DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Джалил Хисалиев:  «Важно научиться хорошо представлять проект»

Джалил Хисалиев: «Важно научиться хорошо представлять проект»

Интервью с многократным победителем Всероссийского научно-технологического конкурса «Большие вызовы»

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» – это масштабное мероприятие для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. Для юных исследователей – отличная возможность начать свой путь в науке и определиться с будущей профессией, воплотить в жизнь свою идею и получить советы от наставников и экспертов.

Шестой год конкурс собирает участников из всех регионов страны. Победители и призеры «Больших вызовов» запускают собственные спутники в космос, разрабатывают беспилотники для поиска людей в лесу, новые сорта растений для выращивания в теплицах Арктики. В Татарстане учредителями конкурса выступают Министерство образования и науки Республики Татарстан и Образовательный Фонд «Талант и успех», региональным оператором – Университет Талантов.

Джалил Хисалиев, ученик 11 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ, многократный победитель регионального этапа и призер заключительного этапа конкурса. Область его интересов – информационная безопасность. Он три года подряд был участником проектной образовательной программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» (Сочи), а в этом году стал экспертом на региональном этапе конкурса, где будет выступать с докладами по IT-трекам и помогать участникам в защите проектов.

Мы пообщались с Джалилем и узнали, над какими проектами он работал и почему школьникам полезно участвовать в конкурсе. 

– Джалил, как ты познакомился с Университетом Талантов?

–  Знакомство случилось еще в седьмом классе, когда участвовал в конкурсе научно-технологических проектах «Большие вызовы». Я активно участвую в интересующих меня олимпиадах и конкурсах, которые проводятся на базе Университета Талантов. Для меня это возможность познакомится с ребятами, которые так же как и я заинтересованы в проектной деятельности. Сейчас я сменил род деятельности, больше развиваю проекты в IT-сфере. Работаю над стартапами.

– Расскажи о своем участии во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектах «Большие вызовы»

– История началась еще в 2017 году, когда команда нашего лицея стала победителем среди учеников 7-10 классов со всей республики. К сожалению, из-за возрастных ограничений мы тогда так и не поехали на проектную образовательную программу «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» в Сочи. Возможно, именно это послужило причиной сильной мотивации участия в этой программе в следующих годах. В 2018 году наша переформированная команда разработала систему децентрализованной обработки телеметрии с портативных датчиков. В 2019 году мы разработали систему адаптивной навигации для людей с ограниченными возможностями. В 2020 году мы проанализировали стэк (набор) технологий GSM, изучили общедоступные атаки, и разработали высокоуровневую систему защиты информации. 


– Чем для тебя было полезно участие в проектной образовательной программе «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус»? Что стало результатом?

– Программы дали опыт работы над интересными проектами под курированием наставников и экспертов. В 2018 году я был участником программы на направлении «Беспилотный транспорт». Мы разрабатывали математическую модель беспилотника, на основе которой можно предиктировать, исправлять в зависимости от ситуации, поведение самолета в воздухе. Дело в том, что в зависимости от параметров конструкции меняются и аэродинамические характеристики. Именно эту зависимость и рассчитывала наша модель.

В 2019 году на направлении «Умный город» мы занимались разработкой системы анализа репортов жителей городов, итог которого впоследствии передавался в органы власти. Житель города отправляет репорт в нашу систему по определенной форме. Например, яма на дороге. Наш продукт его обрабатывает, и на выходе получает уже сформированный отчет, готовый для передачи, к примеру, в ГИБДД или сразу в мэрию.

В прошлом году я был участником программы по направлению «Большие данные». Наша команда улучшала систему моделирования молекулярных связей между антителами и вирусами, разработанной биотехнологической компании BIOCAD. Эта улучшенная модель находится на стадии внедрения в реальную модель компании.

 – Как считаешь, почему школьникам важно участвовать в конкурсе? Какие советы ты бы дал школьникам, которые будут участвовать впервые?

– Главное, что может получить человек, участвуя в конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы», – это общение с людьми, которые по-настоящему вовлечены в проектную деятельность. Могу дать  один очень полезный совет – нужно научиться хорошо представлять проект. Я думаю, что 60% успеха зависит именно от презентации. Не нужно громоздить слайды, содержащие только текст. Презентация должна быть сбалансирована, зритель при просмотре должен понять основную суть проекта. Своими глазами видел случаи, когда очень умные ребята, которые действительно разобрались в своем проекте, запнулись на презентации, потому что в нее вложили намного меньше времени, чем в сам проект. Видел и обратные случаи. Когда ребята, толком не разбирающиеся в своем же проекте, занимали призовые места в конкурсах именно за счет презентации. Хочу сказать, что тут необходимо поймать ту самую «золотую середину», правильно распределив время на разработку проекта и на подготовку к защите.


Светлана Кириллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов