Интервью с наставником Университета Талантов
Что нужно для эффективного развития талантливой молодежи? Благоприятные условия для реализации потенциала, сопровождение и поддержка на пути к поставленным целям. Этим и занимается сообщество наставников Университета Талантов.
Муртазина Фирая Салиховна, учитель иностранных языков Шушмабашской средней школы, благодаря своему отцу и любви к языкам увлеклась лингвистикой, после чего увлечение переросло в профессию. Теперь Фирая Салиховна – педагог иностранных языков с 38-летним стажем и наставник Университета Талантов. Мы поговорили с ней о важности развития, о поиске мотивации и раскрытие потенциала.
Мой дед был учителем, с него и началась наша династия педагогов. Затем мой отец стал учителем, а позднее и директором школы. Я тоже почувствовала любовь к преподаванию, однако не сразу. Предпосылкой моей учительской деятельности стала история моего папы. Он участвовал в Великой Отечественной войне, был танкистом, после окончания военных действий продолжил службу в Австрии до 1948 года. Именно здесь он и выучил в совершенстве немецкий язык. Я тоже увлеклась лингвистикой, и это увлечение привело меня в Казанский государственный педагогический институт, на факультет иностранных языков. В вузе я изучала французский и немецкий языки, и мне это безумно нравилось. После окончания института я по приглашению приехала преподавать в Арский район, село Шушмабаш и обосновалась здесь.
Моя цель, как учителя, добиться того, чтобы дети знали язык не только на базовом уровне чтения и письма, но и могли свободно разговаривать на нем. И, что немаловажно, умели думать на иностранном языке. В школе, где я работаю, раньше дети изучали только немецкий, но я настояла на том, чтобы ребята могли изучать и французский язык. Для этого я самостоятельно закупила учебники по французскому и начала обучать школьников этому прекрасному языку. До сих пор помню, как счастливая шла с почты с кипой учебников. Директор школы, увидев мои старания, выделил нам лингафонный кабинет для занятий. С этого и начался основательный процесс внедрения в программу обучения французского языка в нашей школе. За 38 лет преподавания пять моих выпускников успешно закончили факультет иностранных языков. Мне приятно, что я могу делиться своими знаниями и помогать реализовываться молодым людям в этой сфере. В нашу школу трижды приезжала делегация французов, для меня это очень важное событие, так как у моих учеников была возможность пообщаться с носителями языка. Также, уже преподавая некоторое время, я решила обучиться еще и английскому, и впоследствии тоже стала его преподавать. Это история о наставничестве, о том как я с подачи отца смогла реализоваться. Родители являются нашими первыми наставниками.
При изучении языка не столь важна «зубрежка», как это может показаться, а комплексный подход к образовательному процессу. Заучивание слов и текстов не дает гарантии того, что вы начнете говорить на языке, который выбрали. Старайтесь читать на иностранном, делайте упражнения, разговаривайте, неважно с кем, хоть с самим собой, слушайте тексты. Аудирование становится все популярнее. Если раньше в школах не часто пользовались этим приемом, то сейчас сложно представить обучение без этого. Еще крайне важно научиться задавать вопросы, это неотъемлемая часть процесса изучения языков. Мы, например, с учениками устраивали круглые столы после каждой темы, где обсуждали пройденный материал, все проблемные вопросы. Тем самым закрепляли изученное. Будьте открыты к новым знаниям, тогда у вас все получится. Начинайте здесь и сейчас, результат не заставит вас долго ждать.
Я всегда была активна и открыта к новым вызовам судьбы. Благодаря такой жизненной позиции, я и попала в Университет Талантов в 2016 году. Моя коллега Римма Ибрагимова, она сейчас также является частью сообщества наставников, посетила один из образовательных модулей и заинтересовалась деятельностью Университета Талантов. После чего и мне рассказала о возможностях Университета и предложила принять участие в следующем форуме. Я увидела, какую масштабную и полезную работу проделывает организация и решила внести свой вклад, что и привело меня к наставничеству здесь. Я рада, что реализовываю не только свои идеи, но и помогаю другим воплощать их цели в реальность. Это меня мотивирует на еще большее развитие. Благодаря Университету Талантов я увлеклась проектной деятельностью и начала своих учеников готовить к выступлениям на различных конференциях, разрабатывать проекты, упаковывать их и презентовать.
Обычно, когда я провожу глубинное интервью, на вопрос «Каким должен быть наставник?» ребята отвечают, что он должен поддерживать, уметь выслушать. Но я считаю, что помимо этого наставник должен еще помогать конкретными действиями, содействовать реализации наставляемого. Наставник – это в какой-то мере альтруист, который может отложить свои дела и заняться вопросом наставляемого. Поэтому наставничество – это призвание.
Хороший наставник всегда должен оказывать позитивное влияние на наставляемого. Не нужно давить на молодых людей, важно больше с ними разговаривать и прорабатывать волнующие вопросы. Наставничество – это командная работа, которая строится на доверии, я знаю это и по своему юношескому опыту. Помимо родителей, большое влияние на меня оказал мой классный руководитель, Сайма Юсупова. Она тоже была очень активной. Помню, мы посещали всем классом музеи, изучали культуру, историю, ходили на экскурсии и получили от нее много полезных знаний. Став учителем, я также начала водить своих учеников в музеи. Это я переняла от нее. В институте моими наставниками стали кураторы нашей группы Ирина Нигматзянова и Лиля Салахова. Они научили меня еще больше любить языки. Устроившись работать в школу, я и здесь нашла своего наставника, Резиду Фатхрахманову. И усвоила урок, что с детьми необходимо разговаривать на равных, они это чувствуют. Наставник должен быть искренним и честным с подопечными. Важно всегда поддерживать связь с ребятами, интересоваться успехами, тогда проблем с уважением и доверием не будет.
Со студентами Университета Талантов я всегда на связи, даже в период пандемии мы общаемся в мессенджерах. Ребята делятся тем, как у них проходит самоизоляция, стараются использовать это время с пользой и получают новые знания. Мы работаем над их целями из индивидуального плана развития (ИПР) в режиме онлайн. Учимся планировать, если ставим цель, определяем срок, прорабатываем все ранее поставленные вопросы. Еще важно конкретизировать свою цель. Если студент говорит, что хочет стать врачом, мы сразу определяем – каким именно врачом, где именно хотелось бы работать. Когда у ребенка есть интерес к этой или иной проблеме, значит, его это увлекает, через такие моменты и нужно раскрывать потенциал. На этом этапе мы должны определить его интересы и начинать их развивать, чтобы они переросли в профессиональную деятельность. Я в такой ситуации предлагаю наставляемому поучаствовать в конференции на интересующую его тему. Мы начинаем готовиться и углубляться в тему. В итоге его интерес к выбранной теме постепенно растет. Однажды у одного из студентов был запрос, он хотел научиться выступать на публике. Мы с ним начали готовиться к научно-практической конференции. Перед выступлением он волновался, но я поддержала его, сказала, что это его конечный результат и до цели остался всего шаг. Тогда он собрался, взял волю в кулак и занял 1 место на той конференции. Таким образом, он преодолел свой страх и стал уверенным в себе. Я поверила в него, и эта вера помогла ему поверить в себя.
В Татарстане при поддержке руководства республики реализуется комплексная система по выявлению, развитию и сопровождению одаренных и талантливых детей и молодежи. О такой поддержке мне довелось узнать, когда я стала участвовать в мероприятиях Университета Талантов. Так, постепенно осваивая новые навыки, я «дозрела» до уровня наставника. Во то время во мне родилось огромное желание делиться полученными знаниями. Я решила организовать кружок «Компетенции для будущего успеха» для наших учеников. Администрация школы идею поддержала. Так в 2018 году, создав авторскую рабочую программу, я трудилась над созданием благоприятных условий для выявления, поддержки и развития интеллектуально-творческих компетенций учащихся 7-8 классов, мотивированных на проектную деятельность. В рамках кружка ребята начали готовить свои проекты и представлять их на конкурсах, многие из них были удостоены призовых мест. Мы очень гордимся проделанной работой. Все это расширяет кругозор ребят и действительно ведет к успеху.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов