Сегодня предприятиям республики требуются высококвалифицированные работники среднего и высшего профессионального уровня. Тесная работа с молодыми людьми позволяет выявить молодых талантов, способных работать с проектами и применять этот опыт для решения задач конкретных организаций. С этой целью на Молодежной школе талантов ежегодно проводится профориентационный день, в котором принимают участие представители различных предприятий Татарстана. Среди предприятий, представленных на МШТ в 2019 году, было и ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».
«Татнефтехиминвест-холдинг» – это координационно-экспертный центр, определяющий стратегию развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан. Основная деятельность компании связана с формированием инвестиционной, инновационной, экологической и социальной политики нефтегазохимического комплекса, организацией взаимодействия предприятий комплекса, развитием внутриреспубликанской кооперации, повышением предпринимательской активности малого отраслевого бизнеса.
Главная цель центра – сбор на одной площадке предприятий нефтедобычи, нефтепереработки, химической отрасли, производство резино пластмассовых изделий, а также решение их общей проблемы для развития отрасли и сохранения конкурентных позиций на рынке.
Мы поговорили с Ольгой Якимовой, главным специалистом отдела экономического анализа ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», о компетенциях будущего, необходимых кадрах для предприятий и наставничестве на предприятиях.
– Какие кадры необходимы сегодня в вашей деятельности?
– Мы координируем работу нефтегазохимической отрасли республики и основные вызовы, стоящие перед нами,– повышение производительности труда и цифровизации производства. Поэтому нам нужны кадры, которые смогут обеспечить переход к индустрии 4.0, развить новые направления – производство новых материалов и технологий. Еще один вызов для нас – тренд на экологичность и здоровый образ жизни, с этой целью и вторичная переработка полимерных продуктов. И под все эти направления необходимы кадры. Сегодня чувствуется большой дефицит инженерных кадров, кадров высоких технологий на стыке с IT-сферой. Наше предприятие выступает координатором, мы помогаем предприятиям решать их проблемы. Знаем, что у них есть вопросы, в том числе и по кадрам.
– Какие компетенции необходимы для специалиста будущего?
– Самый важный навык – умение подстраиваться под быстро меняющийся мир. Необходимо набирать те навыки, которые ты сможешь применять в разных отраслях и трансформировать. Надпредметные компетенции, которые преподаются в Университете Талантов, безусловно, важны. Умение работать с информацией, проектно мыслить как в профессии, так и в жизни, лидерство, командность – все это актуально. На нашем предприятии особо востребованы такие навыки, как видение и лидерство, когнитивность. Ведь мы прогнозируем развитие отраслей нефтедобычи, нефтепереработки, химической отрасли, производства резиновых изделий.
– Что необходимо сделать для выявления одаренной молодежи?
– Предприятиям нужно проводить форумы, начинать тесно работать со школами, средне специальными профессиональными организациями, вузами. На таких площадках будут выявляться таланты, способные работать с проектами, которые в последующем можно реализовывать на предприятиях. Особенно хороша площадка Молодежной школы талантов Университета Талантов. Именно здесь проводятся проектные работы, ребята вовлекаются в решение кейсов предприятий, получают представление о конкретной отрасли. Таким образом, они включаются в решение задач различных организаций.
– Каким образом вуз и школа могут помочь профессионально саморазвиваться ребенку?
– На мой взгляд, учителя должны быть в курсе всех трендов, чтобы правильно направлять молодежь со школьной скамьи и стать наставниками проектной деятельности. Здорово, если будет выстроен диалог между школой и вузом. Преподавателям необходимо сотрудничать с учителями, вузам – с предприятиями. Должна быть разработана сетка взаимодействия сотрудничества единства – школы-вуза-предприятия.
– Важно ли наставничество на предприятии?
– Да. Оно необходимо для того, чтобы показывать направления развития, возможности карьерной реализации в Татарстане. Так как многие ребята не знают о предоставленных им возможностях. Например, на нашем предприятии наставнические практики используются в работе со студентами в рамках прохождения практики. Молодые люди приходят к нам, мы предоставляем им актуальные для предприятия задачи, они решают задачи под нашим кураторством. Например, выполняют анализ основных видов продукции нефтехимической отрасли, по которому мы уже видим зоны роста для повышения качества продукции. Что касается молодых специалистов, уже работающих на предприятии, то в этом случае наши специалисты вводят их в курс работы. Определенной системы наставничества на предприятии пока нет. Эта задача решается на человеческом уровне.
– Какую роль в развитии школьника и студента играет индивидуальная образовательная траектория?
– Каждый должен построить свой путь, осознать свое направление. Если ты составляешь план, то четко видишь, куда тебе нужно идти. Для каждого молодого человека это важно.
– Какие мероприятия, кроме выставок, экскурсий, профпроб, смогут помочь самореализоваться молодежи на предприятии?
– Нужно вовлекать ребят в работу с вузами, научными учреждениями, предприятиями, чтобы они могли себя зарекомендовать, и был доступ к современным научным центрам, предприятиям. Например, КНИТУ (КХТИ) в прошлом году проводили хакатон в Менделеевске, где ребята решали задачи предприятий, где предлагали очень интересные идеи.
– Как нужно выстраивать взаимодействие между системой образования и производством, чтобы выявление талантов вышло на новый уровень?
– Необходимо тиражировать практики, которые используются сейчас. К примеру, проектные лаборатории на площадке МШТ.
– Какой самый главный тренд образования будущего?
– Изменение форматов: переход от классического – к тренинговым площадкам, где будет использование командное решение задач.
– Как можно привлекать и удерживать молодых специалистов на предприятии?
– Молодежи сегодня важен удобный график работы, ни в коем случае ни авторитарный режим, нужно уметь понимать позицию молодого человека, где-то уступать, а где-то давать возможности развиваться. Необходимо выбрать больше партнерский, нежели административный подход.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов