Мир постоянно меняется и становится все более динамичным, поэтому и мы должны идти в ногу со временем и быть «проактивными», как однажды сказал Стивен Кови. Чтобы всегда думать наперед и не бояться незамедлительно принимать решения, человек должен видеть перед собой все возможности, которые предоставляет современный рынок труда, знать о профессиях будущего и развивать навыки, которые пригодятся сегодня и завтра.
Сориентироваться в мире возможностей и выстроить траекторию карьерного, профессионального, личностного роста молодому человеку может помочь наставник карьерной навигации. Он знакомит молодых людей с трендами и перспективами в сфере их профессиональных интересов, а также направляет в ведущие компании и институты развития. Особенность карьерной навигации состоит в том, что современной талантливой молодежи недостаточно карьерного консультирования или стандартной профориентации. Важно уметь находить особый подход к каждому ребенку, знать возрастную психологию, владеть инструментами и методами консультирования. Все эти знания были заложены в основу образовательной программы «Компетенции наставника в системе обучения и воспитания одаренных детей и творческой молодежи», в которой приняли участие более 20 наставников Университета Талантов. 23 июня для них состоялся экзамен по модулю «Наставник карьерной навигации и продюсирования».
Анна Прокопьева, наставник Университета Талантов, специалист Центра по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи (г. Набережные Челны), рассказала, что изучили участники образовательной программы:
– Наставники познакомились с технологией карьерного роста. Они разобрали понятие «карьера», его виды, модели карьерного роста, темпы продвижения по карьерной лестнице. Также они подробнее узнали о различных кризисах карьерного роста, которые возникают с 14 лет, что важно для понимания, каким образом наставники могут быть полезны наставляемому в этот период.
Модуль позволил наставникам более подробно разобрать две фазы поиска работы. Пассивная фаза – это сбор информации о вакансиях, написание резюме, его рассылка, в то время как активная фаза – подготовка к собеседованию, его прохождение и выдача обратной связи работодателю, от которого соискатель не принял предложение. В связи с этим участники подробно изучили технологию написания резюме, его отличия от CV – жизнеописания, а также узнали, как писать сопроводительное письмо и в чем его важность. Вдобавок они освоили этапы подготовки к собеседованию: какие вопросы стоит задавать потенциальному работодателю и как отвечать на его вопросы.
Для прохождения экзамена по модулю «Наставник карьерной навигации и продюсирования» участники разделились на 6 групп, за каждой из которых был закреплен эксперт. В числе экспертов были представлены: Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» (г. Казань), Светлана Туктамышева, эксперт Университета Талантов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (г. Набережные Челны), Диана Валиуллина, координатор по работе с молодежью Университета Талантов (г. Казань), Анна Прокопьева, наставник Университета Талантов, специалист Центра по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи (г. Набережные Челны), Аделя Ахметова, руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов (г. Казань), Руслан Нуриев, координатор Открытого сообщества наставников (г. Казань).
Светлана Туктамышева рассказала об особенностях экзамена по модулю «Наставник карьерной навигации и продюсирования»:
– Этот модуль включал в себя весь опыт, наработанный в направлении карьерной навигации в рамках реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015–2021 годы», а также дополнительные темы, разработанные нами как преподавателями курса. Мы понимали, что структура экзамена не может быть классической, это должен быть интерактив, который даст очень много пользы участникам и в процессе прохождения экзамена. По обратной связи мы видим, что этот формат оказался очень эффективным. Наставники говорят, что у них сложилась полная картина из полученного материала. К тому же благодаря работе в малых группах они услышали друг от друга что-то новое и полезное.
Первый этап включал в себя теоретические вопросы. Участникам необходимо было ответить, что такое индивидуальный план развития (ИПР), из каких блоков он состоит, для чего он нужен. Также наставники письменно рассказали, что такое команда и карьерная навигация, описали компетенции фасилитатора, обозначили сферы и профессии, которые будут востребованы в будущем, и назвали 5 принципов Милтона Эриксона.
Вторым этапом стало составление ИПР для конкретного смоделированного случая с уже заданной целью. Наставники составили содержание блоков ИПР студента, внесли комментарии и корректировки по целеполаганию, составили план с учетом мер государственной поддержки для талантливой и одаренной молодежи, представили логически выстроенный график десяти первых встреч наставника и студента, а также выявили возможные риски и ограничения по реализации ИПР.
Третий этап представлял собой импровизированную живую встречу наставника со студентом, в роли которого выступали эксперты. Наставники прописали план встречи и провели фрагмент очной встречи.
По итогу трех этапов экзамена наставники получили обратную связь от экспертов. Результаты экзаменов будут известны после их обработки. Уже 24 июня все участники отправились на базовый модуль для студентов Университета Талантов для проработки своих навыков.
Наталья Тома, учитель обществознания и истории, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 1 (п. Высокая Гора):
– В сообщество наставников я пришла в апреле 2018 года, после чего и мои коллеги заинтересовались Университетом Талантов. Теперь 11 учителей Высокогорского района тоже являются его наставниками. По второму образованию я психолог, поэтому всегда хотела начать вести тренинги, но моих знаний на тот момент было недостаточно. С приходом в Университет Талантов мы начали прокачивать свои навыки и надпредметные компетенции, за что огромное спасибо всей команде Университета Талантов, в частности, координатору сетевого проекта «Тренинг-класс» Татьяне Зариповой и эксперту Университета Талантов Светлане Осинцевой. Я научилась вести эффективные тренинги и уже применяю полученные знания на практике. В школе у меня есть кружок, где я провожу различные тренинги, и ко мне стали приходить дети из других классов, которые тоже очень хотят участвовать. Я вижу заинтересованность в глазах детей, это очень мотивирует. Некоторые наши ученики стали студентами Университета Талантов, что не может не радовать, так как Университет Талантов – это эффективный институт развития.
Венера Фазуллина, социальный педагог-психолог Политехнического лицея № 182 (г. Казань):
– Экзамен стал завершающим этапом третьего блока нашего обучения. По итогу я получила новые инструменты для работы и новые подходы. Также я познакомилась с возможностями госпрограммы, что очень важно, так как возможности, действительно, огромные. Мы изучили психологические и возрастные особенности поведения человека, и эти знания уже дали свои плоды. У нас в школе есть способный, умный мальчик из социально незащищенной категории детей, и в нем есть огромный потенциал. Вместе с ним и его опекуном мы разработали ему индивидуальный план развития, куда включили посещение различных мероприятий технической направленности, так как его очень привлекает эта сфера. Первое мероприятие в его списке – это фестиваль идей и технологий Rukami, который уже состоялся. Ему безумно понравилось, после этого у него появилось множество идей по своим разработкам. Этот ребенок изменился в общении, стал более открытый и инициативный. Сейчас мы с ним готовимся к Проектной олимпиаде. У учеников есть запрос на составление ИПР, и многие подходят ко мне с этим вопросом. Наблюдая это, хочется работать.
Стать частью сообщества наставников Университета Талантов, пройти образовательные модули и начать сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи Татарстана можно через портал Университета Талантов. Для этого необходимо заполнить заявку и ответить на предложенные вопросы, которые раскрывают мотивацию, интерес и опыт наставника. Затем при успешном решении наставнического кейса потенциальный наставник получает возможность пройти бесплатное обучение.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов