DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
В Татарстане проводится мониторинг доступности мер государственной поддержки талантливой молодежи

В Татарстане проводится мониторинг доступности мер государственной поддержки талантливой молодежи

Мониторинг доступности мер поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан – комплекс мероприятий, направленный на анализ реализации госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Мониторинг позволяет определить состояние доступности мер господдержки, уровень вовлеченности родителей и наставников в развитие потенциала подрастающего поколения, а также создать эффективную республиканскую систему развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи.

Основная задача мониторинга: определить состояние доступности мер государственной поддержки и условий самореализации одаренных детей и молодежи в выбранных для мониторинга муниципальных районах республики и по Татарстану в целом. На основании полученных данных выявляется характеристика динамики показателей и разрабатываются рекомендации по их повышению.

В составе социологической группы, которая проводит мониторинг, три человека: кандидаты социологических наук Айгюль Зуфаровна Хурамшина и Лилия Зинуровна Фатхуллина, которые занимались обработкой и интерпретацией данных, и студент Казанского государственного энергетического университета Бахтияр Хурамшин, который занимался статистической обработкой. На очередном заседании Научно-экспертного совета, который состоялся 30 октября, кандидат социологических наук Айгюль Зуфаровна ознакомила экспертов с предварительными результатами мониторинга доступности мер государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи республики.

– Как проводится сбор данных для мониторинга?

– В предыдущие годы исследование мер поддержки проводилось по-разному: был поиск эффективной методики исследования. В 2017 и 2018 годах используется одна методика – социологический опрос в форме анкетирования с исходным списком вопросов. На 2019 год планируется провести схожее исследование с целью последующего выявления динамики показателей по годам.

Для сбора информации по доступности мер поддержки Университетом Талантов был выбран социологический инструментарий – анкетирование. Анкетирование проводится по трем категориям: среди детей и молодежи, наставников, родителей. Анкета состоит из 20 открытых вопросов для каждой категории. По результатам опросов составлены диаграммы как по Республике Татарстан в целом, так и по каждому из 45 муниципальных учреждений отдельно.

– Какие цели  у этого мониторинга?

– Социологический опрос направлен на выявление мнений у детей, наставников и родителей относительно существующих мер поддержки. Дети и молодежь приняли участие в опросе как непосредственные адресаты поддержки, родители и наставники – как принимающие деятельное участие в выявлении и развитии таланта ребенка, а также знающие актуальные задачи, которые необходимо решить в этой сфере. Мы выявили, что они подразумевают под понятием «меры поддержки» и как они их ощущают, а также собрали предложения по улучшению реализации госпрограммы. В рамках анкетирования респонденты могли отметить, что они хотели бы изменить и добавить в существующую систему.

– Что Вы можете сказать о предварительных результатах мониторинга?

– Дети предполагают, что в будущем будет востребовано личное качество  – ответственность. Родители и наставники не выделяют это как преимущество. Сравнительная диаграмма ответов на вопросы по реализации детей и молодежи в различных сферах показывает, что большинство наставников считает себя наставником в сфере образования, в этой же сфере дети реализуются меньше, чем наставники.

Мы видим ряд тенденций на этапе статистической обработки полученных данных. Например, во всех муниципальных образованиях республики спорт является одной из наиболее часто выбираемых сфер реализации таланта, но примерно четверть из выбравших планирует в будущем реализоваться в других направлениях деятельности. Аналогичная картина вырисовывается в сфере деятельности «образование». Также нужно отметить, что среди ответов о поддержке часто звучат варианты «администрация района», «управление образования», «Министерство образования и науки Республики Татарстан» и др.

– Где будут представлены итоговые результаты исследования и какие есть рекомендации по повышению доступности мер государственной поддержки?

– Осмысление статистического материала и выявление корреляционных связей позволит выявить моменты, которые необходимо усовершенствовать. Мы настроены обращать внимание и на выявление положительных сторон. Многие прикладные исследования сосредотачиваются на проблемах, забывая, что важно сохранить и продолжить положительные тенденции. Например, уже сейчас видно, что в Татарстане и дети, и их родители, и наставники ощущают на себе государственную поддержку и заботу о таланте. Проводимая в рамках госпрограммы работа до них доходит. Надо сохранить эту положительную тенденцию в реализации мер господдержки.

Итоги исследования будут предоставлены АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» и Министерству образования и науки Республики Татарстан. Отчет по проведенному опросу планируется представить на форуме «Открытие талантов» 2018.

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов