Родители – первые помощники и мотиваторы в развитии ребенка, которые создают условия для реализации потенциала своих детей. Большинство родителей, чьи дети ходят в детские сады, еще не знают о реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», которая проходит при поддержке Министерства образования и науки РТ.
20 декабря наставники Университета Талантов провели тренинг для родителей дошкольников, посещающих детский сад и центр образования с одноименным названием «Егоза». Университет Талантов выступает в качестве партнера этого центра и оказывает ему методическую поддержку. Тренинг был направлен на знакомство родителей с 4 условиями самореализации детей и молодежи.
Наталья Леонидовна Реснянская, директор Центра дополнительного образования «Егоза», рассказала о методике развития воспитанников Центра:
– На наших занятиях всегда присутствует родитель – так он понимает, в каком направлении нужно развиваться его ребенку и как выполнять домашние задания. Последние пять лет мы говорим о создании полноценных условий для развития ребенка и его компетенций, чтобы ребенок мог делать свой выбор во всех сферах деятельности, начиная от питания и игры.
Центр дополнительного образования «Егоза» основан в 2002 году. В 2004 году здесь открылся детский сад «Егоза». В этом центре две ступени обучения по двум возрастным категориям: с 9 месяцев до 3 лет и с 3 до 7 лет. В первой группе под названием «Вместе с мамой» проводятся комплексные, музыкальные занятия и занятия по фитнесу. С 3 до 7 лет идет дошкольная подготовка, в которую включены занятия по фитнесу, окружающему миру, математике, английскому языку, обучению грамоте, творчеству и музыке.
Екатерина Родионовна Салихова, координатор курса «Управление продюсированием талантов», рассказала, с какой цель наставники провели тренинг для родителей дошкольников:
– На V Республиканском Форуме «Открытие талантов» эксперты из Москвы отметили, что Университету Талантов «пора идти в детские сады», вот мы и решили провести тренинг с родителями дошкольников. На тренинге мы познакомили родителей с деятельностью Университета Талантов, а также рассказали, что истоки таланта, доброжелательной среды, стремления к самореализации прежде всего образуются в семье, как в микросоциуме. На форумах, а также просто при общении с детьми и их родителями, мы видим, что все исходит из семьи. Поэтому на этом занятии я предложила родителям посмотреть на жизнь ребенка в семье, на его развитие в дошкольный период. Мы хотим им показать роль родителей в несколько ином ракурсе – что именно они формируют среду для самореализации ребенка.
По мнению Екатерины Салиховой, в юном возрасте нельзя сосредотачиваться на каком-то одном таланте.
– Все дети – маленькие гении. Все, что в них проявляется – это маленький талант. Надо уметь это увидеть. Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» пишет, насколько ребенок дошкольного возраста богат этими фантазиями, но только внимательная и понимающая мама способна их оценить, – отмечает наставник.
В начале тренинга родители, бабушки и дедушки дошкольников познакомились с деятельностью Университета Талантов, приняли участие в мини-опросе, из чего состоит талант. Родители считают, что для развития талантливого ребенка нужно его поддерживать, не запрещать, заботиться о его безопасности, быть напарником для ребенка, развивать талант в том направлении, в котором он сам желает.
Позже Екатерина Салихова презентовала 4 условия самореализации молодого человека с точки зрения гуманной педагогики:
– овладение лучшими знаниями и компетенциями
– раскрытие потенциала через знание и понимание своих сильных сторон и «зон роста»
– позитивная практика применения своего потенциала и компетенций
– рефлексивная позиция к себе и окружающему миру
Многие родители признались, что на тренинге они впервые услышали такие термины, как «компетенция» (способность выполнять какую-либо задачу наилучшим образом), «рефлексия» (обращение внимания человека на самого себя и на свое сознание).
Участники тренинга, разделившись на группы, обсуждали и приводили примеры по этим четырем условиям для самореализации. Например, для овладения лучшими знаниями и компетенциями родители считают необходимым предоставлять возможности для занятия, учитывая особенности характера. Если ребенок активный – отдать его в спортивную секцию, если творческий – на рисование, конструирование. Также они считают, что нужно предоставить ребенку возможности попробовать себя в разных сферах, чтобы потом он мог выбрать направление, которое ему нравится.
Для раскрытия потенциала через знание и понимание своих сильных сторон и «зон роста» родители считают необходимым прислушиваться к малышу. По их мнению, для позитивной практики применения своего потенциала и компетенций необходимо организовывать совместные чтения, покупать увлекательные книги по интересующему направлению. Для установки рефлексивной позиции нужно общаться с ребенком, просить его делиться мыслями о прошедшем дне, чтобы он рассказывал, что его радует или огорчает.
Родители дошкольников также познакомились с техникой «синектика» – это метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия для выдвижения неожиданных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Сначала они рисовали 4 предмета, после чего сравнивали и ассоциировали эти вещи с талантом их ребенка. В ходе тренинга родители отметили, что узнали о площадках развития таланта детей в Татарстане и получили «пищу для размышления».
Лариса Смоленская, бабушка 4-летнего Святослава, который посещает детский сад «Егоза», рассказала, чем для нее был полезен этот тренинг:
– Я узнала, что в Татарстане существует система выявления и развития таланта у детей. Впервые услышала об Университете Талантов, который может помочь в развитии и самореализации моего внука. В ходе тренинга у меня произошла некоторая переоценка ценностей. Дома обязательно прочитаю брошюру про Университет Талантов, чтобы узнать больше информации.
Юлия Шайдуллина, мама 6-летнего Амира, рассказала, каких принципов придерживается в воспитании ребенка:
– Я рада, что в Татарстане ведет работу организация, которая сопровождает юные таланты. Было бы здорово, если бы возраст поступления в Университет Талантов был младше. Мой ребенок очень увлекается космосом, и мы ему устанавливаем специальные приложения для обучения, стараемся не мешать при занятиях, и он теперь знает столько, сколько я в жизни не знала. Мы используем различные методы в воспитании: поощряем его инициативы, стараемся помогать в развитии. Тренинг позволил мне подумать, в каком направлении нужно двигаться для развития моего чада.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов