Поддержка наставников – одна из мер государственной поддержки, реализуемая Университетом Талантов, этим занимается Открытое сообщество наставников. Его участники помогают молодым людям раскрыть свой потенциал, выявить зоны роста и направить свои ресурсы на эффективную работу. Чтобы каждый наставник умел находить подход к студенту и работать над индивидуальным планом развития, в Университете Талантов реализуется курс «Управление продюсированием талантов». Он включает в себя специализированное обучение наставников, которое состоит из четырех уровней: стартовый модуль, базовый модуль, профильное обучение и факультативы второго уровня. В конце каждого модуля участники проходят сертификацию.
Базовый модуль содержит всю информацию, которая необходима для развития внутри системы сопровождения одаренной и талантливой молодежи по концепции «Перспектива», а также базовые навыки наставников.
17 и 18 января в Резиденции креативных индустрий «Штаб» прошли заключительные занятия базового модуля для наставников, которые провела руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова. В них участвовали 18 педагогов и студентов педагогических учебных заведений из Казани, Заинска, Арска и Альметьевска. Участники знакомились с методами и техниками модерации и фасилитации, составляли собственный индивидуальный план развития для дальнейшего обучения в профильных программах.
В первый день обучающей программы будущие наставники Университета Талантов определили значение терминов «модерация» и «фасилитация». Модерация – совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решения. Фасилитация – профессиональная организация процесса групповой работы направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Также участники выделили цели модерации: обмен опытом, выявление и изучение вопросов, поиск новых решений, подведение итогов, решение конфликтных ситуаций, развитие открытых коммуникаций, согласование позиций разных сторон, и определили принципиальные отличия модератора и фасилитатора:
– модератор ведет группу на двух уровнях – смысловом и организационном, фасилитатор же только организует работу группы;
– модератор влияет на принятие группового решения, например, при помощи наводящих вопросов, фасилитатор не влияет на решение группы;
– модератор собирает ответы аудитории в заранее придуманной визуальной форме, фасилитатор лишь озвучивает и фиксирует вопросы и ответы;
– модератор – часть группы, фасилитатор – внешний консультант;
– модератор – эксперт в тематике решаемых группой вопросов, фасилитатор может не знать предметную область обсуждения.
Затем участники модуля освоили несколько технологий создания новых решений:
- «Открытое пространство»
Здесь определяется только общая тема, после чего участникам дается возможность самим предложить вопросы для обсуждения. Обозначив конкретный вопрос, один из участников берет на себя ответственность за проведение мозгового штурма и доведение его результатов до остальных участников мероприятия. Пространство полностью открыто: все свободны в выборе темы для обсуждения.
- «Линия времени»
Здесь необходимо обозначит условную линию времени, например, длительность проекта. Затем участники выше и ниже линии закрепляют позитивные и негативные события, которые произошли за время выполнения проекта. После чего нужно найти положительные стороны в негативных событиях и переосмыслить всю ситуацию.
- «Мировое кафе»
Участники делятся на несколько групп, одновременно в каждой из них проводятся мозговые штурмы. Затем за столом остается один участник, а остальные члены команды перемещаются на другой стол и дополняют идеи своих предшественников. В конце один участник рассказывает о всех предложенных идеях и решениях остальным.
- «Поиск будущего»
Группа идет от обсуждения прошлого через анализ настоящего к современному будущему. Так вырабатывается сценарий будущего, после чего участники переходят к составлению конкретных планов.
- «Кейс-клуб»
Здесь берется конкретная проблема, кейс, которая выносится на обсуждение группе.
Второй день наставники начали с практики техники модерации «Линия времени» и расписали конкретный план действий модератора.
– приветствие;
– постановка вопросов для обсуждения;
– определение темы;
– обработка темы;
– ориентация на результат;
– окончание.
Затем они обсудили важность создания индивидуального плана развития и 5 этапов работы над ним: формирование целей развития, планирование развития, согласование целей и плана развития, реализация плана развития, оценка результатов развития. Также участники познакомились со структурой сопровождения студентов Университета Талантов, изучили трек наставника и больше узнали о мерах государственной поддержки.
В заключение занятия руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова, рассказала о требованиях к сертификации:
- Прохождение всех занятий;
- Решение кейса «Олимпиада наставников»;
- Регистрация в Открытом сообществе;
- Выполнение домашнего задания;
- Выполнение тестирование;
- Защита индивидуальной траектории развития наставника;
- Собеседование.
В индивидуальном плане развития участники программы должны указать свою цель, которую они ставят для себя как наставника, и планируемые действия для ее достижения.
При успешном прохождении сертификации по итогам базового модуля курса «Управление продюсированием талантов» будущий наставник выбирает свой профиль: наставник-тренер soft skills, наставник проектной деятельности, наставник карьерной навигации, наставник родительского образования, и продолжит обучение.
Дарья Тюрина, студентка 4 курса Казанского педагогического колледжа по специальности «Прикладная информатика»:
– Об Университете Талантов я узнала не так давно, студентов нашего колледжа пригласили принять участие в масштабном IT-конкурсе «Цифровой прорыв» в роли тьюторов. Мне стало это интересно: я планирую в будущем много работать с людьми в качестве психолога, поэтому мне важно уметь находить подход к каждому. После «Цифрового прорыва» меня и еще несколько ребят пригласили пройти обучение для наставников. Я узнала, как работать с аудиторией, теперь у меня есть пошаговый план действий. Это ценные знания, уверена, что они пригодятся в будущем. Также я научилась составлять индивидуальный план развития и прорабатывать цели, что может хорошо повлиять на эффективность моей работы.
Наталия Сотникова, учитель начальных классов школы №3 (г. Заинск):
– Хочу отметить, что любой опыт, любая практика – всегда полезно. В Университете Талантов нам показывают форматы обучения, которые отвечают современным вызовам. Сейчас в обучении требуется больше интерактива, игровые форматы позволяют современным детям лучше усвоить материал, а в Университете Талантов есть отличные примеры применения таких форматов. В педагогике я уже 30 лет, на базовом модуле помимо новых знаний я еще освежила и старые. Мне очень понравился метод Уолта Диснея, потому что каждый может примерить на себя разные роли: креативщика, реализатора или критика и понять, где ему комфортнее и в чем он преуспевает.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов