Добиться успеха в определенной сфере и раскрыть свой потенциал в одиночку бывает непросто. Для этого нужен наставник, который готов направлять своего наставляемого на верный путь, поддерживать его начинания, вселять уверенность в свои силы и помочь в развитии. Это требует от наставника полной отдачи и неиссякаемой жизненной энергии. Наставником может стать каждый, кто находит свое призвание в наставничестве и работе с детьми и молодежью, а Университет Талантов может помочь развиваться в этом направлении.
«Олимпиада наставников» проводится в Университете Талантов четвертый год. Это состязание для специалистов, развивающих потенциал детей и молодежи. В ходе Олимпиады наставники обмениваются опытом, знакомятся с лучшими наставническими практиками и развивают компетенции, необходимые им для работы с талантами.
В заключительном этапе «Олимпиады наставников» Университета Талантов для начинающих наставников приняли участие 24 студента Казанского педагогического колледжа, Нижнекамского педагогического колледжа, Набережночелнинского государственного педагогического университета, Елабужского педагогического университета и Южно-федерального университета (г. Ростов-на-Дону).
Победителями стали студентки 3 курса Казанского педагогического колледжа по направлению подготовки «Преподавание в начальных классах» Анастасия Андриянова, Карина Иванова и Илюза Вагизова. Начинающие наставники рассказали, для чего нужна поддержка наставника, что им дало участие в Олимпиаде, а также поделились планами на будущее.
— Как вы готовились к Олимпиаде Наставников?
Анастасия: Олимпиада проходила в 2 этапа. В заочном туре мы решали кейсы. В кейсе была описана ситуация, которая основана на реальном фактическом материале. Например, мы перечисляли, что поможет раскрыть потенциал школьника, и представляли варианты индивидуальных задач для эффективного включения ребят в учебный процесс. Также мы предлагали сценарии беседы с школьником, чтобы он проанализировал достигнутые результаты и сформулировал задачи на ближайшую неделю.
К финалу готовились за 3 дня до его старта – самостоятельно прописывали дорожную карту, сценарии проведения тренингов. Мы готовились в колледже до 9 вечера и были полны энтузиазма.
Карина: К Олимпиаде наставников мы готовились все вместе. Распределили обязанности между собой: я работала над тренингом, Настя над модерацией, а Илюза – над интервью. Далее мы обсуждали проделанную работу и вносили корректировки.
Илюза: Я долго не могла поверить в то, что наше решение кейса было высоко оценено, и мы прошли в очный тур. За один день до финала мы подготовили три темы для предстоящей работы на Олимпиаде:
1. Реальное влияние молодежи на социально-экономическое развитие страны
2. Важнейшие компетенции будущего: над чем надо работать, чтобы стать успешным профессионалом
3. Новая среда для развития талантов: какой она должна быть, какой вклад в формирование этой среды мы можем внести
Чтобы достичь цели – стать победителями Олимпиады, мы прописывали цели, планируемые результаты, вопросы для обсуждения и сценарий. Перед финалом мы тщательно отрепетировали со студентами колледжа все тренинги, чтобы понять, как это происходит на практике.
— Кого вы считаете своим наставником?
Анастасия: Мой наставник – Динара Маратовна Сайдашева, преподаватель по психологии и педагогике в колледже. Я могу обратиться к ней с любым вопросом, и она на него ответит. Рядом с ней я чувствую себя комфортно. Она настраивает меня на то, что все вокруг зависит от меня самой. Я являюсь старостой группы и часто обращаюсь к ней по организационным вопросам.
Карина: У меня два наставника – Лариса Борисовна Минина, преподаватель по русскому языку и культуре речи, и Динара Маратовна Сайдашева, куратор нашей группы. Динара Маратовна всегда подбадривает меня, делится техниками и методиками, которые можно применять в наставничестве. Она рассказала, как нужно провести статусное собеседование, затем мы попробовали провести его в игровой форме, где она была работодателем, а я – кандидатом. Я сделала выводы, что при собеседовании нужно обращать внимание на жесты и мимику, смотреть в глаза и быть уверенной в себе. Также она помогла мне подготовиться к проведению тренинга – подсказала мне упражнения для рефлексии.
Илюза: Динара Маратовна – не только мой преподаватель и куратор, она наставник на моем жизненном пути. Она эрудированна, и я могу обратиться к ней с любым вопросом, зная, что услышу ответ. На Олимпиаде мы всегда были с ней на связи и чувствовали ее поддержку. Она Наставник с большой буквы.
— Для чего нужна поддержка наставника?
Анастасия: Основная роль наставника – эмоционально подготовить ребенка и сопровождать от начала до конца. Благодаря нашим наставникам нам удалось выиграть этот конкурс. Во время учебы они не только помогают нам найти верный путь, но и придают нам уверенность в себе.
Карина: Поддержка наставника нужна, чтобы всегда быть в тонусе и двигаться в правильном направлении к своим целям. Лариса Борисовна на Олимпиаде оценивала работы других команд, несмотря на это в течение дня приходила к нам и узнавала наше эмоциональное состояние. Когда мы волновались, она проводила с нами упражнения для снятия эмоционального напряжения. Например, мы сделали упражнение – скрестили руки на груди, закрыли глаза и поговаривали аффирмации: «Я – человек, я могу ошибаться. У меня все получится» и т.д. Динара Маратовна звонила нам, писала сообщения и также интересовалась, как у нас дела.
Илюза: Наставник помогает найти свое призвание в жизни. На Олимпиаде я была в роли наставника и «прожила» это состояние. Я готовила Владу Миронову, ученицу 9 класса школы № 169 (г. Казань), к статусному собеседованию с представителем компании «Татнефть». Я смогла ее поддержать, когда она волновалась, и объяснила, что это ролевая игра, поэтому не стоит переживать. После этого она успешно прошла собеседование.
— Что вам дало участие в Олимпиаде наставников и какие у вас дальнейшие планы в сопровождении талантливых детей и молодежи?
Анастасия: После окончания колледжа я хочу поступить в Российский педагогический университет им. Герцена (г. Санкт-Петербург) по направлению «Преподавание в начальных классах». Я люблю Татарстан и думаю, что вернусь сюда обратно. На данный момент я хочу принять участие в проектах Университета Талантов. Полученные на «Олимпиаде наставников» знания я буду применять на практике в школе.
Карина: Я закончу колледж и продолжу обучение в университете по направлению «Преподавание в начальных классах». Также я хочу получить второе высшее образование в сфере предпринимательства и осуществить свою мечту – открыть развивающий центр для детей, где каждый ребенок раскроет свой талант. Участниками центра будут школьники младших классов. Также я планирую пройти курс «Управление продюсированием талантов» в Университете Талантов
Илюза: До «Олимпиады наставников» я планировала работать в школе учителем начальных классов. Сейчас мне интересна программа Университета Талантов, и я бы хотела работать с талантливыми детьми и молодежью. Я хочу внести свой вклад в развитие школьников, особенно начальных классов. В планах также получить высшее образование по своей специальности.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов