Профессия тьютора появилась в России относительно недавно. Ее особенность заключается в том, что тьюторы не учат и не ставят оценки, а сопровождают в индивидуальной образовательной программе и создают благоприятную для развития среду вокруг ребенка.
В Университете Талантов созданы все условия для самореализации молодых людей, которые хотят заниматься тьюторским сопровождением, ведь эти навыки могут быть полезны не только в пределах одного мероприятия, но и пригодятся в жизни. Руслан Шаймарданов, тьютор Университета Талантов, студент 4 курса факультета математики и информатики Набережночелнинского государственного педагогического университета и преподаватель по робототехнике в частной школе «J-Get» (г. Набережные Челны), убежден, что тьюторство дает общение с людьми, которое может полностью перевернуть мировоззрение и привнести новый опыт.
Руслан рассказал нам о роли тьютора, работе педагога и планах на будущее.
Когда я принял участие в проекте «Кадры будущего для регионов», меня заинтересовало тьюторство. Первый раз в этой роли я попробовал себя на Молодежной школе талантов в прошлом году. Мне хотелось больше общаться с людьми, открывать для себя что-то новое и интересное. Такой опыт мне пришелся по вкусу, ведь каждый человек в твоей жизни дает тебе новые знания, и я открыт для всего этого. Помогая другим и наставляя их, я и сам чему-то учусь. Также Университет Талантов дает мне возможность учиться у лучших педагогов и экспертов республики.
Я считаю, что тьютор выступает в роли старшего товарища, друга. С тьютором можно обсудить те темы, которые ребята не готовы рассказывать учителям по причине боязни непонимания или банального стеснения. Тьютор помогает разобраться с вопросами, касающимися не только образовательного процесса, но и с жизненными ситуациями. С ребятами я делюсь своим опытом, на основе которого они уже делают собственные выводы. Я помогаю им разобраться в себе и направить их энергию на плодотворную работу.
Сейчас я учусь в университете на педагогическом факультете. Можно сказать, что это и некая тьюторская практика. Мне стало проще понимать молодых ребят, находить с ними общий язык. Также я перенимаю опыт уже состоявшихся педагогов, которые с нами работают. Я научился применять на практике компетенции фасилитатора, настраивать работу группы на достижение конкретной цели. Повысился не только мой уровень знаний, но и стрессоустойчивость,что очень важно в моей будущей профессии. На мероприятиях Университета Талантов ребята относятся ко мне уважительно, ведь они понимают, что мы работаем в единой, большой команде. Вместе нам легче развиваться, именно взаимодействие с обществом дает тот самый эффективный результат. Студенты ценят усилие каждого, это видно по их отношению к рабочему процессу и к тем людям, которые создают все условия для развития молодых, но уже очень талантливых людей.
Моя первостепенная цель связана с педагогикой. В скором времени буду поступать в магистратуру по направлению «Педагогический менеджмент», после окончания вуза буду идти к должности директора школы, а дальше уже хочу развиваться в сфере управлении образования. Может быть, работать в Министерстве науки и образования РТ. Для достижения своих целей я работаю над собой, в этом деле мне как раз помогает Университет Талантов.
У меня есть наставник, который еще со школьных времен помогает мне на моем пути. Когда я учился в лицее № 79 в Набережных Челнах, к каждому классу был закреплен свой воспитатель или, другими словами, тьютор-наставник. У меня был воспитатель Айнур Линарович Хусаинов, который и поныне своим примером помогает мне становиться лучше и двигаться вперед. Он также является наставником Университета Талантов, и в своей деятельности я ориентируюсь на него.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов