DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Дмитрий Шишкин: «Особенность космонавта в том, что он – вечный школьник»

Дмитрий Шишкин: «Особенность космонавта в том, что он – вечный школьник»

Чтобы быть востребованным в современных условиях рынка труда, необходимо выбирать профессии, которые и в будущем останутся перспективными. В Атласе новых профессий, созданном бизнес-школой «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, говорится о профессиях будущего, среди которых есть и специальности в области космонавтики – например, менеджер космотуризма, космобиолог и космогеолог.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» – одна из ключевых компаний, которая ведет деятельность в одноименной отрасли. Она активно участвует в выявлении и сопровождении талантов, интересующихся космосом. Мы поговорили с директором Департамента развития персонала и сопровождения проектов Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Шишкиным о престиже профессии космонавта, профориентационных проектах и компетенциях, необходимых для специалиста будущего.

– Дмитрий Александрович, в советское время каждый школьник мечтал стать космонавтом. Насколько интересуются этой тематикой современные учащиеся?

– Некоторое время назад интерес к мировой и отечественной космонавтике стал спадать. В последние годы был выпущен ряд научно-популярных фильмов, посвященных этой тематике  – «Салют-7», «Время первых». Ректор Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н. Э. Баумана Анатолий Александров утверждает, что после показа фильмов и ряда проектов интерес к специальностям космического профиля, по сравнению с 2016 годом, вырос втрое. Это вопрос не только возрождения мечты, но и прагматичного выбора своей профессии. Ведь молодой человек не просто хочет стать космонавтом, но и осознанно понимает причины своего выбора.

– Насколько востребована сегодня профессия космонавта? Большой ли конкурс?

– Конкурс значительный. На последний отбор были заявлены сотни людей, на выходе отобраны всего лишь 6 человек. Быть космонавтом – всегда престижно, знаково и востребовано. Это сложная, междисциплинарная профессия, где специалист, имея инженерный, полетный, исследовательский профиль, в дальнейшем приобретает мультикомпетенции. Космонавты – топовые инженеры мирового уровня, выполняющие сложнейшие инженерные задачи, задачи в области пилотирования, техники.

Мировая космонавтика развивается, в прошлом году мы отметили 20-летие Международной космической станции. В дальнейшем нас ожидают новые проекты, например, связанные с работой на планетах Солнечной системы, прежде всего лунная программа. Мировая космонавтика анонсирует возможность возвращения на Луну, долгосрочное пребывание там. Что касается отечественной космонавтики, она обладает большим опытом в области пилотирования. У нас уникальные компетенции с точки зрения обеспечения жизни на орбите и на других участках. Центр подготовки космонавтов – площадка, где готовят уникальных специалистов, признанная всеми ведущими странами космического клуба.

– Какие качества необходимы молодому человеку, чтобы покорить космос?

– Решимость, когнитивная гибкость, волевые качества, желание и умение постоянно развиваться и совершенствоваться. Особенность космонавта в том, что он – вечный школьник. Как только меняются профессия и требования, нужно приобретать новые компетенции. Масса случаев, когда космонавты решали задачи, не написанные в инструкции, все нужно решать здесь и сейчас. В космосе ты – сам себе спасатель, ученый и исследователь. Чтобы стать космонавтом, важно начать размышлять по поводу своей профессиональной судьбы как можно раньше; правильно инвестировать время; формировать свои активности – участвовать в WorldSkills в компетенциях, связанных с космонавтикой, исследовательских проектах, в практико-ориентированных мероприятиях.

– Куда должен обратиться молодой человек, желающий стать космонавтом?

– Такие сборы регулярно объявляет Центр подготовки космонавтов, где на последнем отборе требовались военные летчики, инженеры, пилоты, исследователи. МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский авиационный институт, Самарский государственный аэрокосмический университет, Амурский государственный институт готовят специалистов данного профиля. В принципе, конкретных ограничений по вузам нет. Если есть волевое желание, то можно развивать себя в этом направлении и с инженерным образованием.

– Какие мероприятия проводятся вашей компанией для привлечения и сопровождения талантливой молодежи в данной области?

– Три основных комплекса мероприятий – просветительская инфраструктура (музеи, планетарии, Центр космонавтики и авиации на ВДНХ в Москве), образовательные проекты (федеральная сеть детских технопарков «Кванториум», Образовательный центр «Сириус» и его профильные смены, аэрокосмические классы), комплекс просветительских мероприятий («Космофест» на космодроме «Восточный», «Космостарт» в Санкт-Петербурге).

Аэрокосмические классы – модель, которая будет масштабно запущена в этом году. Их задача – дать инструмент для развития аэрокосмического профиля любому директору школы. Это будет пакет методических материалов, куда входят образовательная программа, набор дополнительных образовательных программ (например, история авиации и космонавтики, небесная механика как дополнительные факультативы). В перспективе весь материал опубликуется на нашем официальном сайте. Связавшись с нашей компанией, можно будет начать эту работу в любом регионе. Обучение в аэрокосмическом классе включает в себя не только лекции, но и посещение предприятий, музеев. Проект можно внедрять с 5–6 класса. Если до 10 класса – будет больше просветительской составляющей с элементами образовательной программы, в дальнейшем – это предпрофессиональная подготовка для поступления в профильный вуз. Занятия будут идти в качестве дополнительного образования.

Ежегодно в «Сириусе» мы участвуем в организации профильной смены «Большие вызовы», которая включает в себя и космическое направление. Здесь проводится работа по нескольким проектам, приглашаются специалисты отрасля. Они ведут проектную работу с детьми в области фундаментальных исследований, пилотируемой космонавтики, создания образцов ракетно-космической техники, космического сервиса и услуг.

–  Берутся ли эти проекты за основу для дальнейшей деятельности?

– Да, такая задача поставлена и нашим генеральным директором Дмитрием Рогозиным. Проекты должны быть синхронизированы с той работой, которую ребята будут делать на предприятии в качестве молодых специалистов. Задача – начать движение с двух сторон – с ранга молодых специалистов и профориентационной работы, чтобы в результате мы наращивали компетенции молодого человека. Например, участник нашей профильной смены в «Сириусе», который в прошлом году представлял свой проект, сегодня уже работает в российской частной космической компании «Спутникс», которая сформировала спутниковую платформу. Этот молодой человек учится на базе профильного вуза, готовится развиваться в области пилотируемой космонавтики. Если ты себя проактивно проявил, возможно устроиться по профилю независимо от возраста. Ты сразу работаешь с профессионалами, учишься быть практико-ориентированным, приобретаешь опыт.

Сотрудничаете ли вы с вузами?

– Да, яркий пример этому – целевой набор – практика ежегодного формирования квот. Мы хотим, чтобы на целевой набор приходили ребята, имеющие отношение к отрасли. В профильные вузы можно поступить благодаря победам на олимпиадах, например олимпиада Национальной технологической инициативы, Всероссийская научно-инженерная олимпиада «Кванториада», также благодаря проектным работам молодых ученых, например, «Орбита молодых исследователей», «Школа молодого ученого».

Какие еще новые проекты ожидаются в сфере космонавтики?

– Мы думаем над такой практикой, как космический ГТО (физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» – прим. ред.). Если хочешь стать космонавтом, докажи это – проверь свою физическую силу, узнай, можешь ли ты быть космонавтом. Возможно, молодежь начнет подтягиваться к этой профессии, меньше сидеть у компьютера, следить за питанием.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов