Создание благоприятных условий одаренным детям и талантливой молодежи Татарстана для раскрытия их потенциала – основная задача Университета Талантов. В Университете сформировано сообщество наставников, участники которого помогают студентам развивать свои надпредметные компетенции, искать и получать лучшие знания и опыт. Благодаря наставнику молодой человек формирует рефлексивную позицию по отношению к себе и миру и находит применение своему потенциалу в изменяющихся условиях.
Наставники Университета Талантов регулярно актуализируют свои знания и изучают эффективные технологии раскрытия потенциала молодежи. Так, с 13 по 14 октября более 50 наставников Университета Талантов в формате интерактивных мини-лекций с практической работой в группах прошли образовательный модуль по фасилитации. Обучение проходило в рамках курса «Управление продюсированием талантов».
Наставник-фасилитатор помогает молодому человеку раскрывать потенциал и переводить его в действующий ресурс. Он создает безопасную среду, условия, поддерживает инициативу, чтобы каждый наставляемый был услышан. В этой роли наставник вдохновляет и мотивирует молодых людей на реализацию своих идей, показывает, что ошибаться не страшно, позволяет извлечь позитивные уроки из любой ситуации.
Вместе с экспертом Университета Талантов Светланой Осинцевой, руководителем направления коучинга «Альфа-Банк» (г. Москва), и наставником Университета Талантов Татьяной Зариповой, координатором сетевого проекта «Тренинг-класс», наставники изучили компетенции фасилитатора и получили ценные знания по использованию этого метода на практике.
Перед наставниками стояли задачи:
– раскрыть понятие «фасилитация», изучить значение и возможности фасилитации в работе с детьми и молодежью
– осознать и усвоить ключевые принципы фасилитационного процесса, направленного на раскрытие потенциала и сопровождение одаренного и талантливого ребенка
– сформировать компетенции фасилитатора, овладеть инструментами индивидуальной фасилитации
На протяжении двух дней наставники Университета Талантов развивали у себя 9 компетенций фасилитатора:
- Установление доверительных отношений с ребенком
- Фасилитационное присутствие
- Активное слушание
- Постановка сильных вопросов
- Прямое общение
- Стимулирование осознания
- Проектирование действий
- Планирование и постановка целей
- Управление прогрессом и ответственностью
Первый день был посвящен проработке первых двух основных компетенций фасилитатора – установление доверительных отношений с ребенком и фасилитационное присутствие.
Наставники освоили метод «Шкалирование» и поставили себе цель, которую они хотят достичь за два дня модуля. При этом было важно, чтобы поставленная цель имела продолжение в будущем. Суть метода заключается в том, что на оси координат от 0 до 10 нужно отметить, как близко ты приближен к своей цели и на какой точке в данный момент находишься. Выполняя практические задания, необходимо подводить итоги и оценивать прогресс на шкале.
При выполнении упражнения «Наши ожидания от участия в тренинге» аудитория разделилась на 4 подгруппы:
– педагоги, работающие с детьми в школах
– педагоги, работающие со студентами
– специалисты дополнительного образования
– студенты
Каждая подгруппа поделилась своими ожиданиями от участия в тренинге. Эксперты и наставники отметили, что взгляды студентов отличаются от остальных, и это молодое поколение в некоторой степени обладает навыками фасилитатора.
Также наставники изучили «Матрицу ценностей Фон Туна», где основной мыслью является то, что любое отрицательное качество в молодом человеке имеет положительный характер, «зоны роста» появляются в результате переизбытка сильных сторон и наоборот.
Упражнение «Ролевые модели» – ключевой момент первого дня образовательного модуля. Здесь наставники на практике применяли полученные теоретические знания и выделили принципы фасилитатора в диалоге по Милтону Эриксону:
- Все люди хороши такими, какие они есть
- Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
- Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
- В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
- Изменения неизбежны
– Участники прочувствовали состояние фасилитатора. Фасилитатор должен видеть в своем собеседнике (чаще всего это ребенок) чемпиона. Когда наставники выполняли практические задания, то во время общения один из них был фасилитатором, другой – «чемпионом». Так, они «прожили» обе роли и в своей работе будут понимать, что чувствует ребенок, студент и т.д. В упражнении «Ролевая модель» наставники задавали вопросы, которые выстроены в правильной последовательности и раскрывают собеседника гораздо глубже. Мы учились задавать сильные вопросы и в конце делали выводы, тем самым развивали навык внимательного глубинного слушания. На таких тренингах наставники начинают по-другому мыслить и реагировать на окружение. Фасилитатор колоссально затрачивает свою энергию и силы, ему нужно всегда быть в тонусе и понимать, что происходит здесь и сейчас, – отмечает Светлана Осинцева.
Юлия Селиверстова, наставник Университета Талантов, педагог-психолог школы № 2 (с. Высокая Гора), рассказала о том, как она применит новые полученные знания в своей работе:
– Упражнение «Услышь меня» я уже знала и применяла на практике, но на модуле я «прожила» его настолько ярко, что оно перевернуло мое состояние. Выражение «меня окружают безответственные люди» близко мне. Я поняла, что беру на себя слишком много ответственности за действия других людей, поэтому важно сделать так, чтобы люди сами отвечали за себя и за свои поступки. Я классный руководитель 7 класса, и благодаря модулю я поняла, что могу больше доверять своим детям. Школьники также меньше доверяют друг другу, и чувство одиночества – актуальный запрос от них. Если я применю все полученные знания в работе со своими наставляемыми, я предполагаю, что у них появится больше доверия к окружающим, и они найдут себе друзей.
Во второй день модуля участники продолжили развивать компетенции фасилитатора. Они познакомились с моделью Джона Уитмора «T-GROW»:
T — тема. О чем вы хотите поговорить?
G — цель. Что вы хотите получить в результате нашей беседы?
R — реальность. Что в действительности происходит?
O — имеющиеся возможности. Что вы могли с этим сделать?
W — действия. Какие действия вы собираетесь предпринять?
Татьяна Иванова, наставник Университета Талантов, специалист по учебно-методической работе Набережночелнинского государственного педагогического университета (г. Набережные Челны), поделилась, что нового она открыла для себя на модуле:
– Моя цель – понять ценность фасилитатора, узнать, какие у него инструменты и техники, а также использовать полученные знания в профессии и личной жизни. В начале первого дня на шкале достижения цели я поставила себе отметку «4», ведь в теории я представляла, кто такой фасилитатор, а практических навыков и инструментов у меня не было. В конце первого дня оценка на шкале поднялась до «7». Для меня было открытием, что в любых негативных поступках человека есть положительный момент и благие намерения, и если мы это увидим, то иначе будем воспринимать человека.
В конце второго дня я ощутила себя на 9 позиции по шкале. Мы закрепили теорию на практике, попробовали все упражнения в действии, обсудили все моменты с коллегами. Чтобы «дорасти до десятки», я понимаю, что мне нужно больше времени и практики – тогда я увижу результат. Самым ценным знанием для меня было раскрытие понятия «человек-проблема». Я с этим сталкивалась и воспринимала людей, как проблему, сейчас я понимаю, что человеку свойственно ошибаться.
Ильгиз Искаков, наставник Университета Талантов, воспитатель и учитель английского языка Лицея-интерната № 1 (г. Альметьевск), рассказал, какие важные моменты он отметил для себя на образовательном модуле:
– Я впервые на образовательном модуле по фасилитации. Всегда интересно попадать в круг единомышленников и обсуждать актуальные темы. Я буду применять на уроках полезный инструмент «шкалирование», то есть школьники в начале урока будут оценивать свои знания по шкале от 0 до 10 и ставить себе цель достичь отметки «10» в конце урока, а потом делать выводы. За два дня я достиг отметки «10». Полезный инструмент – «матрица Фон Туна». Я работаю с детьми, которые находятся в трудном положении. Погружаясь в рутину, мы видим в основном отрицательные качества человека. «Матрица Фон Туна» помогает найти «плюсы» в «минусах». Я осознал, как важно ставить себя на место ученика, понять, что нужно ему, а не мне, что он чувствует, быть для него примером и завоевать его доверие. Я улучшу взаимоотношения со своими наставляемыми и поделюсь полученным опытом со своими коллегами.
Курс «Управление продюсированием талантов» разработан специально для наставников, желающих овладеть эффективными технологиями раскрытия потенциала молодежи в современных условиях в рамках системы последовательного сопровождения.
Обучение бесплатное, длится 1 год и 3 месяца и направлено на формирование института наставничества, подготовку педагогов, преподавателей и специалистов hr-служб, которые помогают детям и молодым людям раскрывать свой талант, выстраивать индивидуальную траекторию развития и конвертировать потенциал в капитал. Подать заявку на участие можно здесь или отправить запрос на почту mentor@utalents.ru. Более подробная информация здесь
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов