Чтобы стать хорошим наставником, необходимо в первую очередь уметь слушать и слышать, видеть, в каком направлении необходимо развиваться наставляемому и каких горизонтов он может достичь. Эти качества развивает в себе Гульнара Рузиева, наставник Университета Талантов, учитель английского языка школы № 1 (г. Азнакаево). Приглашение стать частью сообщества наставников она получила летом 2018 года, когда ее сыну Амиру Хафизову представилась возможность приехать на Молодежную школу талантов.
Героиня рубрики «Лица Университета Талантов» рассказала нам, каким должен быть наставник и что ее вдохновляет при работе с детьми.
Кто-то боится перемен, а я люблю их и стремлюсь к ним. Я всегда открыта к чему-то новому. Познакомившись на МШТ с талантливыми людьми, я настолько вдохновилась, что теперь рвусь на любое мероприятие, хочу посетить каждое событие, быть в курсе всего, что происходит в Университете Талантов. Чтобы студент к тебе тянулся и прислушивался, необходимо быть в тренде. Нужно быть интересным и компетентным во многих вопросах. Для этого нужно работать над собой: учиться, развиваться, много читать. В качестве наставника я участвовала в МШТ, в профильных школах, А-форуме и других мероприятиях. Все они помогают лучше узнать талантливых детей, оттачивать мастерство взаимодействия с ними. Так как мы проходим образовательные модули, я получила огромный набор инструментов и практик, которые помогают мне в работе с наставляемыми.
В первую очередь наставник должен обладать чуткостью, «просчитывать ходы и выходы», открывать горизонты, раскрывать своего наставляемого. Он должен быть честным. Как только ты откроешься перед своим наставляемым, он откроется перед тобой. Все честно. Очень часто в разговоре ребята перестают бояться говорить о многих вещах. Они выбирают наставника по зову сердца и на вопрос «А нужен ли тебе наставник?» отвечают «Да, конечно, именно вы мне и были нужны. Именно вы открыли мне глаза на то, чего я никогда себе не представлял».
Мне нравится работать с детьми и видеть их горящие глаза. Наверное, я сейчас сама такая же. Хочется все досконально изучить, чтобы потом, когда я почувствую себя суперпрофессионалом, видеть реальные успехи. Студенты говорят мне, что я направила их, у них появляются новые достижения. Но я не считаю это своими заслугами и всегда ставлю планку выше. Даже если у меня будут несколько наставляемых, которые в итоге получат дипломы международного уровня, будут успешно трудоустроены и самореализованы, то и тогда я, может быть, все равно не буду удовлетворена результатом, потому что всегда есть куда стремиться. К тому же самой тоже не надо стоять на месте, нужно развиваться и быть на одном уровне со своими студентами.
Университет Талантов необходим, чтобы ребенок поверил в себя. Чтобы он смог реализовать себя в профессии, ведь есть очень много талантливых детей, которые успешны в каком-то направлении, но им сложно коммуницировать с ровесниками, преподавателями. Тому, как развить свои сильные стороны и перевести свои минусы в плюсы, как раз учат в Университете Талантов. Самому ребенку порой бывает сложно это сделать. Как наставник, я постоянно на связи со своими насталяемыми, в курсе их проблем, интересов, успехов и знаю, как идет их продвижение к своей цели.
Наставник – это тот человек, который тебя подпитывает, помогает увидеть свой талант, реализовать и раскрыть его. Идейный вдохновитель всегда должен быть. Бывают такие моменты, когда ты чувствуешь, что тебя не понимают и ты истощаешься внутренне. В свое время наставником для меня был мой дедушка. Сейчас это моя подруга Юлия и руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова. Порой я очень жалею, что во время моей молодости не было Университета Талантов. Здесь я чувствую себя на своем месте. Очень ценно, что люди, окружающие меня в Университете Талантов, открыты, искренни и всегда готовы помочь. Я рада, что и у моего сына, и у других студентов Университета Таланов есть такие возможности для самореализации.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов