В республике большое внимание уделяется выявлению потенциала у молодых людей, их развитию, поддержке, и дальнейшей профессиональной самореализации. Образование ‒ это инвестиция в будущее и в человеческий капитал, которая приведет к успеху не только молодого специалиста, но и положительно повлияет на экономическое развитие республики. Главное предоставить молодежи возможности для эффективного развития. Поэтому Университет Талантов постоянно модернизирует и дорабатывает систему сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.
13 сентября в образовательно-оздоровительном центре «Дуслык» прошла партнерская конференция Университета Талантов. В ней приняли участие представители ведущих предприятий республики: Ак Барс Банк, Группа компаний «Современные технологии», ООО «Якласс», ООО ТПП «Малый бизнес» (ЦМИТ «Перспектива«), ЦМИТ «Авиатор» г. Казани, и образовательных учреждений, в числе которых Казанский национальный технический исследовательский университет А.Н. Туполева ‒ КАИ, нижнекамский филиал Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова», Альметьевский государственный нефтяной институт, Казанский энергетический колледж, Комплексный центр социального обслуживания населения «Центр милосердия» Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Арском муниципальном районе, Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей Актанышского муниципального района Республики Татарстан и другие. Цель встречи ‒ разработка и дополнение экосистемы развития талантов в Республике Татарстан, а также налаживание связей между предприятиями и образовательными площадками для дальнейшего эффективного сотрудничества.
Одна из актуальных задач Университета Талантов ‒ это формирование сообщества партнеров, которое разделяет общие цели и готово трудиться на результат, отмечает Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов. В начале сессии участникам было предложено определить понятие «экосистема». Эксперты разделились на микрокоманды, каждая из которых предложила свой тезис: экосистема ‒ это совокупность условий ориентированных на поиск и раскрытие потенциала детей и молодежи, другие считают, что экосистема ‒ это комплекс мероприятий направленных на поддержку и развитие талантов или же, экосистема ‒ это взаимодействие всех институтов общества, объединенных общей целью ‒ развитие потенциала человека.
Экосистема Университета Талантов состоит из трех компонентов:
- субъекты
- пространство
- «правила и суть игры»
‒ Субъекты ‒ дети и молодёжь от 12 до 30 лет, которые являются победителями и призерами международных, всероссийских и республиканских соревнований, входящих в Республиканский реестр конкурсных мероприятий, педагоги и наставники из различных сфер деятельности, родители, ведущие компании и предприниматели.
‒ Пространство ‒ компонент включает в себя овладение лучшими знаниями и компетенциям, раскрытие потенциала через знание и понимание своих сильных сторон и зон роста или развития, позитивную практику применения своего потенциала и компетенций, рефлексивную позицию по отношению к себе и окружающему миру.
‒ «Правила и суть игры» ‒ сопровождение до профессиональной самореализации, трудоустройства.
Главной задачей экосистемы развития является развитие гармоничной личности, которая способна решать сложные задачи и осознанно принимать решения о своем дальнейшем развитии. Одна из первоочередных целей в процессе развития довести молодого человека до трудоустройства.
Для Татарстана очень важно развивать и популяризировать сотрудничество между предприятиями и образовательными площадками. Молодые люди не всегда знают о возможностях, которые им предоставляет республика по прохождению практик и стажировок с высокой вероятностью дальнейшего трудоустройства. Партнерское взаимодействие поможет решить эту задачу: даст выпускникам возможность работать на ведущем предприятии республики, а предприятия, в свою очередь, получат высококвалифицированные кадры.
Руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова рассказала о студенческом треке Университета Талантов и привела пример работы в рамках партнерского соглашения ‒ кейс, реализованный совместно с Малым университетом Казанского федерального университета:
‒ У каждого студента Университета Талантов появилась возможность заниматься с преподавателями Казанского федерального университета, под их руководством разрабатывать проекты, писать научно-исследовательские работы. Полученные результаты молодые люди будут представлять на конференции Н.И. Лобачевского. Таким образом, у ребят будет пополняться портфолио и будет больше шансов поступить в вуз своей мечты. Также параллельно с занятиями студенты смогут посещать тренинги по развитию компетенций.
Далее выступила руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов Разина Нигматуллина. Она рассказала о Научно-экспертном совете (НЭС) ‒ органе общественно-профессиональной экспертизы госпрограммы, в котором состоят ведущие эксперты, ученые, руководители, грантодатели, наставники занимающиеся вопросом развития талантливой молодежи в республике. НЭС выстраивает взаимодействие представителей из различных сфер, что позволяет разработать наиболее эффективные программы развития.
Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов обратил внимание коллег на то, что необходимо развивать проектное творчество и работать наставникам с ребятами, у которых есть идеи и уже готовые разработки. Об образе наставника и Открытом сообществе наставников участникам сессии рассказала Крестина Полевая, заместитель декана Факультета наставников Университета Талантов. Она отметила, что наставник должен быть старше 23 лет, с высшим образованием в сферах науки, социального творчества, предпринимательства, техники, культуры и искусства, спорта. Наставник Университета Талантов должен обладать следующими компетенциями: фасилитатор, модератор, диагност, руководитель проекта, тренер надпредметных компетенций, наставник проектного управления, профессиональный менеджер, продюсер, наставник родительского образования, координатор программы на предприятии. Потенциальные наставники Университета Талантов сначала проходят собеседование, затем получают личное приглашение, после чего начинается профильное обучение, по итогу прохождения профильного обучения наставников собеседует Исполнительная дирекция Университета Талантов. После чего наставник вступает в Открытое сообщество наставников. Сообщество наставников объединяет педагогов, преподавателей и специалистов по работе с одаренными детьми и талантливой молодежи всей республики. Члены сообщества наставников обсуждают актуальные вопросы развития и образования, делятся своим личным опытом с другими и рассказывают об эффективных практиках работы с молодежью.
Заключительным этапом сессии стал открытый диалог, нетворкинг в формате мирового кафе, где участники обсудили дальнейшие шаги к общей цели.
‒ Мы нашли с коллегами те стыковки и точки пересечения, которые способствуют эффективному сотрудничеству. Сейчас разработанный формат мы будем упаковывать. Если предприятия готовы работать с молодежью, то мы в свою очередь готовы на основе этого составить индивидуальный план развития студента в рамках профпроб, стажировок и практик. Сегодняшняя встреча и решения принятые в ходе нее будут преобразованы в конкретные действия для наставников, молодежи и партнеров, ‒ поделился итогами партнерской сессии Айдар Акмалов.
В завершении участники отметили, что получили хорошую возможность пообщаться с коллегами, найти точки соприкосновения предприятий с образовательными организациями и и готовы к сотрудничеству.
Радик Зайнуллин, директор центра довузовского образования Казанского государственного энергетического университета, рассказал о пользе проведения подобных мероприятий:
‒ На сессию я приехал с целью поиска партнеров и возможных точек соприкосновения с разными подразделениями. я уже нашел для себя пути взаимодействия. Я задумался о том, что необходима специальная площадка, где заинтересованных молодых людей будут информировать о проходящих конференциях, конкурсах и олимпиадах. Часто слышу от молодых людей, что они и не знали о проходящем конкурсе, например нашего университета, поэтому надо решать этот вопрос. А еще есть, несколько сопряженная идея с предыдущей, мы с коллегами планируем выстроить работу по привлечению школьников к федеральным олимпиадам, которые проводятся на базе Казанского государственного энергетического университета. Победители и призеры получат преимущество при поступлении в вузы.
Зухра Зиганшина, руководитель совместной магистерской программы Казанского федерального университета и Университета Талантов «Управление проектом в сфере социального предпринимательства»:
‒ Мы активно сотрудничаем с Университетом Талантов, поэтому такие сессии нам необходимы уже для определения единого механизма работы. Нам важно понимать, что представляет собой экосистема развития талантов, так как мы являемся частью этой системы. Университет Талантов выделил нам субсидию на два года, теперь софинансирует обучение наших магистров. Наши магистры также будут каждый семестр проходить диагностику, выявлять сильные стороны и зоны роста, а уже на основе этого будет разработана индивидуальная траектория развития для каждого из них.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов