DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Мария Богоявленская: «Чтобы развивать свою одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разных сферах»

Мария Богоявленская: «Чтобы развивать свою одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разных сферах»

Залогом развития таланта, по мнению многих, является особая среда, вдохновляющая ребенка и способствующая его развитию. Но не стоит забывать и о психологическом состоянии – оно может как побуждать к действиям, так и затормаживать их.

Но как отличить имитацию взрослого поведения от подлинной одаренности? Почему роль педагогики в наше время значительно возросла? Что нужно для развития талантов молодежи? На эти и многие другие вопросы ответила эксперт Университета Талантов, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва) Мария Евгеньевна Богоявленская.

Что необходимо сделать для усовершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей в России и Татарстане?

– Какое-то время назад я участвовала в проектировании школы для одаренных детей в Актаныше, работала с педагогическим университетом в Набережных Челнах по системе развивающего обучения, поэтому знаю, что в Татарстане уже давно ведется эта работа. В первую очередь надо разобраться, что такое одаренные дети, потому что очень часто за одаренность мы принимаем проявления детей, которые нам кажутся нетипичными для их возраста, только потому, что они быстрее и точнее усваивают новые знания, в отличие от своих сверстников. Подлинно одаренный человек не боится проигрывать и рисковать, он входит в зону дискомфорта и неизвестности, где его успешность не может быть гарантирована. Чтобы развивать эту одаренность, человек сначала должен попробовать себя в разном: чем больше различных сфер он затронет, тем больше шансов для определения жизненного пути. Так можно прийти к выводу, что ребенка, начиная с детского сада, нужно включать в различные исследовательские проекты, развивать Кванториумы, и это быстрее откроет ему мир и даст понимание, что он важен, нужен и способен на что-то в этой жизни.

– Какие уникальные методики поддержки талантливой молодежи существуют в России и Татарстане?

– Методика креативного поля была создана моей мамой Дианой Борисовной Богоявленской. Она моделирует познавательный процесс, который мы очень часто видим в системе обучения. При вхождении в любую новую область человек не должен бояться нарабатывать определенные навыки, ведь с помощью них у него растет чувство уверенности. Нельзя развивать мир и придумывать новые технологии, не освоив какие-то базовые вещи. Эту методику реализовать в массе невозможно, так как там сложная система принципов: один из них – если человек знает, на что направлена эта методика, то он будет внешне стимулирован и не проявит свою подлинную познавательную ценностную инициативу. В Татарстане меня привлекает то, что в республике не берут «на веру» какие-то технологии. Все, что я видела – это желание разобраться, критически к этому отнестись и соотнести с культурными традициями, и если это складывалось, то начинало работать. Примечательно, что очень много внимания уделяется социальным проектам, которые очень важны для человека.

– В своем докладе Вы сказали, что не принимаете такое словосочетание, как «человеческий капитал». Объясните, пожалуйста, почему.

– Капитал и капитализация – это процессы социально-экономического формата. Они относятся к социальным и общественным процессам, где теряется ценность и уникальность отдельного человека. Это законы, по которым живет общество, но при этом цели и смыслы существования жизни индивида размываются именно процессами человеческого общества. Мне как психологу важен конкретный человек и его человеческое самостояние. Так как человек – это существо сугубо общественное, то он несет в себе частичку этой общественной культуры. Именно это позволяет человеку, в отличие от животного, переделывать свою среду. Поэтому для психолога, педагога, родителя и просто человека другой человек самоценен. Отношение как к капиталу – это потребительское отношение, и правом использовать это словосочетание обладает государство.

– Какими компетенциями должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми?

– Педагог должен понимать разновидность ролей и позиций отрасли своей профессии и их задачи. Кроме того, он должен развиваться в ней и понимать границы собственных возможностей, «зоны роста» и т.д. Очень важно, чтобы с детьми находился профессионал, обладающий определенными педагогическими компетенциями. Это минимальные вещи, одной из главных является знание возраста личности и его понимание.

Чтобы говорить, что я педагог по работе с одаренными детьми, нужно понять особенности и нюансы этой работы. Этот человек развивает в человеке потенциал к саморазвитию, а не к успешности. Такой педагог работает с вектором развития ребенка, где конечный итог – результат одаренного взрослого.

– На что необходимо обратить внимание при воспитании одаренных детей?

– Во-первых, уделить внимание развитию трудовой ответственности, так как одаренность не сложится без умения вкладываться в себя, а это всегда очень тяжелый труд. Во-вторых – на нравственный состав личности, потому что одаренность не может быть бездуховной и безнравственной. Поэтому чем больше будет художественно-эстетических составляющих в системе образования, тем с большей степенью можно сказать, что одаренные дети станут одаренными взрослыми.

– Для чего детям нужны наставники? Что самое важное в наставничестве?

– На конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий» я как раз многому научилась от коллег, получила для себя ценный опыт и информацию. Например: в позиции наставника много градаций. У каждого своя роль и свой предмет в общей картине сопровождения ребенка. Для меня наставник – это человек, к которому ребенок на протяжении своих поисков может прислониться и присоединиться.                                                                                                                        

Дарья Матвеева,
Медиалаборатория Университета Талантов