DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Анна Маргулис: «Школьников ждет настоящая студенческая практика в лаборатории, где они смогут своими руками научиться работать с бактериями и микроскопическими грибами»

Анна Маргулис: «Школьников ждет настоящая студенческая практика в лаборатории, где они смогут своими руками научиться работать с бактериями и микроскопическими грибами»

Блиц-интервью с руководителем профильной программы по экологии Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан

С 1 по 21 июля Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан проводит профильную программу по экологии «Современные аспекты микробиологии: теория и практика». Школьники научатся ставить практические экспериментальные работы в области экологии микроорганизмов, узнают практические и теоретические основы микробиологии и экологии микроорганизмов, а также другие тонкости науки. 

Помимо этого, участники программы подготовятся к участию в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии и проведению научно-исследовательских работ в области микробиологии, экологии и других биологических направлений.

Руководитель программы – Анна Маргулис, кандидат биологических наук, доцент Казанского (Приволжского) Федерального университета, заместитель директора и учитель биологии Специализированного олимпиадно-научного центра «СОлНЦе».  Мы поговорили с Анной и узнали про ее профессиональную деятельность, достижения наставляемых и разработку программы. Помимо этого, она рассказала нам, почему эта программа будет интересна и полезна школьникам и в чем ее особенности.

– Анна Борисовна, расскажите про свою профессиональную деятельность. Как  вы пришли в науку?  

– Я окончила кафедру микробиологии, поступила в аспирантуру, через три года защитила кандидатскую диссертацию и осталась работать на кафедре. Считаю своим учителем и наставником профессора, завкафедрой микробиологии КФУ Ольгу Николаевну Ильинскую. В 2011 году впервые попробовала работать в школе, это был Лицей им. Лобачевского КФУ. Моя вторая специальность – психолог, и именно психологом я пришла к школьникам. Дальше стала заместителем директора по учебной работе, а чуть позже Лицей расформировали, и часть сотрудников ушла во вновь появившуюся школу «СОлНЦе» – Специализированный олимпиадно-научный центр. С тех пор я работаю в «СОлНЦе» завучем, а в 2015 году впервые стала преподавать биологию школьникам, не оставляя должности доцента в КФУ. Моя гордость – это мой 9 «Б» класс, который я взяла, когда они пришли к нам пятиклассниками, это был первый опыт работы нашей школы с пятым классом (до них в школе работали с седьмого класса). И вот эти первые пятиклассники, а ныне девятиклассники, сейчас достигли больших высот в биологии. Многие из них являются призерами и победителями высокоуровневых олимпиад по биологии, регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), двое идут на заключительный этап ВсОШ по биологии в этом году. Такие дети – наше будущее. Ради них и делаются подобные программы, как профильная программа по экологии «Современные аспекты микробиологии: теория и практика». 

– Что ждет участников профильной программы? Чем они будут заниматься?

– Программа будет включать в себя лекционные и практические занятия, семинары, тренинги, работу в группе, развлекательные мероприятия и экскурсии. Например, участники программы прослушают адаптированный для школьников курс лекций по микробиологии от преподавателей кафедры. Кроме того, их ждет настоящая студенческая практика в лаборатории, где они смогут научиться работать с бактериями и микроскопическими грибами, окрашивать их, определять их свойства, оценивать уровень микробной загрязненности различных экологических объектов и так далее. Также ребят ждут дополнительные модули: это и тренинговые работы в команде, и знакомство с научными методами, применяемыми в разных специальностях. 

– Чем будет полезна и интересна программа школьникам?

– Программа узкоспецифична. В ней полезно принять участие тем, кто выбрал для себя это направление, тем, кто уже стоит на этом пути и добивается результатов.  Отбор участников осуществляется по результатам прохождения ими теста, наличии академических достижений и написанного эссе на тему «Почему я хочу попасть на эту программу». В эссе я хочу увидеть у ребят искренность и понимание своего выбора. Осознанность. Программа предусматривает лекции по микробиологии от специалистов разных направлений этой науки. Здесь предполагается и экология микроорганизмов, и биотехнология, и генная инженерия, и вирусология… Изюминка программы – практика, практика, практика. Самостоятельная практическая работа в настоящих лабораториях. В белых халатах, шапочках, со стерильными инструментами – каждый день, три недели. Это существенно поднимет уровень представлений школьников о профессии микробиолога. Школьникам, которые хотят стать микробиологами и привнести свой вклад в науку, нужно всегда помнить о том, что настоящая наука не терпит притянутых за уши данных. Можно ошибаться, даже много раз, прежде чем получить результат, но если ты его получил, он должен быть честным. Проверенным.

– Какие ожидания от программы?

– Хотелось бы с помощью программы интересующимся наукой ребятам дать возможность поработать как настоящим ученым. Знания, которые они получат, можно применить и в олимпиадной подготовке старшеклассников, и в выполнении научных проектов. И самое главное – база, на которой они смогут основываться в студенчестве, сразу вставая на стезю исследователя. Хотелось бы, чтобы они не теряли связь друг с другом и с авторами программы. В свою очередь, мы с удовольствием готовы предоставить им возможность выполнять научные исследования вместе со студентами на базе университетских лабораторий. 

Регистрация на смену продлена до 30 апреля. Чтобы стать участником профильной программы по экологии «Современные аспекты микробиологии: теория и практика» необходимо зарегистрироваться здесь. В профильной программе могут участвовать школьники, окончившие 8-9 классы. Также к участию могут быть допущены учащиеся, окончившие 7 класс, прошедшие отбор по программе 8 класса. Более подробную информацию о профильной программе вы можете прочитать здесь. По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу rcnauka@utalents.ru.

Светлана Кириллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов