Математическая тревожность - что это такое? Сам термин появился в 1957 году. Тогда психологи Ральф Дреген и Льюис Эйкен опросили около 700 студентов Университета штата Флорида, чтобы узнать их отношение к математике. Выяснилось, что многие из них тревожатся, когда приходится что-то решать.
Сейчас же, спустя 66 лет, этот феномен изучает Ясмина Исмагилова - студентка Университета Талантов и ученица лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ. Мы поговорили с Ясминой и узнали подробности о ней и ее исследовательском проекте.
Достижения
Ясмина — призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Со своим проектом она также стала призёром республиканского и победителем заключительного этапов Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Описание проекта
Ее проект называется «Взаимосвязь математической тревожности и успеваемости по математике учеников средней и старшей школы». На данный момент эта взаимосвязь недостаточно изучена. Ясмина выбрала эту тему с целью повышения психологического благополучия школьников и их эффективности в обучении.
Она использовала несколько методов, среди которых тест, сравнительный и корреляционный анализ. Участниками исследования стали ученики лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ. Опрос показал, что большинство ребят не знакомы с термином «математическая тревожность», поэтому Ясмина разработала информационный буклет об этом.
Результаты исследования
- Успеваемость по математике у юношей выше, чем у девушек, а математическая тревожность ниже;
- Чем выше средний балл по математике, тем меньше тревоги вызывают у учеников такие ситуации, как присутствие на уроке, прохождение экзаменов и тестов, использование математические формулы;
- Большинство юношей имеют низкую математическую тревожность, большинство девушек — тревожность ниже средней;
- Корреляция между возрастом и математической тревогой не обнаружена.
Планы на будущее
Ясмина Исмагилова:
— Проект продолжается, сейчас исследование проводится на более крупных выборках. Я хотела бы разобраться, что же появляется первым — математическая тревожность или низкая успеваемость по математике. Также в планах проверить существование зависимости между математической тревожностью и другими факторами — например, общей тревогой и особенностями мышления. Надеюсь, в Университете Талантов получу менторскую поддержку и необходимое оборудование.