Среди наставников Университета Талантов есть не только учителя и преподаватели, но и представители других профессий. Героиня нашего интервью показывает на своем собственном примере, что для успешной наставнической деятельности не обязательно иметь диплом педагога или кардинально менять профессию: по образованию Юлия Сивова – юрист и уже 11 лет работает в агентстве недвижимости «Синергия Реалити», а с 2018 года она еще и наставник Университета Талантов. Мы поговорили с ней о том, что побудило ее стать наставником, как бороться с эмоциональным выгоранием и почему с детьми работать интереснее, чем со взрослыми людьми.
С Университетом Талантов я знакома с июля 2018 года. Узнала о нем впервые еще года два назад: на просторах интернета нашла информацию и заинтересовалась этой организацией, мне сразу запомнилось название. Сейчас я нахожу таланты, помогаю им найти свое предназначение и вдохновляю заниматься тем, что они любят. У своего коллеги я увидела пост об ознакомительном тренинге для наставников на Молодежной школе талантов (МШТ). На тот момент мне хотелось чего-то нового и расширения границ привычного. Тогда я поняла, что мне нужно там быть.
Моя основная профессия не связана с преподавательской деятельностью. С детьми я не работала ранее, моя целевая аудитория – взрослые люди. Когда попала в наставничество, то поняла, что мне очень интересно работать с детьми, поскольку получается взаимный энергообмен. Есть знания и коучинговые инструменты, которые я могу им передать. Моя мама Галина Николаевна Сивова – учитель начальных классов. Возможно, любовь к работе с детьми проявилась на генетическом уровне. С ними легче и интереснее работать, потому что для меня это новая и неизведанная область. У взрослых есть очень много сформированных убеждений, психологических установок, которые сложнее «выкорчевывать». Дети слышат тебя, у них нет четких убеждений: они больше сфокусированы на своих способностях и талантах.
На МШТ отношения с наставляемыми складывались очень динамично: даже хотелось побольше времени для общения. Благодаря коучинговым инструментам, которые мы используем в наставничестве, результат всегда достигается тот, который запрашивает сам студент. Во время обратной связи я поняла, что дети достигли определенных целей: определились с профессией, например. За свою жизнь я накопила очень много контактов профессионалов своего дела из различных областей – это одно из моих достижений. Я могу передать это детям в форме социального капитала.
Мои наставляемые поразили меня своей глубиной и осознанностью. Они точно понимают, что они хотят и как они это сделают. Своей готовностью кардинально поменять жизнь и шагнуть, казалось бы, в неизвестное, а на самом деле – на дорогу осознания своего «Я». На Республиканском форуме «Открытие талантов» мне интересно было посмотреть, как ребята взаимодействуют с представителями компаний на выставке возможностей «Мой Татарстан. Мой талант». Ценность в том, что они могут задать вопросы непосредственно работникам и сразу получить ответы.
Знания, полученные в Университете Талантов, это инструменты коммуникации, и они очень помогают мне в жизни. Самый важный капитал – социальный, поэтому для меня наиболее важны партнерские долгосрочные отношения. В Университете Талантов создана благоприятная среда для поддержки таких отношений.
Важно не навязывать свое мнение и опыт: у ребенка свой путь и свои таланты. При помощи соответствующих инструментов нужно задавать наводящие вопросы: ребенок сам придет к ответу. Я точно уверена, что каждый рождается талантливым, и при наличии комфортной среды все складывается удачно. В обычной школе состояние среды зависит от учителей, от того, как они преподносят материал. В наставничестве нужно быть не только профессиональным тренером, но и обладать открытым сознанием, уметь выстраивать доверительные отношения.
Наставнику в начале пути могут помешать внутренние страхи. Если ты четко понимаешь, что передаешь определенную ценность для ребенка, то все будет хорошо. Могут быть сложности с тайм-менеджментом: у всех нас, кроме работы, есть еще и личная жизнь. Нужно четко обозначить, сколько детей я могу довести до результата без ущерба для себя.
Эмоциональное выгорание – это «звоночек», что где-то ты про себя забыл. В этом случае надо назначать свидание самому себе. Заниматься любимыми делами, помимо работы: гулять в лесу, кататься на лыжах, плавать. Твоя работа также должна приносить тебе удовольствие и вдохновлять. Меня в моей работе вдохновляют люди, их горящие глаза, которые говорят о том, что они готовы познавать этот мир. Я постоянно учусь у более опытных наставников Университета Талантов – профессиональных педагогов.
Всегда и во всем меня поддерживает моя мама. Советов она давала мало, за это я ей и благодарна. Она доверяла любому моему нелепому выбору – это самая ценная поддержка. Она понимает и принимает, что это моя жизнь. Еще меня вдохновляют Ирина Хакамада и Тина Канделаки – они сильные, яркие лидеры и наставники. Я бы очень хотела, чтобы лет 15 назад существовала такая организация, как Университет Талантов, чтобы с раннего возраста получить поддержку наставника, который бы меня направлял.
Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов