Знакомство с Университетом Талантов может в положительную сторону повлиять на каждого человека, приходит ли он сюда в качестве участника различных проектов или становится студентом. Наставники тоже не исключение. Они становятся главными идейными вдохновителями для ребят и в то же время развиваются сами. Марина Мунина, доцент, кандидат экономических наук кафедры экономики инновационного производства чистопольского филиала «Восток» КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева, наставник Университета Талантов, пришла сюда по приглашению коллеги и поняла, что наставничество – это ее.
Мы поговорили об активных методах преподавания, проведении тренингов для чистопольских ребят и ее нововведениях в сфере наставничества.
В 2015 году моя коллега, Альфия Заббарова, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс» Университета Талантов, предложила пройти обучение по направлению «Тренинг-класс» и стать наставником Университета Талантов. Нам преподавали Светлана Осинцева, руководитель направления по развитию руководителей «Яндекс. Маркет», и Мария Гитал, бизнес-тренер, эксперт-практик в области корпоративного обучения и личностного развития. Для меня они – очень крутые наставники и тренеры.
Я – человек, не воспринимающий обычные стандарты. Меня интересуют активные методики преподавания. Поэтому всегда стремлюсь разнообразить обучение студентов. Пройдя в Университете Талантов курс «Управление продюсированием талантов», я приобрела новые методики по работе с молодежью. Я считаю, что ребятам игровые методы более интересны, в этом случае они запоминают больше информации. И есть большая вероятность, что они будут использовать на практике полученные знания. Тренинг-класс Университета Талантов – новая площадка по развитию молодежи, практикующая инновационные методы.
Полученные в Университете Талантов знания активно применяю на практике. Например, использую фасилитацию, рефлексию, игровые методы, упражнения-энерджайзеры для активизации аудитории или для снятия напряжения в ней. По возможности лекционный материал я перерабатываю с учетом новых знаний. Таким образом, даю знания обучающимся, но в то же время хочу, чтобы они смогли и поиграть, расслабиться и усвоить материал.
С 2015 года мы проводим тренинги для школьников и студентов в чистопольском филиале КНИТУ-КАИ. Все знают о существовании такой площадки для развития талантов молодежи, ребята и школы сами к нам обращаются. После завершения тренинга ребята остаются в восторге, потому что с ними редко где занимаются в таком формате. Как правило, школа работает по шаблону – она готовит к ЕГЭ. Когда молодежь приходит на тренинги, они убеждаются, что можно получать знания по-другому. Кроме того, понимают, что компетенции,которые они развивают, пригодятся им в жизни.
Находясь в семье, дети воспринимают традиции, порядок через мир родителей. Не каждый родитель может правильно направить ребенка, чтобы он в будущем смог реализовать себя, и развить в нем личные качества, которые необходимы в современном мире. Порой даже сами родители не знают, что будет дальше, у них нет стратегического видения как в профессиональных организациях вроде Университета Талантов. Поэтому наставничество важно для формирования навыков, чтобы ребята были уверены в себе и могли достигнуть поставленных целей.
Идеальный наставник – тот, который помогает, вдохновляет, мотивирует и не говорит «ты не должен делать так, сделай вот так». Нужно уметь слушать и слышать молодежь, понимать её и поддерживать. Эффективные люди – это счастливые люди, которые реализуют себя в любимой работе. Именно они профессионалы своего дела. Я стремлюсь к этим качествам. Считаю, что нет предела к совершенству. На определенных жизненных этапах у меня были отдельные люди, ситуации, советы, которые помогали, поэтому не могу выделить конкретно одного человека как своего наставника. Моя сфера деятельности связана с образованием, поэтому у меня был опыт наставничества по сопровождению дипломной работы, бизнес-планов и внутривузовских олимпиад студентов.
В филиале нашего вуза я ответственна за летние практики студентов у трех курсов. Летом 2019 года я организовала экскурсии на предприятия Чистополя для студентов вуза. Чтобы экскурсии были более эффективными, студенты заполняли чек-листы, информацию для которых они узнавали непосредственно у специалистов предприятия. Цель – познакомить ребят с предприятием, производимой продукцией, принципами и форматами работы. У них появляется возможность не просто увидеть производственные процессы воочию, но и провести сравнительный анализ предприятий. Таким образом, они могут понять, что каждая организация уникальна по-своему. При заполнении чек-листов студенты пишут краткую информацию о предприятии (отрасль, наличие системы менеджмента качества на предприятии, сфера и процессы работы). С каждым последующим курсом обучения в него добавляется все больше информации. Например, на третьем курсе студенту уже нужно сделать анализ имеющегося оборудования. Когда использую эти приемы при обучении, у ребят повышается интерес и появляется осознанность к учебе.
Одна моя студентка заочного обучения сомневалась в себе и обратилась ко мне за советом. Все мои ответы были мотивирующие на действия, я пыталась поддержать ее, что нужно действовать сейчас. Спустя несколько месяцев она написала, что благодаря моей мотивации она решилась на то, к чему не могла сделать первый шаг в течение долгих лет, и сейчас у нее все отлично. Я очень радуюсь, если могу помочь кому-то, как наставник.
Я благодарна Университету Талантов, моим коллегам и тем людям, которые все это создают. Ведь Университет Талантов – это площадка, которая развивает молодежь. Здесь используются все передовые технологии, которые пока не применяются широко. Мы, как наставники, нашли здесь союзников, соратников, единомышленников. Здесь собрались все те, кто находится на одной волне, с кем вместе движемся к цели.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов