Создание условий для выявления и развития одаренных детей и реализации их потенциала – одна из приоритетных задач Татарстана. Для решения этой задачи в республике проводится комплекс мероприятий и предоставляются меры поддержки, например, был создан реестр конкурсных мероприятий, благодаря которому ведется база одаренных детей и талантливой молодежи. В реестр входят олимпиады и конкурсы по шести тематическим категориям, в том числе по культуре и искусству. Привлечение и приобщение к искусству одаренных детей необходимо для их всестороннего развития и воспитания в них духовно-нравственных качеств.
На Всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» Владимир Алексеевич Аносов, балетмейстер, хореограф-постановщик, режиссер по пластике театра Романа Виктюка (г. Москва), провел для участников конференции мастер-класс на тему «Человек культуры в искусстве». Мы поговорили с ним о том, как искусство влияет на человека, какую роль культура играет в воспитании одаренных детей, а также о среде, в которой должен развиваться ребенок.
– Что для Вас есть искусство? Как оно влияет на человека?
– Для меня с одной стороны – это ремесло, а с другой стороны оно является высказыванием, когда с помощью музыки, сценической работы либо живописи мы стараемся что-то сказать, донести до общества – преподнести какую-либо идею, поделиться своей мыслью или задать вопрос «зрителям» для размышления. Искусство может повлиять на человека точно так же, как и книга. Мы все умеем читать, но смысл книги и ее концепт у каждого человека свой и зависит только от его индивидуальных характеристик. Приводя этот пример, я хочу сказать, что люди должны понимать культуру и искусство, ведь это один из языков, который связывает поколения между собой не болтовней, а глобальными вещами, и поднимает вопросы «что такое человек и зачем он?». Эти вопросы актуальны и по сей день. Можно даже провести параллель между театром или реальной жизнью. Не могу не процитировать довольно известные строчки Пьера де Ронсара: «Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой!».
– На что необходимо обращать особое внимание при воспитании одаренных детей?
– Во-первых, конечно же, на культуру. Именно она способствует вежливости человека, его умению выбираться из трудных ситуаций без возникновения конфликта. Кроме того, она влияет на восприятие окружающего мира. Во-вторых, родители не должны противопоставляться своим детям, а наоборот, расти вместе с ними, понимать и их, и жизнь в целом.
– Какой должна быть среда, в которой растет и развивается одаренный ребенок?
– Среда играет важнейшую роль при развитии ребенка. В этой среде ребенок общается с социумом, обменивается опытом и мыслями, что способствует его развитию. Также среда обращает внимание ребенка на настоящие ценности, помогает понимать их и воспринимать. Важно задуматься, ведь разве мы родились только для того, чтобы деньги зарабатывать, или для чего-то еще? Чтобы просто быть вежливыми или для чего-то более глобального?
– Как помочь одаренным детям реализовать себя в искусстве?
– В искусстве театра это сложно, ведь дело театра с социальной точки зрения очень рискованное. Нужно ли ему заниматься театром? Уверен ли он в том, что сможет на этом построить свою жизнь? Скорее всего, можно оценить потенциал ребенка посредством наставников, у которых есть опыт. Они должны донести до молодого человека, что на пути к своей цели нужно будет преодолевать препятствия. Если эти дети уже занимаются каким-либо видом искусства, например, танцем или театром, то они уже профориентированы и знают или хотя бы предполагают, куда им двигаться дальше. После этого им нужно дать техническую базу и начать выводить их на то, какую роль они занимают в социальной структуре с точки зрения культуры и вообще какова их роль в социуме.
Дарья Матвеева,
Медиалаборатория Университета Талантов