Репортаж с онлайн-эфира с психологом Ларисой Сурковой
Каждый день форума «Открытие талантов» был наполнен мастер-классами и дискуссиями. В завершении четвертого дня форума в рамках Республиканского родительского собрания прошел прямой эфир, темой которого стал вопрос: как выстроить диалог с ребенком, чтобы он вырос счастливым и успешным?
На этот и многие другие вопросы воспитания ответила Лариса Суркова, психолог, кандидат психологических наук, коуч и мама пятерых детей. В ее блоге в инстаграм насчитывается более 2,8 млн. человек. Она отмечает, что в понятии «общаться с ребенком на равных, на одном языке» заключается главная мысль – общаться на понятном ребенку языке:
– С ребенком нужно говорить обычным человеческим языком. Так, чтобы это было понятно ему. Не нужно никаких перегибов. Везде требуется «золотая середина». Я категорический противник того, что родители с ребенком должны быть друзьями. Родители должны быть родителями. Друзей у детей в жизни будет много. Они будут приходить, уходить, поддерживать, предавать и так далее. Друзья – единица переменная, а родитель – постоянная. Самое главное, что родитель должен делать в своей жизни – это не создать доверительные отношения, а не разрушить их. Пока ребенок маленький, он принимает родителей в абсолюте. Он нас любит, принимает, доверяет. В 3-5 лет дети с удовольствием рассказывают секреты родителям. И здесь возникает интересный момент: если на секрет ребенка родители его ругают, то для него это урок, что родителям нужно поменьше рассказывать.
Эксперт отмечает, что в детской психологии есть несколько ключевых правил, на которых все базируется. Первое – сравнение. Оно травмирует и детей, и взрослых. Второе правило – отзеркаливание. Дети растут и развиваются, в итоге отзеркаливают свое окружение. До трех лет это близкий круг – родители. Далее появляется социум – другие дети, взрослые. Необходимо об этом знать и не забывать.
У зрителей онлайн-эфира была возможность задать свой вопрос эксперту. Так, у родителя 15-летнего подростка был вопрос, связанный с тем, что ребенок не хочет разговаривать, делиться своими проблемами. Лариса Суркова рекомендует родителям в таком случае написать ребенку письмо и отразить в нем свои чувства, переживания, желание исправить ошибки, восстановить контакт и попросить ребенка найти в себе силы, чтобы заново выстраивать коммуникацию. Также она отметила, что лучше интересоваться увлечениями ребенка, а не только, какие оценки он получил в школе.
Помимо этого, был задан вопрос, можно ли проверять телефон 12-летнего подростка, как ему не навредить и обезопасить. Эксперт считает, что должны быть четко выстроены личные границы у любого человека, в том числе у детей. Несмотря на то, что вопросы безопасности, социальных сетей важны, брать его телефон без спроса не стоит. Желательно договориться с ним об установке программ на телефон, которые будут защищать его и блокировать запрещенный контент. Например, также можно рассказывать о мошенниках, опасных случаях, которые случались в социальных сетях.
Психолог отметила, что в практической работе существуют способы для лечения детских комплексов и страхов. Один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Например, терапевтические сказки помогут решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.
В завершении от родителей был задан вопрос о том, как поддержать ребенка-олимпиадника, чтобы не было эмоционального выгорания. Лариса отметила, что важно, чтобы это было желанием самого ребенка и олимпиадная деятельность была ему в удовольствие. Главное, уметь отдыхать и давать ему эмоциональную разгрузку. Например, устраивать совместный выходной всей семьей каждое воскресенье. Также важно поощрять ребенка за положительные результаты и не фокусироваться на отрицательных. Необходимо давать больше положительной мотивации, хвалить его за достижения, показывать своей реакцией, как они важны для родителей. Тогда ребенок будет уверен в себе, у него будет точка опоры в виде родителей, семьи, где его понимают и поддерживают. Если ребенок получает не очень хороший результат, реакция должна быть спокойной и аналитической. Тогда у ребенка будет формироваться точка зрения, что в этом нет ничего плохого и расстраиваться не стоит, его все равно любят и помогут ему. В следующий такой человек раз обязательного достигнет хорошего результата.
Видеозапись встречи можно посмотреть здесь.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов