DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Юные биологи провели исследования в области физиологии и нейробиологии

Юные биологи провели исследования в области физиологии и нейробиологии

Итоги летней профильной программы направления «Наука» в Республиканском центре

15 августа закончилась летняя профильная программа по биологии «Сердце и мозг - что между ними общего?» в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус». В программе принял участие 21 школьник из Казани, Иннополиса, Набережных Челнов, Альметьевска и Буинского, Сабинского, Балтасинского и Пестречинского районов Татарстана.

На программу попали сильные ученики со средней отметкой в 4- 4,5 баллов по биологии, математике и информатике, а также олимпиадники. Кроме того, ребятам необходимо было иметь опыт участия в конференциях, олимпиадах и иных мероприятиях, прикрепить скан с оценками и написать мотивационное эссе. В нем школьники описали свой проект, цели и продемонстрировали знания о нейротехнологиях.

В программе участвовали школьники 7-11 классов, заинтересованные в области исследования работы мозга, искусственного интеллекта и природоподобных технологий. В процессе программы ребята углубились в знания по физиологии человека и провели исследования в области физиологии и нейробиологии. Основная цель программы – создать у участников фундаментальную биологическую базу и на ее основе продолжать углубленное изучение науки в школе и университете. 

В рамках занятий школьники слушали лекции, ставили эксперименты и лабораторные работы, занимались программированием в своей профильной области. Программа состояла из четырех лекционных циклов и идущих сразу после них экспериментальных занятий и основы программирования:

  • Физиология возбудимых систем. Школьники познакомились с историей открытия биоэлектрических явлений, строением и функцией биологических мембран. Также они узнали про потенциал действия, процесс возбуждения и синапс, его классификацию, свойства и механизм передачи сигнала в синапсах;
  • Строение и работа сердечно-сосудистой системы. Электрофизиология сердца. Методы исследования сердечно-сосудистой системы. ЭКГ, пульсометрия. Сердечно-сосудистая система. В рамках лекционного курса школьники узнали про строение сердца, его свойства и особенности возникновения и распространение возбуждения в нем.
  • Строение и механизмы мышечного сокращения. Узнали про двигательные системы и методы исследования мышечного сокращения. Познакомились с ЭМГ, физическими и физиологическими свойствами скелетных мышц.
  • Физиология центральной нервной системы. Строение и функции. Методы исследования электрической активности головного мозга. Узнали, что такое нервная ткань, нейроны, нейроглия и их функции нейронов, глии. 

Лекции читала доктор биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии КГМУ, со-учредитель и заместитель генерального директора «Центра ранней диагностики нейродегенеративных заболеваний» Разина Рамазановна Нигматуллина. Экспериментальные занятия вели магистр КФУ и преподаватель профильных программ Татьяна Сурнина, специалист по информационной безопасности КНИТУ, преподаватель профильных программ  Искандер Мамлеев, студентка МИРЭА, победитель форума «Наш Татарстан-2020» Аделя Зинатуллина.


Разина Рамазановна Нигматуллина отметила, что основная задумка программы -  поднять уровень знаний ребят в биологии, физике, математике и информатике:

- Участников мы собрали сильных, с ними приятно работать: около 50% из них имеют достижения российского и республиканского уровня, что говорит о высокой мотивации и знаниях. Лучшие участники получат гарантированное участие в третьей профильной программе, хотя по правилам школьник может участвовать не более чем в двух. Моя цель  - объединить возможности глубокого теоретического погружения и лабораторных работ, а также научить ребят программировать. В ее достижении нужно поблагодарить команду преподавателей, каждый из которых занимался развитием определенных навыков у школьников. Хотелось бы, чтобы участник программы усвоил программирование, теоретическую базу и хотел участвовать в проектной деятельности, ведь конкурентоспособный специалист знает несколько сфер. В начале программы будущие кардиохирурги мне говорили, что программирование им не нужно, но к ее окончанию мы их переубедили. Я видела, как горели глаза у участников, как интересно было им изучать новое, создавать свое и исследовать мир.

Для проведения профильной программы Университет Талантов выбрал Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ. На этой площадке школьники провели лабораторные работы, наблюдения, исследования и сами смоделировали и выполнили проект. Всего получилось пять проектов, каждый из которых участники программы успешно защитили.

Дмитрий Сорожкин, ученик 11 класса МАОУ СОШ №7 г. Альметьевска:

- Я подал заявку на Neuro Tech Cup и увидел, что будет программа для этого конкурса от Университета Талантов. Раньше я хотел стать врачом, но  я увлекаюсь программированием. Химией я занимаюсь давно, даже учусь по физико - химическому профилю. Я хочу поехать в этом году на ноябрьскую смену по предпринимательству и еще раз съездить на программу по биологии. Планирую закончить проект, который я начал, выиграть Neuro Tech Cup и создать стартап, связанный с моим устройством. Это устройство для незрячих, которое помогает ориентироваться в пространстве. Университет Талантов помог мне с комплектующими для первого прототипа.


Герман Колчерин, ученик 9В класса гимназии №77 г. Казань:

- У нас были лекции по физиологии, программированию и проектной деятельности. Лично я узнал много нового о физиологических процессах: научился измерять активность сердца и мозга, получил опыт в программировании микроконтроллеров бионической руки. Отдельно хочу сказать спасибо за знания, полученные в проектной области. Планирую и дальше двигать созданный в команде проект «Оценка влияния стресса шахматиста на качество игры».

Дания Загидуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов