром? Уверен ли он в том, что сможет на этом построить свою жизнь? Скорее всего, можно оценить потенциал ребенка посредством наставников, у которых есть опыт. Они должны донести до молодого человека, что на пути к своей цели нужно будет преодолевать препятствия. Если эти дети уже занимаются каким-либо видом искусства, например, танцем или театром, то они уже профориентированы и знают или хотя бы предполагают, куда им двигаться дальше. После этого им нужно дать техническую базу и начать выводить их на то, какую роль они занимают в социальной структуре с точки зрения культуры и вообще какова их роль в социуме.

Дарья Матвеева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Мария Богоявленская: «Чтобы развивать свою одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разных сферах»

19 января 2019

Мария Богоявленская: «Чтобы развивать свою одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разных сферах»

Залогом развития таланта, по мнению многих, является особая среда, вдохновляющая ребенка и способствующая его развитию. Но не стоит забывать и о психологическом состоянии – оно может как побуждать к действиям, так и затормаживать их.

Но как отличить имитацию взрослого поведения от подлинной одаренности? Почему роль педагогики в наше время значительно возросла? Что нужно для развития талантов молодежи? На эти и многие другие вопросы ответила эксперт Университета Талантов, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва) Мария Евгеньевна Богоявленская.

Что необходимо сделать для усовершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей в России и Татарстане?

– Какое-то время назад я участвовала в проектировании школы для одаренных детей в Актаныше, работала с педагогическим университетом в Набережных Челнах по системе развивающего обучения, поэтому знаю, что в Татарстане уже давно ведется эта работа. В первую очередь надо разобраться, что такое одаренные дети, потому что очень часто за одаренность мы принимаем проявления детей, которые нам кажутся нетипичными для их возраста, только потому, что они быстрее и точнее усваивают новые знания, в отличие от своих сверстников. Подлинно одаренный человек не боится проигрывать и рисковать, он входит в зону дискомфорта и неизвестности, где его успешность не может быть гарантирована. Чтобы развивать эту одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разном: чем больше различных сфер он затронет, тем больше шансов для определения жизненного пути. Так можно прийти к выводу, что ребенка, начиная с детского сада, нужно включать в различные исследовательские проекты, развивать Кванториумы, и это быстрее откроет ему мир и даст понимание, что он важен, нужен и способен на что-то в этой жизни.

– Какие уникальные методики поддержки талантливой молодежи существуют в России и Татарстане?

– Методика креативного поля была создана моей мамой Дианой Борисовной Богоявленской. Она моделирует познавательный процесс, который мы очень часто видим в системе обучения. При вхождении в любую новую область человек не должен бояться нарабатывать определенные навыки, ведь с помощью них у него растет чувство уверенности. Нельзя развивать мир и придумывать новые технологии, не освоив какие-то базовые вещи. Эту методику реализовать в массе невозможно, так как там сложная система принципов: один из них – если человек знает, на что направлена эта методика, то он будет внешне стимулирован и не проявит свою подлинную познавательную ценностную инициативу. В Татарстане меня привлекает то, что в республике не берут «на веру» какие-то технологии. Все, что я видела – это желание разобраться, критически к этому отнестись и соотнести с культурными традициями, и если это складывалось, то начинало работать. Примечательно, что очень много внимания уделяется социальным проектам, которые очень важны для человека.

– В своем докладе Вы сказали, что не принимаете такое словосочетание, как «человеческий капитал». Объясните, пожалуйста, почему.

– Капитал и капитализация – это процессы социально-экономического формата. Они относятся к социальным и общественным процессам, где теряется ценность и уникальность отдельного человека. Это законы, по которым живет общество, но при этом цели и смыслы существования жизни индивида размываются именно процессами человеческого общества. Мне как психологу важен конкретный человек и его человеческое самостояние. Так как человек – это существо сугубо общественное, то он несет в себе частичку этой общественной культуры. Именно это позволяет человеку, в отличие от животного, переделывать свою среду. Поэтому для психолога, педагога, родителя и просто человека другой человек самоценен. Отношение как к капиталу – это потребительское отношение, и правом использовать это словосочетание обладает государство.

– Какими компетенциями должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?

– Педагог должен понимать разновидность ролей и позиций отрасли своей профессии и их задачи. Кроме того, он должен развиваться в ней и понимать границы собственных возможностей, «зоны роста» и т.д. Очень важно, чтобы с детьми находился профессионал, обладающий определенными педагогическими компетенциями. Это минимальные вещи, одной из главных является знание возраста личности и его понимание.

Чтобы говорить, что я педагог по работе с одаренными детьми, нужно понять особенности и нюансы этой работы. Этот человек развивает в человеке потенциал к саморазвитию, а не к успешности. Такой педагог работает с вектором развития ребенка, где конечный итог – результат одаренного взрослого.

– На что необходимо обратить внимание при воспитании одаренных детей?

– Во-первых, уделить внимание развитию трудовой ответственности, так как одаренность не сложится без умения вкладываться в себя, а это всегда очень тяжелый труд. Во-вторых – на нравственный состав личности, потому что одаренность не может быть бездуховной и безнравственной. Поэтому чем больше будет художественно-эстетических составляющих в системе образования, тем с большей степенью можно сказать, что одаренные дети станут одаренными взрослыми.

– Для чего детям нужны наставники? Что самое важное в наставничестве?

– На конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» я как раз многому научилась от коллег, получила для себя ценный опыт и информацию. Например: в позиции наставника много градаций. У каждого своя роль и свой предмет в общей картине сопровождения ребенка. Для меня наставник – это человек, к которому ребенок на протяжении своих поисков может прислониться и присоединиться.                                                                                                                        

Дарья Матвеева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Марина Белокурова: «Наставник – это “проводник” человека к нему самому»

14 января 2019

Марина Белокурова: «Наставник – это “проводник” человека к нему самому»

Поиск и развитие талантов – задача не только образовательных учреждений, но и родителей, самих преподавателей и наставников. Чтобы поддержать и сопровождать одаренных детей, важно знать их возрастные особенности, уметь налаживать с ними контакт и изучать различные инструменты, которые позволят ребенку раскрыться, а также развить и применить свой талант в достижении успеха.

«Наставник – это садовник, который выращивает сад», – сказала во время своего выступления на Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» эксперт Университета Талантов, психотерапевт единого европейского регистра, держатель Всемирного сертификата психотерапевта, генеральный директор консультативно-тренинговой компании «Hi-Human Technologies» (г. Москва) Марина Владимировна Белокурова.

Мы поговорили с Мариной Владимировной об условиях реализации потенциала одаренных детей, о ее опыте наставничества и интересных практиках в выявлении одаренной молодежи.

– Марина Владимировна, как Вы считаете, нужно ли сегодня наставничество?

– Конечно, оно имеет архиважное значение. Раньше я работала с теми, кто приходил ко мне сам. Внутренний конфликт человека толкал его разобраться с собой, реализовать свою «природу» – талант, который заложен в нем. Теперь я и в педагогике, и в психологии «выращиваю» наставников, которые будут помогать другим проявлять себя. Сейчас особенно необходимо не только развитие своего таланта, но и нахождение среди одаренных способного наставлять остальных. Раньше в наставничестве считалось, что нужно передавать только определенный уровень знаний и навыков, сейчас этого мало.

– Что самое главное в наставничестве?

– Принятие вызова. Нелегко понять, что наставничество ты делаешь своей внутренней миссией. Если ментор следит, тренер тренирует, тьютор следит за дисциплиной, то наставник – это «проводник» человека к нему самому. Наставник должен пробудить душевную жизнь ребенка, его одаренность. К сожалению, у нас сегодня отсутствует система нового наставничества, системная поддержка развития ребенка на каждом возрастном этапе, но оказывать ее очень важно.

Сегодняшний наставник должен быть очень честен, обладать актерским талантом, в нем должны сочетаться мама и папа одновременно. Изначально поддержка талантливой молодежи должна исходить из семьи, но когда у ребенка появляется свой учитель, родители иногда начинают ревновать. Важно понимать, что ребенку нужен учитель, иначе он будет бояться выходить в общество.

– Что необходимо сделать для усовершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей?

– Я сначала делала бы «переопыление» среди взрослых, как будто мы «опыляем» своими идеями, состоянием других, и они начинают мыслить по-другому. Это моя идея, которая апробирована с 2013 года в Московском университете технологий и управления им. К. Г. Разумовского. Если в команде люди «подобраны» правильно, когда человек делится идеей, другие к нему присоединяются. В Высшей школе экономики студенты старших курсов ведут занятия у младших, и это очень здорово работает. Это тоже своего рода «переопыление».

Также необходимо понимать, что дети находят креативные решения, если им «не мешать». На одном мастер-классе родителей с детьми дети за 7 минут создали идеальную конструкцию без помощи взрослых. В целом создание любящей среды дает детям проявить свою активность.

– На чем именно нужно сделать акцент при работе с одаренными детьми?

– В начале 20 века в Германии старались не упустить талант ни одного ребенка, старались развить все, что в них заложено. Через 100 лет эта идея снова повторяется. Но сейчас важно сосредоточиться на талантливых детях, чтобы они распространяли эти идеи в дальнейшем. Талантливый ребенок нуждается в специальном развитии, он не подходит под стандарты. Поэтому ему необходимо особое психологическое сопровождение, которое поможет пресечь переживания по поводу своей нестандартности.

– Каким должен быть педагог, работающий с одаренными детьми?

– Он все время должен помнить, что имеет дело со сверхценным материалом. В книге Майкла Роуча «Алмазный огранщик» развитие сравнивается с алмазным бизнесом, который предполагает добычу и обработку драгоценного камня. В руках наставника тоже алмазы, он должен сделать из них бриллианты. Честность, профессионализм, глубина – в этом деле самые важные качества. Невозможно говорить только про капитализацию одаренности. Если это не будет касаться живого, что находится в душе человека, мы вырастим поколение бездушных людей, даже не роботов.

Во время урока преподаватель должен учиться быть эмпатичным, честным, сильным в своем предмете, таким образом он заряжает своих учащихся, и в его пространстве хочется раскрываться. Например, в московских школах наотрез отказались изучать произведение «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Тогда учитель предложил детям создать в социальной сети «Вконтакте» странички Грушницкого, Печорина. В результате роман был выучен наизусть, дети начали общаться от имени героев. Таким образом, преподаватель не побоялся внести изменения в привычное изучение материалов. Я сама всегда нарушала учебные планы, спасибо руководству за понимание. Преподавать неактуальное – это кража времени детей.

– Во время своего выступления Вы сделали акцент на том, что родители должны интересоваться не будущей профессией ребенка, а той атмосферой, где он хочет работать. Как помочь одаренным детям реализовать себя в карьере?

– Я хотела быть археологом, им и стала. Только я «раскапываю» психику человека и нахожу клад, соединяю все в одно «я». Чтобы помочь детям в реализации в карьере, прежде всего родители сами должны быть ответственны, не тратить себя не по назначению, не бояться. Тогда у человека появляется критерий истинности, который древние алхимики называли философским камнем – пробуждением своей природы.

– Какова роль предприятий в профориентационной деятельности одаренных детей?

– В этом плане очень хороши специализированные школы. Уровень, который они задают своим ученикам, мотивирует их на его достижение. Я сама училась в таком учреждении, к нам приглашали профессоров из Гарвардского университета. Можно практиковать летние и зимние школы, где учащиеся из разных школ будут решать креативные задачи, приближенные к реальности. Что касается предприятий, можно было бы реализовать секондмент (перемещение персонала как внутри организации, так и за ее пределами), хотя это понятие еще не так распространено в России. Такой обмен дает многое: в новой атмосфере человек получает другое переживание самого себя.

– Насколько важна среда, в которой растет и развивается одаренный ребенок?

– Есть такое выражение «Одаренность нужно поддерживать, а гений пробьется сам». Гении идут против общества, они ничего не боятся, за них можно не переживать. А одаренность необходимо поддерживать: создать такое поле, которое было бы максимально разнообразным.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Алла Устиловская: «Молодому человеку надо создать практические ситуации и дать возможность попробовать себя в разных направлениях»

8 декабря 2018

Алла Устиловская: «Молодому человеку надо создать практические ситуации и дать возможность попробовать себя в разных направлениях»

На Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территории» проходили мастер-классы от ведущих федеральных экспертов в сфере развития человеческого капитала.

Кандидат психологических наук, доцент факультета Инженерная школа Московского политехнического университета, разработчик и преподаватель метапредмета «Задача» Алла Алексеевна Устиловская (г. Москва) провела для участников конференции мастер-класс на тему поддержки подростков со способностями в области инженерии. В рамках мастер-класса участники обсудили подготовку молодых людей к реализации технологических проектов и рассмотрели образовательную среду как условие выявления одаренных подростков.

Алла Алексеевна также является разработчиком практико-ориентированного курса «Разработка и организация школьного инженерного проекта межпредметной направленности», который проходит в Московском Политехе. Слушатели курса знакомятся с нормами проектирования и управления проектами с учетом специфики инженерного проекта метапредметной направленности. Мы поговорили с экспертом об условиях раскрытия потенциала ребенка, компетенциях педагога, работающего с одаренными детьми, и отличии проектной деятельности от исследовательской.

– Что вдохновило Вас на создание своего курса? Какая у него цель?

– Я создала курс по заданию Департамента образования г. Москвы для проекта «Инженерный класс в московской школе». Цель курса – в подготовке педагогов на первоначальном уровне к работе с инженерными проектами, поскольку решение прикладных инженерных задач и проектов инженерной тематики востребовано, но это сложные вопросы.

Во время ведения курса мы столкнулись с тем, что сейчас в школах «проектом» называют все, что только угодно: и рефераты, и исследования, и творческие задания. Это не совсем верно. Затем стало очевидно, что не всегда люди видят разницу между исследовательской и проектной деятельностью, которые очень сильно отличаются друг от друга. Результатом исследования являются знания, а результатом проекта – продукт.

– Ваш преподавательский стаж составляет 33 года. Как Вы считаете, какими компетенциями должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?

– Компетентность – довольно размытое понятие. На мой взгляд, педагогу нужно общаться с представителями других профессий. Это всегда трудоемкий коммуникативный процесс, поскольку педагогу и, например, инженеру сложно понять друг друга. Педагогам нужно быть открытыми к новому и стремиться понять цели и той или иной профессии и суть инструментов, которые использует каждый специалист. Эти объединенные знания нужно применять для развития детей. Второй очень важный момент – это признание права детей на ошибку, ведь на своих ошибках они будут учиться более интенсивно. Проектная деятельность всегда ведет в неизвестность, поэтому важно научить ребенка работать с неудачей и при необходимости менять вектор своего развития.

– Какие условия необходимы для оценки, раскрытия и реализации потенциала ребенка?

– Когда мы принимаем на работу взрослого человека, мы не  оцениваем его способности, обучаемость и способность выполнять свои обязанности. Мы назначаем испытательный срок, смотрим, сможет ли он выполнять необходимые функции. Я не считаю нужным проводить оценку потенциала детей, которые проявляют интерес, пусть пробуют себя.

По моему мнению, у каждого ребенка есть предрасположенность к чему-либо, и среда является важным аспектом в раскрытии его потенциала. Если у молодого человека есть мотивационная одаренность, ему надо создать практические ситуации, дать ему необходимую информацию и возможность попробовать себя в разных направлениях.

Альбина Николаева,
Участница Медиашколы Университета Талантов

Светлана Николаевна Чистякова: «Для ребенка важно создавать среду, в которой он будет проявлять свои способности»

7 декабря 2018

Светлана Николаевна Чистякова: «Для ребенка важно создавать среду, в которой он будет проявлять свои способности»

Тема применения практико-ориентированных технологий в работе с одаренными детьми обсуждалась экспертами на Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территории». Светлана Николаевна Чистякова, доктор педагогических наук, заведующая центром самоопределения и профессиональной ориентации Института содержания и методов обучения, академик Российской академии образования (РАО), профессор (г. Москва), выступила перед участниками пленарного заседания на тему «Развитие профессиональной карьеры – важнейший ресурс адаптации будущих выпускников».

Профессиональная самореализация наставляемого – главная цель, которую ставит перед собой наставник. Выявить таланты ребенка и помочь ему найти направление для раскрытия потенциала наставник может с помощью комплексной диагностики, которая сочетает в себе различные методики.

Светлана Николаевна рассказала нам о важных критериях проведения диагностики таланта, нюансах работы с одаренными детьми и достижении целей с помощью индивидуальной траектории развития.

Каким образом можно усовершенствовать систему выявления и поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан?

– Знания, мотивация и опыт – эти три составляющие являются критериями, которые позволяют провести диагностику одаренного ребенка. Важно при этом учитывать его интересы, склонности, способности, самооценку и фактор здоровья.

Сейчас появляется множество различных диагностических процедур по выявлению таланта, нужно только уметь их грамотно подбирать. Во-первых, должна быть комплексная диагностика: сочетание нескольких разнообразных методик. Это действительно выявит склонности и способности человека, которого мы все называем талантливым. Во-вторых, диагностику нужно проводить не один раз, а на «входе» (в начале работы) и «выходе» (при завершении). Важно погружать ребенка не только в одну определенную деятельность. Допустим, ребенок хочет стать художником, и он талантлив в этой сфере. Ему обязательно нужно дать запасные варианты, чтобы он был приспособленным к изменениям в жизни и умел адаптироваться в социуме. Постоянно нужно выяснять, в чем он еще талантлив, и создавать среду, в которой он будет проявлять свои специфические способности. Нужно следить за тем, как на него реагирует социум, поскольку иногда дети могут негативно реагировать на талантливых сверстников. Полезно погружать ребенка в те виды деятельности, которые социально востребованы. Он должен понимать, что в реализации его способностей заинтересовано общество и государство.

– На что нужно обратить внимание при работе с одаренными детьми и талантливой молодежью?

– Талантливые дети очень ранимы. Нужно воспринимать их как взрослых людей, тогда можно рассчитывать на успех. Далеко не все школьные учителя в России умеют работать с талантливыми детьми: их нужно специально обучать этому. Некоторым учителям проще дать определенное задание на весь урок и работать с ребятами среднего уровня. Также стоит вопрос о психологической составляющей в учебной организации. Если в каждой школе будет работать хотя бы один психолог, то процесс диагностики будет проходить проще.

Задача поддержки талантливой молодежи всегда стояла перед обществом, сейчас мы особенно активно возвращаемся к ее разрешению. При этом должна быть качественная подготовка кадров – специалистов, умеющих работать с такими детьми. Чтобы применить соответствующие технологии при работе с талантами, требуется тщательная подготовка и глубокое изучение темы.

Нужно также отметить, что родители часто переоценивают своих детей и дают их способностям субъективную оценку, тем самым  оказывают на них большое влияние. Есть и обратные случаи, когда культивируется заниженная самооценка со стороны родителей. Им нужно научиться объективно оценивать возможности и способности своего ребенка.

– Какими чертами должен обладать наставник?

– Терпение – важная черта наставника. К сожалению, я часто встречаюсь с выделением «любимчиков» среди учеников со стороны учителей. Необходимо формировать у педагогов гуманистическое отношение к миру и в первую очередь к ребенку. Сейчас в школах очень много формализма: нужно уходить от него, соблюдая чувство меры и не теряя внимание одаренного ребенка. Отделение их от основного коллектива может привести к конфликтной ситуации. Очень хорошее качество для наставника – обходить «острые углы» и уметь их сглаживать в подобных ситуациях.

Наставник должен привить ребенку любовь и мотивацию к самообразованию: это касается не только талантливых детей. Я верю, что информационные технологии помогут ребенку получить всю необходимую информацию. Если человек может сформулировать определенную задачу перед собой и выйти из зоны комфорта для ее достижения, то его можно считать конкурентоспособным на рынке труда.

– Помогает ли построение индивидуальной траектории развития в достижении целей?

– Составление индивидуальной траектории развития – это и хорошая диагностика, и технология по достижению целей. Если ребенок сам составляет и оценивает индивидуальную траекторию развития, то это поможет достичь желаемого, наставник в данном случае должен лишь помогать с направлением. Если наставник сам разрабатывает для ребенка трек развития и навязывает его, то эффекта не будет. Наставник оказывает поддержку и идет рядом; он не применяет методов давления на растущего человека. Ребенок может и должен ошибаться, потому что жизнь складывается из препятствий, которые нужно преодолевать. К сожалению, не всех талантливых детей этому научили, для этого нужна поддержка мудрого наставника.

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Павел Глухов: «Талантлив тот, кто может капитализировать свои способности»

5 декабря 2018

Павел Глухов: «Талантлив тот, кто может капитализировать свои способности»

Разработка и применение эффективных моделей выявления и сопровождения одаренных детей – актуальная задача, решение которой напрямую влияет на процветание нашей страны. Развитие интеллектуального и инновационного потенциала региона – вызов, который должны принять образовательные учреждения, общественные организации и предприятия.

На пленарном заседании Второй всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территории» эксперты и участники обсуждали наиболее важные аспекты работы с одаренными детьми. Научный сотрудник Лаборатории компетентных практик образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), ведущий аналитик автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Открытое образование», генеральный директор агентства гуманитарных технологий «Политика развития» Павел Павлович Глухов (г. Москва) выступил с докладом «Региональная модель работы с мотивационно одаренными детьми».

Эксперт рассказал о разных видах одаренности, трехуровневой модели работы с одаренными детьми и важности дополнительного образования, которое должно поощряться образовательными учреждениями. Мы поговорили с Павлом Павловичем о мотивационной одаренности, методах профориентации молодежи и о том, может ли родитель стать хорошим наставником.

― Павел Павлович, в своем докладе Вы упоминали выражение «феномен одаренности». Расскажите подробнее, что это такое?

― Под любым феноменом мы всегда понимаем нечто, что лежит за пределами объясненного. Феномен одаренности – нечто не узнанное, не понятое, не исследованное до конца. Это дети, да и все люди, которые достигают высоких успехов в той или иной сфере деятельности. Для меня это, прежде всего, люди, которые способны решить какие-то серьезные культурные, исторические проблемы. Например, Григорий Перельман (российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре – прим. ред.). Хотя он, скорее, гений. Я бы различал понятия «талант» и «гениальность». Перельман – гений, а талантлив тот, кто действительно проявляет высокий уровень своих способностей и может капитализировать свои способности в различных областях и сферах жизни.

― Вы со своей научной группой исследуете явление одаренности, и на конференции Вы говорили о таком понятии, как «мотивационная одаренность». В чем ее особенность?

― Для нас это понятие связано с теми людьми, которые проявляют высокий уровень мотивации в раннем возрасте по отношению к взрослым практическим проблемам, взрослым сферам деятельности. Для меня высокомотивированный ребенок – тот, кто в раннем возрасте может решать и не боится включаться в решение сложных культурно-исторических задач. Взять и в 10 классе начать предпринимать действия по решению вопроса «что такое черная материя?» – это пример высокомотивированного ребенка.

Почему мы особо выделяем понятие «мотивационная одаренность»? Человек, который готовится к олимпиадам, запоминает информацию, «натаскивает» себя по материалу, вроде тоже высоко мотивирован. Странно утверждать обратное, если человек занимается этим все свободное время, но для него первостепенна академическая успеваемость. В нашем случае мотивационно одаренный человек отличается тем, что его мотивация рождает волевые усилия и одержимость делом.

― Почему важно сегодня работать с мотивационной одаренностью? Как регионы могут использовать данную практику и результаты ваших исследований для совершенствования работы с одаренными детьми?

― Когда ребенок завершает обучение в школе, его жизнь может сильно измениться. Данные исследований говорят, что в школе дети, в том числе и одаренные, мечтают о чем-то другом. Сложно понять, оправдываются ли вложенные средства. Например, мы очень много вкладываем в подготовку детей к олимпиадам, конкурсам, чтобы ребенок там выиграл. А потом он выпускается из школы, поступает в вуз и понимает, что его интересует совсем другое. С моей точки зрения, важно работать с самоопределением детей, иначе они будут «выпадать» из поля зрения тех, кто хочет их поддержать.

По результатам наших исследований многие дети в школе занимаются наукообразными вещами, а жизнь хотят связать с журналистикой или блогингом. Неважно, качественное это желание или нет. Важно, что мотивация направлена в совсем другую область. Если мы будем упускать этот момент, то это будет нецелевое расходование бюджета.

«Регионы должны быть способны выделить свой профиль»

― Какую задачу решает мотивационная одаренность?

― Образовательные институты, школа, центры дополнительного образования должны выступать средством регионального развития. Странно, когда мы в регионе выделяем деньги на то, что не связано с потребностями этого региона. Чтобы регион, город больших или средних размеров развивались, чтобы там оставались люди и находили свое практическое применение, мы должны понимать, в какие образовательные направления мы вкладываемся. И дальше мы говорим: если ты из другого региона и мотивирован, например, в машиностроении, можешь переехать к нам, ты нужен здесь.

Мотивация – психологическое понятие, в нем сложно до конца разобраться. Но если увести его из области психологии, то все становится понятно. Я мотивирован и прошу возможностей, чтобы реализовать эту мотивацию. В первую очередь, мотивационная одаренность связана с теми или иными практическими областями деятельности, и это решает проблемы конкретных практических сфер. Хотите ученых – выстраивайте мотивацию не к предметам, а к научной деятельности. Написать тест на «отлично» – не значит стать ученым. Надо уметь работать в лаборатории, выигрывать гранты, вести определенный образ жизни. И мотивация прежде всего связана с образом жизни, со способом и укладом определенной деятельности.

«Родитель не должен задумываться о том, талантлив его ребенок или нет»

― Если мы говорим о воспитании одаренного ребенка, то какие ошибки чаще всего совершают родители?

― Ряд социологических исследований показывает, что в стране очень низкий уровень педагогической грамотности. Специальные педагогические знания, которые бы родители применяли по отношению к своему ребенку – фантастика. Родители начинают действовать с огромным количеством стереотипов в голове. Они считают, что если их ребенок может умножать и делить в голове десятизначные числа, то он будет одаренным. Очень популярны программы по ментальной математике и т.п. И это неплохо, потому что они классно тренируют головной мозг, увеличивают количество нейронных связей. Но к одаренности и талантливости это не имеет никакого отношения, часто здесь идет подмена понятий.

Для подавляющего большинства родителей одаренный ребенок – это тот, кто может много запомнить или рассказать виртуозно стих. На деле же это навыки, которые можно натренировать, а не компетенции! Опять-таки, талант – то, что можно капитализировать. Когда я могу сказать, что я обладаю исследовательскими навыками или компетенцией? Навыками я могу обладать только тогда, когда я отучился на исследователя, попал в лабораторию и работаю там без отдыха. Когда у меня есть исследовательская компетенция, то я могу ее переносить из разных сфер деятельности и капитализировать в разных областях. Могу быть исследователем и в университете, и на промышленном предприятии, и в политике.

― Павел Павлович, на Ваш взгляд, какие компетенции родители должны обязательно воспитывать в своих детях?

― Я скажу не о компетенциях в воспитании детей, а о двух важных вещах. Прежде всего, родителям надо читать педагогическую литературу и понимать разные учебные технологии. Можно начать с замечательной книги «Мышление и речь» Л. В. Выготского.

Во-вторых, родитель не должен задумываться и определять, талантлив его ребенок или нет. Есть ребенок, и ты, как родитель, единственный, кто может круглосуточно за ним наблюдать. И родитель должен наблюдать и консультироваться у различных специалистов по поводу своих наблюдений. Специалисты помогут ему интерпретировать увиденное, разобраться в поведении ребенка. Самый эффективный способ – ввести в круг своего общения образованного качественного педагога или психолога, который будет давать обратную связь.

― А сам родитель может стать хорошим наставником для ребенка? Или лучше привлекать человека извне?

― Родитель, безусловно, может являться хорошим наставником. Но не каждый. Это всем известная ситуация. Отец в семье ученый, его фигура играет большую роль. Дальше все складывается так, что сын тоже становится ученым, а потом, будучи уже взрослым человеком, задается вопросом: это было все-таки влияние отца или действительно его желание?

Если родители являются компетентными представителями той или иной сферы, то они могут выступать хорошими наставниками. Здесь встает вопрос тонких взаимоотношений. Когда родитель должен оставаться родителем? Может ли родитель быть другом? А наставником? Всегда лучше, если вас окружает много разных компетентных людей, чем когда все собирается в одном человеке. Чем больше людей, тем больше разных точек зрения, разных философий жизни, тем многообразнее твой опыт познания.

― В своем докладе Вы упомянули, что профориентационные тесты, олимпиады и другие традиционные методы уже давно устарели. Какие современные инструменты и технологии можно посоветовать вузам и предприятиям для ориентации детей в профессии?

― Государство пытается привнести западные наработки, но у нас есть и свои хорошие педагогические методики и технологии, которые получают очень мало развития на сегодняшний день. Стране нужен большой методический разговор, который в России пока не ведется.

Для начала должен появиться хотя бы список задач. Допустим, вы – предприятие. Нужно привлечь тех же педагогов и придумать с ними задачи открытого характера, которые вы могли бы предложить решить детям. Самое простое – взять ситуацию из будущего и попросить придумать ее решение. Например, систему правил дорожного движения для беспилотного транспорта в мегаполисе. Или дать следующую задачу: разработать поведение беспилотника в ситуации, когда нужно избежать аварии в сложной дорожной ситуации. Какие маневры он совершит, как он будет «думать»? Надо ставить такие задачи, которые основаны только на размышлениях и у которых нет определенного ответа, затем смотреть, как ребенок справляется с этим заданием. Это даст понимание, стоит ему двигаться в этом направлении.

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Формирование образовательных траекторий, психологическая поддержка детей, игровая профориентация. Как управлять интеллектуальным и инновационным потенциалом региона?

29 ноября 2018

Формирование образовательных траекторий, психологическая поддержка детей, игровая профориентация. Как управлять интеллектуальным и инновационным потенциалом региона?

Тема управления талантами является актуальной не только в России, но и во всем мире. О человеческом капитале и роли сопровождения молодых людей с выдающимися способностями идет немало обсуждений и проводятся масштабные исследования, так как будущее республики и страны – за профессиональными кадрами, которые сумели реализовать свой талант. Университет Талантов привлекает внимание общественности к теме управления талантами c целью выстраивания системы сопровождения одаренной и талантливой молодежи в республике.

С 28 по 29 ноября на базе Казанского  государственного энергетического университета состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». В конференции приняли участие 292 участника и 46 республиканских и федеральных экспертов из 20 муниципальных районов Татарстана, 25 городов России и СНГ, среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Тольятти, Владикавказ, Краснодар, Ташкент (Узбекистан), Минск (Беларусь) и др., а также из Вены (Австрия).

Организаторы конференции: Правительство Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Казанский открытый университет талантов 2.0, Академия наук Республики Татарстан, Казанский государственный энергетический университет, Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанский государственный аграрный университет, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Республиканский центр внешкольной работы, Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие – Йолдызлык».

Разина Рамазановна Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов, рассказала о ключевых целях и задачах конференции: – Основная задача – верификация практик поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи, которые применяются в Университете Талантов. Для этого мы приглашаем множество экспертов, которые находятся за пределами Татарстана, чтобы они выразили свое мнение по отношению к нашей деятельности и поделились опытом, как это происходит у них. Важно, чтобы наши наставники, работающие с молодежью Татарстана, приняли участие в дискуссиях и мастер-классах, которые проводят эксперты из других регионов – для дальнейшего применения новых знаний в свой практике.

Конференция призвана оказать содействие учреждениям, организациям, специалистам бизнес-среды и педагогам в выборе стратегий и технологий деятельности для работы со способной и мотивированной молодежью. Это достигается с помощью целевого обсуждения научных подходов и реального опыта управления интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом территорий развития личности.

Работа конференции началась с пленарной сессии, где собрались ученые и специалисты в сфере развития человеческого капитала и работы с талантами, представители организаций, работающих с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, магистранты и аспиранты вузов, эксперты Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», члены Временного научно-исследовательского коллектива, наставники и координаторы проектов Университета Талантов.

Эксперты обсудили многомерное мышление, технологии акселерации в корпоративном обучении для развития талантов, а также вопросы сопровождения и поддержки талантливой молодежи на карьерном пути. По мнению Александра Ушенина, заместителя генерального директора публичного акционерного общества «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию (г. Набережные Челны), поддержка талантливых сотрудников необходима для вывода проектов на новый уровень развития и переход на более эффективный подход в своей деятельности. Светлана Николаевна Чистякова, доктор педагогических наук, заведующая центром самоопределения и профессиональной ориентации Института содержания и методов обучения, академик Российской академии образования (РАО), профессор (г. Москва), отметила, что развитие профессиональной карьеры талантливой молодежи – важнейший ресурс адаптации выпускников на рынке труда. Развитие государства напрямую зависит от того, насколько страна готова «вложиться» в развитие интеллектуального потенциала.

После пленарного заседания участники конференции представили и обсудили доклады в тематических секциях:

– направления, способы и формы развития интеллектуального и инновационного потенциалов региона в рамках стратегии цифровизации экономики и образования через выявление и поддержку одаренности и таланта как основы интеллектуального потенциала личности, организации, территории

– одаренность и талант как драйверы информационной эпохи: научные подходы к формированию личности, нравственной, этической, когнитивной и творческой составляющих; критерии и методики оценки способностей, одаренности и таланта (опыт и прогнозы); выявление, поддержка и сопровождение способных и одаренных с физическими и психологическими проблемами; корпоративные системы управления талантами в организациях

В рамках первой секции эксперты и спикеры говорили о существующих методах и подходах к обучению молодежи для улучшения связки «школа-вуз-работа». Они обсудили особенности современного поколения, способы проведения профессиональных проб и обменялись опытом обучения и оценки способностей талантливых школьников и студентов. Светлана Симоненко, кандидат психологических наук, управляющий партнер Центра независимой оценки и развития персонала Detech (г. Москва), рассказала, как оценивается потенциал личности с помощью инновационных технологий:

– В 2011 году в исследовательском подразделении Detech был разработан личностный опросник Deep, который имеет 33 основные шкалы и состоит из 272 вопросов. Возможности опросника Deep: один инструмент дает ответы на множество вопросов, в зависимости от задачи можно получить дополнительную информацию, нет необходимости повторного заполнения.

Эксперт отметила, что личностный опросник выявляет ключевые качества человека, которые определяют его успешность при выполнении рабочих задач и таким образом позволяют организации достичь своих стратегических целей.

Участники второй секции обсуждали психологические особенности талантливых людей, а также обменялись опытом в поддержке, продюсировании и развитии талантливой молодежи. Также спикеры поделились своим мнением по поддержке и сопровождению способных детей с ограниченными возможностями здоровья. Участники обсудили роль родителей в жизни талантливого ребенка – как родителям помочь распределить нагрузку своим детям при подготовке к олимпиадам и экзаменам.

Мария Евгеньевна Богоявленская, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования (г. Москва), в своем выступлении на тему «Риски в работе с одаренными детьми и подростками» рассказала об образовательных рисках. Они возникают при применении педагогических технологий, которые могут негативно повлиять на процесс становления ребенка как одаренной личности. Спикер отметила, что одаренность в детстве не может быть гарантом одаренности в будущем из-за психического процесса и возможного изменения траектории.

Далее в рамках конференции  прошел круглый стол на тему «Развитие одаренной молодежи в системе: школа-СПО-вуз-предприятие», на котором участники подняли вопрос привлечения и трудоустройства талантливой молодежи.

Олег Гаврилович Волков, профессор кафедры менеджмента и экономики Чебоксарского филиала Московского политехнического университета, поделился своим мнением о развитии одаренных детей и отметил выступления своих коллег на эту тему:

Я более 20 лет занимаюсь развитием одаренных детей. Для себя отметил полное совпадение своих мыслей с идеей Марины Владимировны Белокуровой  (психотерапевт единого европейского регистра, держатель Всемирного сертификата психотерапевта – прим. ред.) – заниматься развитием детей нужно уже в 5 лет. На основе моего опыта могу сказать, что можно начинать уже в 3 года. Хорошее выступление было у Светланы Игоревны Симоненко – она показала, что правильно составленные вопросы анкеты позволяют выявлять способности человека.

Участники конференции посетили 5 мастер-классов, посвященных тьюторству, зонам ближайшего развития, поддержке молодежи и профессиональным пробам. Татьяна Михайловна Ковалёва, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования и руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Московского городского педагогического университета, научный руководитель лаборатории индивидуализации и тьюторства в Томском государственном университете, провела мастер-класс на тему «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ как ресурс современного образования». Эксперт рассказала  о культуре тьюторства и отметила, что главное отличие тьютора от педагога заключается в отсутствии оценки. Тьюторская практика реализуется в России на протяжении 27 лет, что позволило открыть 16 программ магистратуры по этому направлению.

В завершение первого дня конференции перед участниками и экспертами выступили дипломанты Открытого республиканского телевизионного молодежного эстрадного фестиваля искусства «Созвездие-йолдызлык», который существует уже 18 лет. Его участниками стали более миллиона человек из 45 муниципальных районов и городов Татарстана.

Во второй день на пленарной сессии была поднята тема компетенций педагога, работающего с одаренными детьми. Координатор «Олимпиады наставников», кандидат психологических наук Ольга Репина (г. Набережные Челны) рассказала о модели компетенций наставников в Университете Талантов и отметила две базовые компетенции: фасилитатор и модератор. Константин Евгеньевич Зискин, кандидат психологических наук, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова (г. Москва), рассказал о четырех ступенях компетенций педагога: слабопрофессиональная, базовая, профессиональная, высокопрофессиональная. Спикер рассказал, что компетенции очень условны для измерения:

– Компетенции ‒ это то, что проявляется в деятельности и обеспечивает эффективное выполнение работы. Их можно наблюдать по поведению человека. Совсем необязательно, чтобы у каждого учителя все компетенции были развиты на самом высоком уровне.

На секциях эксперты обсудили главные тренды современного образования:

  • педагог, наставник в работе с талантливыми, способными и мотивированными детьми и молодежью: модели функций, ценностей и компетенций педагога-наставника в работе с одаренными детьми и способной молодежью
  • педагог, наставник в работе с талантливыми, способными и мотивированными детьми и молодежью: технологии развития способностей и компетенций молодежи методами наставничества   

Екатерина Родионовна Салихова, координатор курса «Управление продюсированием талантов», познакомила участников конференции с 4 условиями самореализации детей и молодежи, которые применяет в своей деятельности Университет Талантов: – овладение лучшими знаниями и компетенциями в той области, которая наиболее интересна молодому человеку – раскрытие потенциала через знание своих сильных сторон и «зон роста» – позитивная практика применения своего потенциала и компетенций – рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру

На второй секции обсуждались новые задачи в сфере управления талантами и затрагивалась тема формирования науко-творческого потенциала молодежи в условиях цифровизации. Флера Габдульбаровна Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор Казанского федерального университета (г. Казань), рассказала, как привлекать студентов в научно-исследовательскую работу: – Не нужно заставлять заниматься наукой всех подряд. Студентов нужно мотивировать, создавать условия для их мотивации. В конечном итоге мотивация должна быть такой, чтобы студент развивался не благодаря, а вопреки.

В рамках конференции режиссер-постановщик, педагог и хореограф Владимир Алексеевич Аносов (г. Москва) провел мастер-класс «Человек культуры в искусстве». Участники конференции выполнили  упражнения на развитие воображения, понимание механизмов работы эмоционального ума и рационального разума.

По итогам конференции участники и эксперты обменялись своими впечатлениями о проведенной работе, дали обратную связь организаторам и поделились планами на будущее.

Елена Короткова, доктор педагогических наук, профессор, директор фонда «Золотое сечение» (г. Екатеринбург), отметила положительные стороны работы с одаренными детьми в Татарстане: – Не везде создана такая системная работа с талантливой молодежью, как в Татарстане. Очень четко распределены задачи к поставленной цели, и работа идет на результат от министерства образования до центров работы с детьми. Система, которая создана в Татарстане и к которой стремимся мы в своих регионах – очень чувствительная. Это заметно по тому, как интерпретируются доклады и как внимательно докладчики относятся к тому, что говорится в аудитории.

Второй день конференции завершился проектным семинаром «Таланты мира», участники которого обсудили лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи.

Фоторепортаж 1 дня конференции
Фоторепортаж 2 дня конференции

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

В столице Татарстана обсудят развитие человеческого капитала

26 ноября 2018

В столице Татарстана обсудят развитие человеческого капитала

С 28 по 29 ноября в Казани состоится вторая всероссийская научно-практическая конференция «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий».

Организаторы конференции: Правительство Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Казанский открытый университет талантов 2.0, Академия наук Республики Татарстан, Казанский государственный энергетический университет,  Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанский государственный аграрный университет, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Республиканский центр внешкольной работы, Республиканский центр по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие - Йолдызлык».

Главная цель конференции – оказать содействие учреждениям, организациям, специалистам бизнес-среды и педагогам в выборе стратегий и технологий деятельности для работы со способной и мотивированной молодежью с помощью целевого обсуждения научных подходов и реального опыта управления интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом территорий развития личности.

Работа конференции будет состоять из нескольких направлений:

1. Направления, способы и формы развития интеллектуального и инновационного потенциалов региона в рамках стратегии цифровизации экономики и образования через выявление и поддержку одаренности и таланта как основы интеллектуального потенциала личности, организации, территории.

2. Одаренность и талант как драйверы информационной эпохи:

  • научные подходы к формированию личности, нравственной, этической, когнитивной и творческой составляющих;
  • критерии и методики оценки способностей, одаренности и таланта (опыт и прогнозы);
  • выявление, поддержка и сопровождение способных и одаренных с физическими и психологическими проблемами;
  • корпоративные системы управления талантами в организациях РТ.

3. Педагог, наставник в работе с талантливыми, способными и мотивированными детьми и молодежью:

  • модели функций, ценностей и компетенций педагога-наставника в работе с одаренными детьми и способной молодежью;
  • мировой и региональный опыт внедрения инновационных технологий в систему подготовки наставников на региональном уровне.

Среди спикеров конференции:

Светлана Симоненко, управляющий партнер Центра независимой оценки и развития персонала Detech (г. Москва)

Светлана Чистякова, академик РАО, д.п.н., профессор (г. Москва)

Павел Глухов, научный сотрудник Лаборатории компетентностных практик образования МГПУ, Ведущий аналитик АНО ДПО «Открытое образование», Генеральный директор Агентства гуманитарных технологий «Политика развития» (г. Москва)

Виктория Пятница, директор по развитию НК «Развитие человеческого капитала», управляющий партнер Профессионального сообщества HR-Эксперты (г. Москва)

а также ученые и специалисты, заинтересованные в теме развития человеческого капитала и работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, представители организаций, работающих с одаренными и талантливыми детьми и молодежью (кванториумы, технопарки, лицеи-интернаты и т.д.); магистранты и аспиранты вузов, эксперты Научно-экспертного совета государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы», члены Временного научно-исследовательского коллектива, наставники и координаторы Университета Талантов.

Дата: 28-29 ноября 2018 года

Место: г. Казань, Казанский государственный энергетический университет (ул. Красносельская, 51)

Пресс-служба
АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0»