DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Возрождение редкого лекарственного растения, электронный сервис по продвижению татарской литературы и исследование постковидного синдрома: как прошел финал региональных «Больших вызовов»

Возрождение редкого лекарственного растения, электронный сервис по продвижению татарской литературы и исследование постковидного синдрома: как прошел финал региональных «Больших вызовов»

Старшеклассники и студенты презентовали свои проекты и разработки

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» – это масштабное состязание для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. 20 марта в Казанской академии тенниса состоялся финал регионального этапа конкурса. В нем приняли участие более 120 школьников 7-11 классов и студентов 1-2 курсов СПО из Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Буинска, Бугульмы, Кукмора, Елабуги, Зеленодольска, Нурлата, Балтасинского, Актанышского, Алькеевского, Арского, Верхнеуслонского и Мамадышского районов Татарстана.

Свои научно-исследовательские и прикладные проектные работы школьники и студенты могли представить как очно, так и онлайн. Их оценивали более 30 экспертов по 11 направлениям:

  • агропромышленные и биотехнологии;
  • беспилотный транспорт и логистические системы;
  • большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность;
  • генетика, персонализированная и прогностическая медицина;
  • когнитивные исследования;
  • космические технологии;
  • нанотехнологии;
  • нейротехнологии и природоподобные технологии;
  • новые материалы;
  • современная энергетика;
  • умный город и безопасность.

Анна Габдуллина, координатор конкурса, рассказала про особенности проведения конкурса в Республике Татарстан:

– Каждый участник выступал со своим проектом. Даже если представлялись командные проекты, он должен был представить свою индивидуальную часть общей работы. Самыми популярными в этом году стали направления  «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» и «Умный город». Было представлено более 20 проектов в каждом из них. 

Конкурс проводится в республике не первый год, и с каждым новым этапом развития все больше увлеченных проектным творчеством ребят стремятся участвовать в нем. Кроме самой защиты проектов, Университет Талантов проводит мероприятия, которые помогают «прокачать» свой проект. Например, месяц назад была организована образовательная программа «Проектный коллайдер», в ходе которой эксперты по разным направлениям помогали ребятам сделать проект более проработанным и  лучше упакованным.


Все представленные проекты, по мнению организаторов, заслуживают внимания и дальнейшего развития – разработки, представленные ребятами, направлены на решения актуальных проблем общества. Вот лишь некоторые из них: электронный сервис по продвижению татарской литературы, возрождение редкого краснокнижного и целебного растения родиолы розовой, исследование уникальных симптомов постковидного синдрома, модель энергонезависимого дома, определение периодичности переменности звезды RR Лиры, разработка оригинальной подвески транспорта для использования на планетах солнечной системы и многие другие интереснейшие и перспективные темы. 

Ильвина Шакирова, ученица 7 класса гимназии №33 (Казань) представила проект «Культивирование in vitro лекарственного растения Phodiola rosea» в направлении «Агропромышленные и биотехнологии». Она рассказала, что суть ее проекта состоит в том, чтобы размножить популяцию родиолы розовой, которая находится в Красной книге Российской Федерации и является одним из ценнейших лекарственных растений:

– Лекарственным сырьем служит корневище, которое используется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, переломах костей, при ожогах и для нормализования слуха и зрения. Мы сажали родиолу розовую в лабораторных условиях, нашим дальнейшим действием будет микрочеренкование растения и его высадка на питательную среду с добавлением фитогормонов. В будущем мы планируем посадить родиолу розовую в открытый грунт. Мне очень понравился конкурс, так как это мой первый опыт работы с научным проектом биотехнологической направленности. Я работала в лаборатории при Казанском федеральном университете, где получила бесценный опыт для своего дальнейшего развития, смогла грамотно представить свой проект и услышать советы для последующего масштабирования научной работы от экспертов. Конкурсы, подобные «Большим вызовам», помогают школьникам и студентам не только представить свой проект большой аудитории, но и получить советы от экспертов и опыт, который будет важен для будущей карьеры и образования.


Одним из экспертов направления «Агропромышленные и биотехнологии» стала Гульнара Равзиева, кандидат биологических наук, начальник управления холдинга «Агросила»:

Мне понравилось, что многие ребята работают в связке с вузами, выходят за рамки школьной программы. Проектная и исследовательская деятельность в школе – это мощная идея, потому что у подростков еще нет условностей и границ в голове. У ребят большое будущее. Работы интересные, сделаны на хорошем уровне, у многих есть перспектива и практическая значимость. Видно, что и преподаватели вложись в это, был неформальный подход. Школьники и изучили материал, и поработали руками. Для биологов важно научиться работать в лаборатории: пользоваться пипетками, стерилизовать посуду и среды и так далее. 

Одним из участников направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» стал Артур Васильев, учащийся Центра детского технического творчества (Н. Челны) с проектом «Участок термообработки деталей». Он считает, что разработка устройств, дающих возможность автоматизировать производство, является актуальной:

Мой проект направлен на улучшение уже существующих промышленных автоматизированных систем с использованием пневматики, электроники, механики и компьютерных технологий. В нем была реализована идея полностью модульной конструкции, благодаря чему ее можно не только быстро отремонтировать, заменив неработающие компоненты, но и пересобрать под нужды конкретного завода. 

Михаил Юриков, руководитель Центра межотраслевых инновационно-конструкторских исследований ЦМИТ «Авиатор», был экспертом на направлениях «Беспилотный транспорт и логистические системы» и «Космические технологии». Он считает, что проекты ребят достаточно сильные:

У участников постарше видение реализации проекта технологичнее, прослеживается, что они более нацелены на техническую предпринимательскую деятельность в дальнейшим. Мы вместе с экспертами дали рекомендации по развитию проектов, чтобы через какое-то время, например, в вузе, они смогли бы этот проект развивать и сделать если не смыслом своей жизни, то одним из направлений своего технического развития. Участие в конкурсах позволяет школьникам увидеть другие мнения, видение экспертов и самое важное, научиться презентовать свои проекты. Если посмотреть на развитие мирового бизнеса, то успех технологических компаний основан на том, что менеджеры хорошо презентовали проекты. 


Участников направления «Когнитивные исследования»  интересовали такие процессы, как восприятие, внимание, память, речь, обучение и другие. Они изучали когнитивные способности человека в разном возрасте и в разных условиях, возможности по развитию и тренировке когнитивных способностей, создание интерфейсов мозг-компьютер и так далее. 

Например, Лия Макарова, ученица 8 класса гимназии им. В.В. Давыдова (Набережные Челны) выступила с проектом «Интуиция как способ познания». В ходе наблюдения за процессом решения задачи определенной группы людей ей нужно было выделить внешние признаки появления интуитивного решения и найти отличия феномена «инсайт» и «интуиция». В ее исследовании приняли 22 участника в возрасте от 7 до 15 лет:

Изучив литературу, подобрав методику, позволяющую исследовать феномен «инсайта» и «интуиции», и проведя эксперимент, я проанализировала результаты и сделала выводы. «Интуиция» и «инсайт» это не одно и тоже, так как интуитивно найденное решение задачи может не сопровождаться инсайтом. Инсайт не всегда сопровождает правильное решение. Признаки инсайта наблюдаются до того, как участник приступает к исполнению решения. Есть ситуации, когда процесс решения осознается после того, как решение исполнено, в этом проявляется интуиция.

Ольга Репина, кандидат психологических наук, директор Центра компетенций «Академия менеджмента» была экспертом на направлении «Когнитивные исследования». Она рассказала, что на этапе проверки работ отметила, что они стали намного глубже, серьезнее, интереснее по сравнению с двумя предыдущими годами:

– Мне очень нравится, как ребята относятся к своим проектам, с каким интересом они делают их. Я вижу, как высока степень самостоятельности ребят, готовность дальше  развивать проекты. Это очень воодушевляет. Сейчас часто обсуждается, что роботы вытесняют человека. Чем человек пока еще совершенно точно превосходит роботов? Это умение создавать новое, творить. Где можно научиться творить? Проектная работа как раз то, что создает возможности детям для проявления творчества, создания новых идей, анализирования потребностей людей. В проекте важно понять, кто твоя целевая аудитория, какие у нее проблемы, для кого ты создаешь, как ты изменишь жизнь этой целевой аудитории своим проектом. 

Победители и призеры регионального этапа конкурса примут участие в заключительном этапе Всероссийского конкурса, который будет состоять из трех туров: решение заданий, написание эссе и индивидуальное онлайн-собеседование. Участники, успешно преодолевшие все отборочные этапы, поедут в Сочи на образовательную программу «Большие вызовы» в Образовательный центр «Сириус».


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов