Как транслировать идентичность своего народа через творчество? А сколько проживает национальностей в Поволжье? Ответ на этот вопрос узнали 27 школьников Республики Татарстан!
13 января в ООК «Байтик» стартовала январская профильная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Подробности в нашем репортаже.
На профильной программе школьники получают навыки работы с различными материалами – от знакомой акварели до сложных технических приспособлений. При этом каждый из них глубоко погружается в этнические особенности культурного наследия народов Поволжья и Урала и больше узнает про народное художественное творчество мастеров родной республики: от истории возникновения национальной культуры до создания современного искусства.
«На подобной программе я уже в пятый раз – посетила все, начиная с самой первой. Так я прокачиваю свои способности и скиллы. Я творческий человек, поэтому для меня это важно. Новые знания мне помогают в жизни, преподаватели помогают найти свою дорогу. Надеюсь, я сюда приеду еще раз и уже в качестве куратора. Сегодня мы изготавливаем национальные творческие проекты: уже начали делать калфаки, например! Узнали много нового про татарский костюм. Атмосфера тут прекрасная, и мы как участники очень рады и готовы ко всему.» — поделилась Василиса Кочурова, участница профильной программы.
Развивать свои навыки, работать с разными материалами, а еще погружаться в искусство вместе с преподавателями – вот основные задачи каждого участника. В качестве мудрых наставников для школьников выступили педагоги, кандидаты педагогических наук, заслуженный деятель, художники и скульптор.
Анастасия Евгеньевна Юсупова, художник по вышивке, мастер производственного обучения, старшина гильдии «Строчевышевальных изделий» Палаты народных художественных промыслов и ремесел РТ:
«Программа очень актуальна, ведь мы не только изучаем технику вышивки, но и изучаем костюмы Поволжья. Например, мы представили на прошлой программе несколько костюмов разных культур: удмуртский, чувашский, мордовский и марийский.
На мой взгляд, очень важно это изучать – не все дети знают культурные различия, не могут определить костюм разных народов. Меня радует, что несмотря на изначальный испуг детей и мысли о сложности, в конце занятия я вижу, что девочки остаются, продолжают вышивать в кабинете, даже когда занятие закончилось. Так у нас происходит и сейчас — в кабинете остались девушки и продолжают заниматься золотой вышивкой.
Дети должны закончить программу с хорошими навыками вышивания. Кто-то начинает, кто-то повышает квалификацию, а кто-то уходит профессионалом!»
На занятиях юные мастерицы шьют национальные костюмы, создают калфаки – татарские национальные головные уборы, украшения из кожи, чалпу и многое другое. Все это они делают тщательно – сначала узнают, какие были предпосылки для создания определенных орнаментов у каждого народа и как жили наши предки. Итог любой программы— не просто красивые украшения, но и новые навыки и знания у школьников.