DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Ольга Антипина: «Я не планирую будущее студента, я работаю так, чтобы он чувствовал профессиональную и человеческую поддержку»

Ольга Антипина: «Я не планирую будущее студента, я работаю так, чтобы он чувствовал профессиональную и человеческую поддержку»

Наставники Университета Талантов преуспевают в разных сферах деятельности и на своем примере показывают студентам и побуждают молодого человека к развитию его потенциала, оказывают поддержку на пути профессионального выбора, помогают проводить анализ результатов своей деятельности, определять достигнутый уровень и круг ближайших задач. 

Регалий наставника Ольги Антипиной настолько много, что сложно их уместить в одно предложение. Она доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами КНИТУ-КАИ, психолог Лицея-инженерного центра (г. Казань), наставник-эксперт Университета Талантов, ведущий специалист Центра профтестирования КНИТУ-КАИ и куратор «Студенческой психологической лаборатории» КНИТУ-КАИ.

Мы поговорили с ней о профессиональной самореализации молодежи, родительском образовании и проведении исследовательской работы.

Большой стаж работы помогает мне алгоритмизировать деятельность в разных сферах. Удается комбинировать некоторые виды работы, совмещать один модуль в другой. И тогда все работает на результат. Огромное значение, как бы банально это ни звучало, имеет семья – спокойный и безопасный тыл, который помогает двигаться вперед, поддержка коллег-наставников. Сообщество наставников и экспертов – среда, откуда я черпаю вдохновение. Встречи с наставниками пронизаны теплом, личными симпатиями, взаимоотношениями, где чувствуешь, что это люди, дышащие с тобой в одном ритме.

Работая в сфере «человек-человек», важно понимать: то, чем ты делишься, важно для другого человека. Знать, что твоя работа востребована. Это помогает продвигаться в саморазвитии, становится ресурсом вдохновения. Чистая физика – обмен энергией.

Сегодня я наставник для шести студентов Университета Талантов. Четко ограничила круг своих студентов. Если взять больше, то фокус внимания к личности уходит. Был  период, когда нужно было вести 12 дипломных работ одновременно. Это очень сложно. Планировать встречи со студентами Университета Талантов просто  – с ребятами из вузов Казани мы встречаемся в КАИ после занятий и работаем в тихой, комфортной обстановке на кафедре. С ребятами из районов по скайпу либо по приезде в Казань там же. Обычное общение идет через мессенджеры.

Я не планирую будущее за студента, я делаю так, чтобы он чувствовал профессиональную и человеческую поддержку. Моя главная функция – быть для студента зеркалом. Увидеть себя, свои сильные стороны и зоны роста – тут нужна смелость с его стороны, важны доверие и искренность. Я слушаю, задаю вопросы, ситуация становится понятной, а значит управляемой. Решения принимает сам студент, и в этом отношении он абсолютно автономен. Как наставник я нахожусь рядом, наблюдаю, как протекает процесс. Мне важно, чтобы в этот момент человек был в ресурсе, в контакте с собой. 

Как наставник я использую технологии, которым мы обучились на образовательных модулях Университета Талантов. Это составление индивидуального плана развития, постановка цели по SMART, использование квадрата Декарта, колеса баланса, коучинговые технологии. Так студент может построить свой личный и профессиональный трек, увидеть перспективы и зоны роста. Узнать, как максимально полно использовать и куда «инвестировать» свои таланты.

Человеку важно не просто работать, а реализоваться в профессии, чувствовать удовлетворение от процесса и радость от результата. Такая позиция запускает поиск возможностей, пробуждает интерес к тенденциям науки и техники, творческий подход к процессу поиска «своей профессии». Сегодня сложно заинтересовать подростка из «надо» или «ты должен». Стоит пробовать черпать ресурсы из внутреннего «я хочу» и «мне интересно» студента, показывать горизонты возможностей, самому быть примером.

Тема мотивации молодежи сложная. Цитата внутри одной из египетских пирамид гласит, что нынешняя молодежь не хочет работать, не чтит богов, старших, хочет только развлекаться и так далее. Переживание по поводу морального облика молодежи и большего по сравнению со вчерашним нежелания что-либо делать – это тоже один из традиционных социальных механизмов передачи опыта. Интересно, что в нынешний исторический момент это утверждение наиболее далеко от истины. Искренне убеждена, что нынешнее поколение молодежи – лучшее из когда-либо существовавших. Мы не знаем, каким будет мир, где им предстоит жить и реализоваться. Отсутствие мотивации может стать прекрасным и очень актуальным свойством для того поколения, которому предстоит жить в экономике пост-дефицита и, возможно, пост-труда. Отсутствие такой мотивации будет социальным преимуществом, потому что человеку будет нужна мотивация иного типа: мотивация к самореализации, к проявлению своей уникальности, того, что не сможет заменить робот. В этом-то и помогает наставник.

Мои студенты достигают своих целей благодаря наставничеству. Сюмбель Валиахметова из пгт. Рыбная Слобода, девушка с чудесными задатками, очень активная и вдумчивая. Теперь она четко определилась с выбором своего направления в будущем. Сюмбель эмоциональная и очень целеустремленная. Это две взаимоисключающие стороны, которые восхитительно смотрятся и помогают ей достигать поставленных целей. Она хочет посвятить себя педагогической работе. Поэтому наше взаимодействие особенно ценно. Я полезна ей и как наставник, и как эксперт. Она определилась с направлением подготовки и учебным заведением, а у меня есть возможность показать ей дополнительные программы развития по ее профилю. Она четко видит свой вектор движения на ближайшие пять лет, уверенно идет вперед.

Другой студент – Роман Персов. Он поступил на химический факультет КНИТУ (КХТИ). У него широкая натура, много увлечений, еще больше достижений. Посвятить себя конкретно чему-то одному для Романа было равносильно трагедии. Выбор – сложная  штука: все равно придется от чего-то отказаться. Потом оказалось, что эти разные сферы можно совмещать – развивать параллельно ряд направлений. Он движется по выстроенному треку, не исключая ни одного возможного варианта развития событий. 

Я веду занятия для родителей в Лаборатории родительского образования Университета Талантов. Это очень правильная идея. Когда вы хотите водить машину, вы учитесь для получения прав, сдаете экзамены, а ребенок устроен сложнее, чем автомобиль. Родителю важно знать о возможностях развития на каждом этапе становления ребенка, не торопить, сохранять спокойствие, владеть собой в сложных ситуациях, самому быть эмоционально зрелой личностью. Информацию о социальном мире, профессиях ребенок получает от воспитателей, учителей и родителей. Стандартная диагностика по определению школьной зрелости, которую я провожу регулярно, содержит вопрос «Кем работают твои родители?». Анализируя свой опыт работы более чем с 200 ребят, могу подытожить, что 69% не могут назвать место работы ни одного из родителей, 17% знают место работы одного родителя, 12% называют место работы обоих, 2% называют места работы родителей, бабушек и дедушек. Тут есть над чем подумать. Лаборатория родительского образования – уникальная структура, где родитель получает конкретную информацию, может овладеть наставническими технологиями. У нас активные, думающие и ищущие родители. Они задают много вопросов, их интересуют детали, продолжения, ссылки. Это позиция активного, заинтересованного в своем ребенке родителя.

Мне важно понять, при каких условиях родитель может стать эффективным наставником. Исследование задумывалось как возможность ответа на вопрос о поиске эффективных инструментов родительского образования. В рамках пилотного этапа эксперимента использовался опрос. Респондентами стали учителя, родители, школьники 6–11 классов. Им предложили ответить на один закрытый вопрос «Родитель – эффективный наставник?». «Сырые» данные свидетельствуют о понимании родителями собственной роли, ее ресурсов для реализации позиции наставника. В целом 81% принимает положительное решение в вопросе о роли родителя в эффективном наставничестве. Только 5% опрошенных родителей не готовы взять на себя эту роль по отношению к собственному ребенку. Что касается детей, тут мнения ребят средней и старшей школы разделились. Дети средней школы не готовы рассматривать родителя в качестве наставника. Это в целом обусловлено возрастными особенностями. Подростковый кризис и стремление отделиться, почувствовать независимость, получить достижения и признание «на стороне», без родительской поддержки. Ученики старшей школы с уважением и любовью отзываются о родителях и уже готовы принять их мнение в качестве решающего при выборе дальнейшего жизненного пути, выбора профессии. Роль родителя как наставника относительно жизненных ценностей вновь актуальна.

Университет Талантов дает мощный стимул. Работая в сообществе наставников, развиваешься стремительно. Это реальные возможности, главное, самому проявлять активность. Безусловно, это огромное количество и качество экспертов, с которыми мне посчастливилось взаимодействовать. Мероприятия Университета Талантов, конференции, семинары, форумы, обучающие модули помогают расширить кругозор, находить единомышленников, реализовывать проекты, о которых раньше даже не мечтали.

Как наставник я хочу, чтобы мои студенты развивались гармонично, понимали, что идут своим уникальным путем, ловили вдохновение от процесса. Достижения – безусловно здорово. Есть такая фраза: «Наставник ведет от неудачи к неудаче, не теряя оптимизма». Невероятно, но при таком подходе траектория личностного развития идет вверх. Кажется, ты что-то делаешь каждый день, и это рутина, а оглядываясь назад, понимаешь, что двигаешься. Важно, чтобы у студента получалось следовать намеченной цели, чувствовать, что он сам управляет собственной жизнью, держит руку на пульсе, развивается в соответствии с тем, что важно для него. Верю, что при таком раскладе достижения и грандиозные победы неизбежны!  

Мне повезло, что рядом есть люди, на которых можно равняться и у которых есть чему учиться. Главный наставник… сложно сказать, думаю, что это мама. «Все, что ни делается, все к лучшему», говорит она, если что-то идет не по плану. Верю, что любая ситуация, даже сложная, это не проблема, а некий этап, который важно пройти, чтобы  двигаться дальше. Ведь он был для чего-то необходим.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов