Репортаж с образовательной программы для участников регионального этапа Всероссийского конкурса инженерно-технологических проектов «Большие вызовы»
Проектная деятельность - стратегически важный элемент в развитии республики. Инновации способствуют качественному росту эффективности рабочих процессов, экономят ресурсы и решают повседневные задачи человечества. Проект представляет собой прогрессивное развитие в различных областях жизни, поэтому Татарстан стремится поддерживать инициативы молодых, талантливых проектировщиков. Одним из методов такой поддержки являются образовательные программы, которые позволяют талантам раскрыть свой потенциал и грамотно подойти к реализации проекта.
С 20 по 23 февраля прошла образовательная программа «Проектный коллайдер», предназначенная для участников регионального этапа Всероссийского конкурса инженерно-технологических проектов «Большие вызовы» 2020-2021 г. и победителей Проектной олимпиады-2020. 98 ребят, увлеченных проектной деятельностью, собрались в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма для того, чтобы под руководством экспертов «прокачать» свои проекты перед конкурсом.
- Республика заинтересована в профессиональном росте молодых талантов. Всегда готовы сопровождать ребят на пути к реализации инновационных идей. У нас существуют разные формы поддержки. Если у ребят есть желание, мы готовы помочь вывести идею в проект, проект в прототип, и в целом, в полной реализации проекта, - рассказал исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов.
На протяжении четырех дней с участниками работали эксперты ведущих организаций России в области проектной деятельности:
- Аяз Камалов, основатель и руководитель креативного агентства AYBOOST, эксперт в области SMM и таргетированной рекламы Facebook и Instagram (г. Казань);
- Рамиль Мифтахов, директор ООО «Радиус», резидент Иннополис (г. Москва);
- Иван Госьков, продуктовый менеджер в NetCracker technology (г. Казань);
- Юрий Хрипунов, кандидат физико-математических наук, методист программы «Большие вызовы» по направлению «Нанотехнологии» ОЦ «Сириус» (г. Сочи);
- Анастасия Шаенко, руководитель департамента по работе с данными Ассоциации «Кружковое движение» (г. Москва);
- Евгений Синицын, кандидат физико-математических наук, преподаватель в школе «Летово» (г. Москва);
- Данила Юдин, двукратный победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы», менеджер проектов Siberian Robotics;
- Джалил Хисалиев, многократный победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы»;
- Степан Мусатов, заведующий физико-технической лабораторией Центра одаренных детей Удмуртии «ТАУ», многократный победитель российских проектных конкурсов;
- Дарья Капеева, сотрудник Центра одаренных детей Удмуртии «ТАУ», победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы», разработчик проектов для компаний ОАО «РЖД», ПАО «Сибур» и др;
- Анна Габдуллина, руководитель образовательной программы «Проектный коллайдер», координатор Лаборатории проектного творчества Университета Талантов, проект-менеджер, создатель Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант».
Стартовала программа с панельной дискуссии «Как дать проекту жизнь». В ходе нее эксперты рассказали об основных принципах успешной работы с проектами, о ценности ошибок и источнике мотивации. Они поделились прогнозами в области проектной деятельности на ближайшие пять лет.
Аяз Камалов дал три совета, которые приведут ребят к успеху:
- Если вас посетила идея, первый шаг на пути к ее реализации должен произойти в течение 72 часов. Иначе ваша задумка так и остается всего лишь хорошей идеей;
- Не бойтесь. Многих тормозит страх, что ничего не получится. Пробуйте. Даже если вы совершите ошибку, она вас многому научит и, в конечном итоге, вы добьетесь желаемого;
- Общайтесь с людьми. Нетворкинг очень важная вещь. Используйте все контакты, которые у вас появляются. Окружение способно повлиять на ваше будущее.
Эксперты отметили, что в ближайшем будущем будут актуальны такие направления:
- биоинформатика - набор компьютерных методов для анализа биологических данных: прочитанных структур ДНК и белков, микрофотографий, сигналов. Специалисты в этой области занимаются поиском методов лечения онкологических, хронических, аутоиммунных заболеваний;
- телемедицина - способ предоставления медицинских услуг на расстоянии с помощью современных технологий и специального оборудования;
- MedTech - набор инструментов для ранней диагностики заболеваний;
- генная инженерия - это раздел молекулярной генетики, связанный с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала.
Таким образом, направления, находящиеся на стыке биологии и цифровых технологий, будут актуальны в будущем.
- В декабре в «Сириусе» на конкурсе «Большие вызовы» мы с командой дорабатывали алгоритм, который моделирует структуру молекулярного комплекса для борьбы с онкологией. Нам удалось смоделировать на компьютере поведение бактерий, борющихся с раковой опухолью. Это я к тому, что данные направления действительно набирают обороты и за ними будущее, - отметил Джалил Хисалиев, многократный победитель Всероссийского конкурса «Большие вызовы».
Эксперты поговорили и о мотивации. Они пришли к выводу, что многое зависит от окружения. «Наблюдайте за своими единомышленниками, анализируйте их путь, успехи. Вас должна мотивировать среда, в которой вы находитесь», - единодушно уверены эксперты.
После панельной дискуссии участники поделились на несколько групп в зависимости от направления проектов:
- естественники;
- инженеры;
- IT-шники;
- научные руководители.
В первый день «Проектного коллайдера» ребята-«естественники» поучаствовали в стратегической беседе «Куда придут науки о природе и человеке к 2030 году?». Там участники вместе с Юрием Хрипуновым, Евгением Синицыным и многократным победителем российских проектных конкурсов, разработчиком авторского курса по проектированию с нуля Аделей Зиннатуллиной обсудили тенденции развития проектной деятельности и важность грамотной постановки проблемы, которую призвана решать разработка. «Инженеры» в это время говорили на тему «К чему готовиться: чем инженеры будут заняты в 2030 году?». Ребята с IT-проектами получили персональные консультации от специалистов IT-сферы и смежных областей Аяза Камалова, Ивана Госькова, Елены Токмаковой, Джалила Хисалиева и Степана Мусатова.
- Ребятам нужно проработать направление бизнес-анализа, многие двигаются от продукта к потребности, а нужно делать наоборот. Проект должен быть ориентирован на потребителя и перекрывать его потребности, - поделился Иван Госьков, продуктовый менеджер в NetCracker technology.
Для научных руководителей Анастасия Шаенко провела лекцию-диалог «Проектная экосистема в России: возможности, которые собирает Кружковое движение».
Юрий Хрипунов, кандидат физико-математических наук, методист программы «Большие вызовы» по направлению «Нанотехнологии» ОЦ «Сириус», рассказал, на что стоит обращать внимание при проработке проблемы проекта:
- При создании проекта важно проанализировать запросы потребителей, выявить проблему и через инновационную разработку найти решение этой проблемы. Не спрашивайте у экспертов, как вам поступить, анализируйте их опыт и доставайте оттуда ценности для себя и своего проекта. Ведь вся суть инновации кроется в индивидуальном подходе к проблеме.
Далее участники отправились мастер-классы: «Формальности не формальны: разбор требований к оформлению работ на «Большие вызовы»; «Вот так вот не надо: типичные ошибки в проектировании»; «Подготовка к краш-тесту».
У научных руководителей в это время была своя программа. Они прошли мастер-классы: «Нюансы в критериях оценивания и требований к оформлению работ на конкурс «Большие вызовы»; «Заказчик в молодежном проекте: разбор опыта Кружкового движения»; «От поиска проблемы до экономики проекта: сложные вопросы в управлении молодежного проекта». Их также ждал тренинг «Работа с критикой: как помочь ученику воспринять критику конструктивно». После для участников провели эксперт-сессию: возможность персональных консультаций у выбранных экспертов.
Рамиль Мифтахов, директор ООО «Радиус», резидент Иннополис, рассказал о важности коммерческой составляющей проекта:
- Очень важна уверенность в своих силах, такие мероприятия ее дают. Ребята, которые сомневались в своих проектах, получив обратную связь от экспертов, обрели уверенность. Я увидел много интересных проектов. Некоторые ребята делают только первые шаги и им нужна менторская поддержка. Еще хотелось бы отметить, что при создании проекта важно обращать внимание на коммерциализацию. Молодым людям надо учиться строить команду, думать над коммерческой стороной проекта и нести за это ответственность. Без потребителя проект не сможет существовать. Поэтому важна коммерческая успешность.
Завершением дня стал Science Slam — это состязание по ораторскому искусству для ученых. У каждого участника есть 10 минут, чтобы доступно и интересно рассказать о своем исследовании. Так молодые люди делились опытом, рассказывали о своих ошибках и как избежать их в дальнейшем.
Второй день начался с краш-тестов. Участники презентовали экспертам свои проекты и учились работать с возражениями. Затем по итогам краш-теста проектировщики дорабатывали решения и консультировались с экспертами. Ребята прошли мастер-классы «Прототипирование продукта проекта: задачи, принципы, возможности»; «Как и зачем проводить в проектах CustDev»; «Составные части удачной презентации: разбор краш-теста и несколько свежих советов». Второй день завершился глубинным интервью.
В последний день все участники разделились на три группы: «Индивидуальные проекты», «Групповые проекты», «Научные руководители». Для первого направления провели лекцию с мастер-классом «Как и зачем искать команду для проекта». Ребята с групповыми проектами поучаствовали в мастер-классе «Как грамотно организовать работу в групповом проекте на конкурсе «Большие вызовы». Научным руководителям рассказали как управлять проектной командой школьников: сервисы и лайфхаки.
Диана Гильманова, ученица 10 класса лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Казань), рассказала о своем проекте и о том, что ей дало участие в «Проектном коллайдере»:
- Меня сюда привело мое желание развивать и дать жизнь моему проекту. Он связан с нефтехимией. Его цель - экспресс-оценка углеводородного компонентного состава нефтяных фракций с использованием 2D на идентификационных картах. Изображение на карте показывает нам наиболее точный состав фракции. Главное преимущество в том, что эта технология позволяет в короткие сроки разобрать состав нефтяной фракции. Я рада, что для нас создали программу «Проектный коллайдер». Нам с ребятами удалось понять как правильно презентовать работу и что нужно доработать в проекте. Я узнала, что важен не столько продукт, сколько решение проблемы. Научилась грамотно отвечать на вопросы по проекту и поняла как правильно его презентовать.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Таланов