Молодые наставники Университета Талантов – талантливые и амбициозные люди, которые не только набираются опыта в наставничестве и ведут своих наставляемых к успеху, но и сами являются ярким примером того, как найти профессию по душе, поставить правильные цели и достигать успехов по направлению к своей мечте.
Сегодня мы хотим рассказать о Руслане Нуриеве, координаторе Открытого сообщества наставников. Он ведет в Университете Талантов курс «Управление и продюсированием талантов» (КУПТ), учится в аспирантуре Казанского федерального университета и пишет диссертацию, в составе региональных тренеров реализует Программу по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее» (ПАО «Сбербанк») в Республике Татарстан и хочет продолжать заниматься наукой. В свои 25 лет он один из самых востребованных наставников Университета Талантов.
Руслан рассказал нам о своем профессиональном росте, целях в жизни и преимуществах молодого наставника.
До Университета Талантов я не понимал, что такое наставничество. Пока сам не станешь наставником и не начнешь работать с молодежью, общаться с другими наставниками, трудно понять суть наставничества. Все нужно познавать через практику. В марте 2015 года я увидел объявление о наборе стажеров в Университет Талантов. В то время я учился на 3 курсе Института международных отношений по специальности «История», работал руководителем технической группы своего университета, искал новые возможности для раскрытия своего потенциала. После знакомства с деятельностью Университета Талантов и его направлениями меня заинтересовало направление «Партнерская сеть и территориальное взаимодействие». Окончательные точки над и расставила Молодежная школа талантов 2015 года, где я работал тьютором. Это мероприятие было и сложным, и очень познавательным.
Я прошел все ступени направления «Партнерская сеть и территориальное взаимодействие», работая на различных должностях. Сначала был стажером-волонтером направления, работал координатором, потом стал руководителем этого направления. Я работал с информационными базами, предприятиями, школами, муниципальными органами власти, организовывал мероприятия республиканского и федерального уровней. Попробовав все, я понял, что хочу заниматься другим. Желание работать с людьми и стать преподавателем в вузе сподвигло меня прийти в сообщество наставников. Я хотел ближе познакомиться с наставничеством и поэтому прошел базовый модуль, образовательную программу «Тренер надпредметных компетенций», а также обучение по карьерной навигации и игропрактике. В январе этого года начал вести КУПТ. Главная моя работа связана с организацией образовательного процесса. Мы проводим четырехуровневое обучение наставников: стартовый модуль, базовый модуль, профильное обучение и пост профильные мастер-классы по интересующей тематике. Я собираю людей, образовательную программу и контент, помогаю упаковать продукт.
После вступления в Открытое сообщество наставников я приблизился к своей профессии. Здесь я получаю новые форматы преподавания, общения, ведения занятий, технологий, которые можно будет использовать в дальнейшем. В Университете Талантов вырабатывается умение работать в условиях высокой неопределенности и многозадачности. Это отличная площадка для людей с высокой мотивацией и желанием приобрести опыт. Ты можешь попробовать, ошибиться, проанализировать и попробовать вновь. И так до тех пор, пока ты не добьешься желаемого результата. Главное – видеть для себя мотивацию.
Наставничество – это умение коммуницировать с другим человеком, умение его выслушать. Думаю, что сегодня этого многим не хватает. Когда наставник проводит глубинное интервью, он применяет методы фасилитации, навыки активного слушания, задает открытые вопросы, и молодой человек в процессе ответов на них слышит сам себя и начинает задумываться о себе, пробует посмотреть на себя по-новому. Наставничество – это как про раскрытие наставляемого, так и про раскрытие себя. Хороший наставник – это тот, кто умеет слушать и слышать, замотивировать, задать правильные вопросы, помогает найти ресурсы для реализации твоей цели, направить тебя. Наставник должен обладать видением контекста, системности, за это я очень благодарен своему историческому образованию. Результат наставника – это результат наставляемого. Если получилось достичь цели, которую поставил наставляемый, то наставнику удалось качественно проделать свою работу. В дальнейшем я планирую развиваться в этой сфере, получать новые инструменты, которые помогут студентам в самореализации. Стать идеалом в сфере наставничества – не достижимая цель, а цель, к которой ты можешь приблизиться на протяжении всего пути.
Молодой человек может достичь чего-то в одиночку без наставника, но тут многое зависит от его мотивации. Наставник не делает что-то за него, а лишь направляет. Наставник – это как амортизаторы у велосипеда. Когда ты «едешь» с ним, у тебя посадка мягче. При встрече с жизненными трудностями ты можешь к нему обратиться за советом, он может направить тебя и подсказать.
Молодым наставником быть и трудно, и легко одновременно. Трудность – в отсутствии большого жизненного опыта. С другой стороны, мне проще работать с ребятами, я в чем-то больше понимаю молодежь – субкультуры, сленг, тренды. В нашей работе есть большое преимущество: наставляемый также транслирует знания наставнику, у него есть интересные мысли, которые нужно услышать, понять и принять. Мои наставляемые дают мне вдохновение для работы. Сейчас я уже не представляю, как я раньше работал без общения со студентами. Я наставляю 10 человек, с кем-то мы встречаемся дважды в месяц, с кем-то – чуть реже. Мы работаем по определенной технологии: диагностика компетенций, постановка цели, составление индивидуального плана развития.
Индивидуальный план развития – это пазл, у которого много составляющих. Причем это не конечный пазл, туда постоянно добавляются еще новые детали. Глубинное интервью – первый этап составления ИПР. После ответов на специальные вопросы мы понимаем запросы студента, желаемую сферу его развития. Во время глубинного интервью студент и наставник понимают, насколько комфортно им вместе работать. Следующий этап – диагностика компетенций, где идет обсуждение сильных сторон и зон роста. Позже мы начинаем работу непосредственно над ИПР, говорим о цели студента, формулируем цель по технологии SMART, проверяем ее на экологичность, противоречие или, наоборот, непротиворечие внутренним убеждениям студента. Потом обсуждаем процесс достижения цели: рассматриваем ресурсы школы, вуза или Университета Талантов, ресурсы самого студента и ставим цели на год.
У меня есть долгосрочная цель – защитить диссертацию. Я пишу работу на тему «Экономика вооружения как фактор научной модернизации военно-промышленного комплекса СССР: Особые конструкторские бюро в 1929–1953 годах»: изучаю деятельность технической интеллигенции, которые совершали научные открытия в закрытых учреждениях, будучи осужденными. У меня есть статья в научном журнале из перечня, рекомендованного Высшей аттестационной комиссией России. Вскоре планирую опубликовать вторую. Скоро начнется педагогическая практика в вузе. Я бы хотел поработать в медианаправлении, чтобы создавать видеолекции, уже будучи преподавателем. Если я к 2022 году смогу защитить диссертацию, то это будет здорово.
В этом году я участвую в Программе по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В августе этого года Министерство образования и науки РТ подписало соглашение с этим фондом. Университет Талантов как оператор проекта провел отбор тренеров, куда вошел и я. Мы прошли эффективное обучение в Москве. Тематика Программы пересекается со смыслом Университетом Талантов. Главная цель проекта – создание в школах и детских садах личностно-развивающей образовательной среды. В дальнейшем мы будем работать с директорами школ, руководителями детских садов. В рамках программы я работаю над тренерским проектом «Эпоха мотивации».
Среди своих наставников я могу отметить многих людей. Мой научный руководитель Диляра Миркасымовна Усманова – классный преподаватель, профессионал широкого профиля, понимающий человек, ее система ценностей близка мне. Мое обучение в аспирантуре – во многом ее заслуга. Дарья Медякова – мой первый наставник в Университете Талантов, она научила меня работать с партнерами, организациями, помогла погрузиться в мир Университета Талантов. Лилия Николаевна Орлова – человек, который ввел меня в сферу наставничества. Мы с ней до сих пор советуемся, она всегда открыта, готова помочь, подсказать. Работоспособность и достижение результатов Адели Ахметовой, руководителя программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями, – это пример человека, который занимается любимым делом. Большой пример для подражания для меня – Айдар Фаритович Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов. И очень здорово, что есть такие люди, которые видят в своем деле большую ценность и посвящают ему значительную часть своего времени.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов