DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Дениз Муллагалиев: «Благодаря Университету Талантов я понял, чем хочу заниматься»

Дениз Муллагалиев: «Благодаря Университету Талантов я понял, чем хочу заниматься»

Студент Университета Талантов и ученик школы №72 г. Казань Дениз Муллагалиев занимает призовые места на конференциях и олимпиадах, разрабатывает школьную метавселенную и планирует поступать на IT-специалиста. Мы спросили Дениза, как ему удается все успевать, и узнали подробности проекта, с которым он стал победителем Республиканского этапа конкурса «Большие вызовы». Читай в нашем материале!


Про Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» я узнал благодаря порталу «Электронное образование Республики Татарстан». На тот момент мы с командой уже работали над собственным проектом. Посовещавшись со своим научным руководителем Бикмаевым Аязом Ильфановичем, учителем информатики школы №72, я решил подать заявку на Республиканский этап конкурса, чтобы представить свою идею экспертам и получить обратную связь. Выбрал номинацию «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение».

Проект называется «DClass — школьная метавселенная». Это большое образовательное пространство, которое объединяет всех учеников и учителей в едином цифровом поле. В нашей школе, как и в любом другом учебном учреждении, есть проблема коммуникации между учителями и учениками. К тому же я посмотрел презентацию Марка Цукерберга, когда он переименовал Facebook в Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) и представил метавселенные. Тогда стало понятно, что в мире IT открылся новый вектор развития. Мне тоже захотелось создать цифровое пространство, но актуальное для моих реалий. Так появилась идея проекта.

Я набрал инициативных ребят — трех разработчиков из 7-х классов нашей школы. Вместе мы начали создавать сервис. Он содержит в себе следующие функции:

  • приложение для учеников;
  • приложение для учителей;
  • приложение для столовой;
  • школьное «облако»;
  • школьный бот-помощник;
  • школьная цифровая валюта.

Проблема коммуникации была решена с помощью встроенного мессенджера в приложении: теперь ученики и учителя могут общаться друг с другом. А еще это первый сервис, где за школьные оценки можно получить цифровую валюту.

Как работает цифровая валюта? Ученики вводят в приложение полученные ими за день оценки. Программа начисляет цифровую валюту, эквивалентную оценкам. Это мощная мотивация для хорошей учебы. За цифровую валюту можно купить цифровые NFT (невзаимозаменяемый токен на базе блокчейна, который предоставляет право собственности на конкретный актив, например, изображение или видео), которые также реализованы в рамках нашей системы. Эти картинки может создать любой ученик или учитель, установить цену и загрузить на «школьную ярмарку».

Эксперты на Республиканском этапе «Больших вызовов» были очень удивлены масштабом проекта. Тогда мы уже запустили прототип и имели результаты — 130 пользователей. Эксперты дали советы по дальнейшему развитию: например, как перейти на более серьезные инструменты разработки, поскольку основная часть нашего сервиса построена на базе конструктора Glide. Также порекомендовали больше внимания обратить на безопасность и модерацию контента в информационной системе. По итогам защиты я стал победителем Республиканского этапа конкурса «Большие вызовы».

Сейчас нашим сервисом пользуются 155 человек, 30 из них заходят в приложение ежедневно. В конце мае на базе нашего сервиса мы провели первое полноценное онлайн-мероприятие. Это был конкурс, в котором приняли участие 85 учеников 3-11 классов нашей школы. Мы определили победителей и наградили. 

Мы получили много обратной связи от ребят и преподавателей, поэтому планируем доработать школьное приложение. Также на программе «Проектный коллайдер» от Университета Талантов один из экспертов сказал, что сейчас погружение в метавселенную происходит за счет взаимодействия с приложением, но этого недостаточно. Мы решили использовать дополненную реальность (AR), чтобы осуществить полноценное погружение. Например, при наведении камеры телефона на уроке географии будут появляться цифровые локации — можно будет посмотреть Московский Кремль с различных ракурсов и другие достопримечательности. С уже доработанным проектом буду еще раз участвовать в конкурсе «Большие вызовы» и постараюсь стать победителем или призером заключительного этапа.

Проект быстро развивается, мы видим отклик от пользователей. Коммерциализация проекта — достаточно сложный процесс, ведь основными клиентами могут быть только государство или частные школы. Я вижу будущее в объединении с государственной информационной системой.

Благодаря Университету Талантов у нас прошла встреча с Габдрахмановым Булатом Фаниловичем, начальником отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и молодежной политики ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан». С ним мы обсудили интеграцию «DClass — школьная метавселенная» в существующую информационную школьную систему Республики Татарстан. Пока что сервис будет внедрен не на портале «Электронное образование Республики Татарстан», поскольку это тяжело реализовать, а в приложение «Я — школьник». Там появится наша модель по получению награждения за учебу.

Сейчас я увлекаюсь искусственным интеллектом и генеративными языковыми моделями. Работаю над новым проектом — это будет нейросеть, основанная на GPT-3, но с добавлением поискового модуля. Проще говоря, к обычному GPT будет подключен интернет. Для предоставления ответов на запросы пользователей нейросеть будет генерировать информацию как из своей базы, так и из интернета. Это тоже планирую внедрить в наш школьный сервис, чтобы ребята могли проверить, как это функционирует. Быстрое получение точной информации очень важно в рамках обучения. Думаю, школьникам это будет полезно.

Проектная деятельность дарит много практических навыков. Я бы никогда не изучил некоторые аспекты программирования, если бы не занимался проектной деятельностью. Это структурирует мышление, помогает всесторонне развиваться, улучшает навыки самопрезентации. К тому же такие мероприятия, как «Большие вызовы» и «Проектный коллайдер», — это отличный нетворкинг.

В этом году я в четвертый раз стал призером Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. Я учусь в школе с углубленным изучением немецкого, он у нас преподается со второго класса. Учитель увидел во мне способности и посоветовал попробовать себя в олимпиаде. Это было в 7 классе, тогда же я впервые стал призером Республиканского этапа ВсОШ.

Для подготовки к олимпиаде решал задания прошлых лет и занимался на специальном интенсиве в школе. Для любого языка важна разговорная практика, поэтому я смотрел видео на немецком, чтобы развить навык аудирования. А еще с ребятами, например, когда ехали в трамвае с письменного тура, разговаривали только по-немецки.

Самое сложное на олимпиаде по немецкому языку — лексико-грамматический тест. Множество артиклей, падежей, правил, склонений — все это необходимо выучить, структурировать и уметь использовать.

Как олимпиадник, я получаю премию от Республики Татарстан. Также призерство помогает поставить цель и в будущем стать уже победителем, пройти на заключительной этап. В 11 классе хочу это осуществить.

Благодаря всем своим достижениям я стал студентом Университета Талантов. Об Университете узнал достаточно давно в интернете, а потом друзья-олимпиадники поделились возможностями, которые предлагает организация одаренным детям нашей республики. В этом году я побывал на «Проектном коллайдере»: там выступал руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка» Никита Павлов. Он рассказал подробнее о мерах поддержки, после этого я подал заявку на Программу поддержки олимпиадников. 

Программа поддержки олимпиадников началась со встречи с наставником — Карташевой Александрой Андреевной. Мы составили индивидуальный план развития — прописали результаты диагностики, поставили цели по методике SMART. Большое спасибо Александре Андреевне за то, что научила правильно пользоваться методикой, которую теперь часто применяю в своей жизни. Также я прошел образовательный минимум — курс «Основы карьерной грамотности». Было полезно: познакомился с матрицей выбора вуза, которую буду использовать. На полученные баллы поступил на курсы для подготовки к ЕГЭ.

Университет Талантов помогает раскрыть потенциал и понять, чем ты хочешь заниматься. У меня много увлечений — немецкий язык, конференции по физике, информатика, проектная деятельность. Мой любимый учитель по немецкому Авзалова Наталья Геннадьевна как-то сказала: «Чем больше человек занят, тем больше он успевает». С 7 класса у меня отпечаталось это в памяти, и я стал следовать этому принципу. 

Когда занимался самоанализом для постановки цели в рамках ИПР, понял, что в дальнейшем хочу заниматься именно информатикой. Университет Талантов помог определиться с вектором развития, прокачать навыки, узнать много нового. На «Проектном коллайдере» я познакомился с ребятами, с которыми до сих пор поддерживаю связь. Также в Университете можно получить материальную поддержку, чтобы осуществить мечту — в моем случае, это поступление в вуз. Планирую поступать в Институт информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета на специальность «Программная инженерия». 

Всем, кто сейчас идет к своей цели, советую двигаться только вперед и не обращать внимания на неудачи. Они будут всегда — и это абсолютно нормально. Никогда не сдавайтесь, тогда все обязательно получится!