Залогом развития таланта, по мнению многих, является особая среда, вдохновляющая ребенка и способствующая его развитию. Но не стоит забывать и о психологическом состоянии – оно может как побуждать к действиям, так и затормаживать их.
Но как отличить имитацию взрослого поведения от подлинной одаренности? Почему роль педагогики в наше время значительно возросла? Что нужно для развития талантов молодежи? На эти и многие другие вопросы ответила эксперт Университета Талантов, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва) Мария Евгеньевна Богоявленская.
– Что необходимо сделать для усовершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей в России и Татарстане?
– Какое-то время назад я участвовала в проектировании школы для одаренных детей в Актаныше, работала с педагогическим университетом в Набережных Челнах по системе развивающего обучения, поэтому знаю, что в Татарстане уже давно ведется эта работа. В первую очередь надо разобраться, что такое одаренные дети, потому что очень часто за одаренность мы принимаем проявления детей, которые нам кажутся нетипичными для их возраста, только потому, что они быстрее и точнее усваивают новые знания, в отличие от своих сверстников. Подлинно одаренный человек не боится проигрывать и рисковать, он входит в зону дискомфорта и неизвестности, где его успешность не может быть гарантирована. Чтобы развивать эту одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разном: чем больше различных сфер он затронет, тем больше шансов для определения жизненного пути. Так можно прийти к выводу, что ребенка, начиная с детского сада, нужно включать в различные исследовательские проекты, развивать Кванториумы, и это быстрее откроет ему мир и даст понимание, что он важен, нужен и способен на что-то в этой жизни.
– Какие уникальные методики поддержки талантливой молодежи существуют в России и Татарстане?
– Методика креативного поля была создана моей мамой Дианой Борисовной Богоявленской. Она моделирует познавательный процесс, который мы очень часто видим в системе обучения. При вхождении в любую новую область человек не должен бояться нарабатывать определенные навыки, ведь с помощью них у него растет чувство уверенности. Нельзя развивать мир и придумывать новые технологии, не освоив какие-то базовые вещи. Эту методику реализовать в массе невозможно, так как там сложная система принципов: один из них – если человек знает, на что направлена эта методика, то он будет внешне стимулирован и не проявит свою подлинную познавательную ценностную инициативу. В Татарстане меня привлекает то, что в республике не берут «на веру» какие-то технологии. Все, что я видела – это желание разобраться, критически к этому отнестись и соотнести с культурными традициями, и если это складывалось, то начинало работать. Примечательно, что очень много внимания уделяется социальным проектам, которые очень важны для человека.
– В своем докладе Вы сказали, что не принимаете такое словосочетание, как «человеческий капитал». Объясните, пожалуйста, почему.
– Капитал и капитализация – это процессы социально-экономического формата. Они относятся к социальным и общественным процессам, где теряется ценность и уникальность отдельного человека. Это законы, по которым живет общество, но при этом цели и смыслы существования жизни индивида размываются именно процессами человеческого общества. Мне как психологу важен конкретный человек и его человеческое самостояние. Так как человек – это существо сугубо общественное, то он несет в себе частичку этой общественной культуры. Именно это позволяет человеку, в отличие от животного, переделывать свою среду. Поэтому для психолога, педагога, родителя и просто человека другой человек самоценен. Отношение как к капиталу – это потребительское отношение, и правом использовать это словосочетание обладает государство.
– Какими компетенциями должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?
– Педагог должен понимать разновидность ролей и позиций отрасли своей профессии и их задачи. Кроме того, он должен развиваться в ней и понимать границы собственных возможностей, «зоны роста» и т.д. Очень важно, чтобы с детьми находился профессионал, обладающий определенными педагогическими компетенциями. Это минимальные вещи, одной из главных является знание возраста личности и его понимание.
Чтобы говорить, что я педагог по работе с одаренными детьми, нужно понять особенности и нюансы этой работы. Этот человек развивает в человеке потенциал к саморазвитию, а не к успешности. Такой педагог работает с вектором развития ребенка, где конечный итог – результат одаренного взрослого.
– На что необходимо обратить внимание при воспитании одаренных детей?
– Во-первых, уделить внимание развитию трудовой ответственности, так как одаренность не сложится без умения вкладываться в себя, а это всегда очень тяжелый труд. Во-вторых – на нравственный состав личности, потому что одаренность не может быть бездуховной и безнравственной. Поэтому чем больше будет художественно-эстетических составляющих в системе образования, тем с большей степенью можно сказать, что одаренные дети станут одаренными взрослыми.
– Для чего детям нужны наставники? Что самое важное в наставничестве?
– На конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» я как раз многому научилась от коллег, получила для себя ценный опыт и информацию. Например: в позиции наставника много градаций. У каждого своя роль и свой предмет в общей картине сопровождения ребенка. Для меня наставник – это человек, к которому ребенок на протяжении своих поисков может прислониться и присоединиться.
Дарья Матвеева,
Медиалаборатория Университета Талантов