DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Что такое ментальная карта и как повысить свою мотивацию

Что такое ментальная карта и как повысить свою мотивацию

Заниматься любимым делом и достичь в этой сфере успеха – то, к чему стремятся многие. У каждого из нас есть мечта, которую мы хотим осуществить. Иногда люди имеют расплывчатое представление о своем желании, и им не хватает мотивации, чтобы последовательно идти к реализации своих целей.

Для успешного профессионального роста населения республики кабинет министров утвердил государственную программу «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2020 годы». Координатором госпрограммы является Министерство образования и науки РТ. Согласно этой программе профессиональные образовательные организации должны не только давать выпускнику профессиональные навыки и компетенции, но предоставлять возможность осознанно строить карьеру, получать дополнительное профессиональное обучение на всех этапах трудовой жизни.

Чтобы помочь молодым людям раскрыть свой потенциал и реализовать себя в карьере, у студентов Университета Талантов есть возможность пройти курс «Карьерная навигация», который состоит из трех модулей. Каждый модуль – развитие навыков, которые нужны для успешного профессионального роста:

  1. Целеполагание и мотивация
  2. Планирование и оценка результатов
  3. Рефлексия и возможности для развития

Студенты, которые пройдут все три модуля, примут участие в Большой деловой игре «Татарстан 2030: мои возможности и предложения для Татарстана».

С 27 по 28 октября Альметьевский государственный нефтяной институт стал площадкой для формирования целей и мотивации студентов Университета Талантов. 25 школьников из Альметьевска, Азнакаево, Бугульмы, Нурлата и Чистополя прошли обучение на первом модуле «Целеполагание и мотивация». Студентов сопровождали наставники Университета Талантов Надежда Жилина и Наталья Абрамова.

Во время обучения студенты Университета Талантов оценивают свои достижения с помощью балльно-рейтинговой системы: в личном кабинете на портале им начисляются баллы за выполнение домашних работ, а также проявление активности во время образовательного модуля. Первый модуль состоял из двух частей: командообразование и целеполагание. Студенты разделились на команды, определили лидеров и тех, кто отвечает за тайминг, настроение команды, логистику.

В первый день модуля студенты в составе трех команд стали работать с основными принципами целеполагания: постановкой цели на ближайшие 3 месяца, продумыванием действий для ее достижения и выявлением способов повышения мотивации. Молодые люди выполнили упражнение «Жизненные цели», в котором им нужно было ответить на вопросы «Чего я действительно хочу получить от своей жизни?», «Чему я бы хотел посвятить ближайшие 3 года?», «Чему бы я хотел посвятить ближайшие 6 месяцев?». После выполнения этого упражнения студенты искали других своих сверстников, с которыми у них совпали цели. Единомышленники советовали друг другу, как они могут развиваться дальше и что им необходимо сделать для достижения их целей. Через анализ целей своего партнера студенты понимали, что они могут улучшить в постановке своих целей и получили более четкое понимание того, чего они хотят добиться.

Чтобы научиться правильно формулировать цель, можно воспользоваться системой планирования SMART. По системе SMART цель должна быть:

– конкретной (что именно нужно получить)

– измеримой (оценить в единицах измерения желаний)

– согласованной (какой результат реально достигнут за это время, какие ресурсы и в каком количестве необходимы)

– реалистичной (насколько реально достижима эта цель и какие риски могут возникнуть)

– определена по времени (когда цель должна быть достигнута)

Студенты Университета Талантов познакомились с этой системой на Молодежной школе талантов. Многие отметили, что Университет Талантов – единственная образовательная площадка, которая знакомит с этой системой и учит работать по ней.

Чтобы спланировать все действия, нужно определить параметры. В этом помогает ментальная карта – рисунок, по которому становится видно, какие действия нужно предпринять для достижения цели. В центре листа указывается цель, от которой идут «веточки» (задачи). Каждая задача состоит из подзадач. Студенты подошли к составлению ментальных карт творчески, некоторые даже нарисовали ее в форме дерева.

Также студенты познакомились с таким инструментом целеполагания, как EDO-анализ. По нему можно определить параметры достижения кейса – KPI. Для этого нужно расписать параметры по трем уровням:

– необходимый (минимальный) результат

– желаемый оптимальный результат

– наилучший результат

Эти инструменты студенты применяли при выполнении групповых кейсов, которые потом презентовали всем студентам. А наставники оценивали выполненную работу.

Наставник Университета Талантов, коуч, тренер-эксперт надпредметных компетенций, преподаватель математических дисциплин Альметьевского филиала Университета управления «ТИСБИ» Наталья Абрамова подвела итоги первого дня образовательного модуля:

– Очень ценно, что студенты научились применять технологию планирования целей SMART. Ребята удивительно быстро и легко включались  работу. Это – показатель того, что они действительно одаренные и талантливые дети. Хочется отметить сильные стороны ребят: они открыты новому и готовы все пробовать, применять на своих целях, умеют проводить анализ своих действий.

28 октября студенты работали над теорией и практикой мотивации. Первым было упражнение «Кто я?», по которому студенты отвечали на вопрос только девятью прилагательными, характеризующими их. Оказалось, что написанные первые три – это то, что человек демонстрирует своему окружению, вторые три – только своим близким, а последние три – те, что лежат в глубине души. Своими личными достижениями студенты поделились во время выполнения задания «Личный герб» и отметили то, как они себя воспринимают, определили свою главную цель и девиз по жизни.

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, побуждающая нас поступать определенным образом. Мотивация состоит из 4 элементов:

– вектор направленности

– организованность, последовательность действий

– устойчивость избранных целей

– напористость, активность

Мотивация также состоит из мотива – идеального предмета, на достижение которого направлена наша деятельность. Мотивом могут служить различные пункты: самоутверждение, саморазвитие, идентификация, власть, просоциальный мотив (чувство долга перед обществом), аффилиация (стремление человека быть в обществе людей и создать теплые, доверительные отношения).

Студенты на практике проработали упражнение, отвечая на вопросы: какие потребности им хотелось бы удовлетворить, что они для этого делают, какие результаты ожидают, что заставляет их действовать определенным образом. Во время выполнения упражнения студенты пришли к выводу, что мотивация основывается на самомотивации, и если ты способен мотивировать себя сам, то дополнительных инструментов для мотивации не требуется. Вместе с наставниками Университета Талантов студенты определили «лайфхаки» для выработки мотивации: настроиться на положительный итог, преуменьшать значимость поставленной задачи и приступать к работе сразу.

Перед завершением образовательного модуля каждый студент получил домашнее задание: составить свою ментальную карту в течение трех дней. В этом им будут помогать наставники Университета Талантов.

Динара Кулаженко, студент Университета Талантов, ученица 10 класса школы № 1 (г. Азнакаево) рассказала о том, какие инструменты достижения целей понадобятся ей в жизни:

– На этом образовательном модуле я более углубленно изучила инструмент планирования целей SMART. Я научилась ставить цель и расписывать шаги для ее достижения, узнала про диаграмму Ганта, ментальную карту, квадрат Декарта. Раньше я считала, что нужно ставить перед собой только глобальные цели, на большой срок, а теперь поняла, что цель можно и нужно ставить на месяц, неделю и даже день. Эти знания помогут мне как в личностном развитии, так и в учебе. У меня есть собственная команда – Совет старшеклассников, я Президент этого Совета в школе, а в районе – дублер Председателя Совета старшеклассников. У нас впереди очень много конкурсов, перед которыми нужно четко ставить цели, чтобы добиться результата. В дальнейшем я буду использовать ментальную карту, по ней можно четко видеть, как управлять своими целями. Благодаря этому образовательному модулю у меня появились новые способы самомотивации. Сейчас я хочу составить дома «доску настроения», где размещу мотивирующие цитаты, картинки, фото, которые будут мотивировать меня достигать своей цели.

Шамиль Тимиров, студент Университета Талантов, ученик 10 класса татарской гимназии № 1 им. Ризы Фахретдина (г. Альметьевск), впервые принял участие в образовательном модуле Университета Талантов и поделился, как будет использовать полученные знания на практике:

– На этом модуле я узнал про правильное распределение своего времени и инструмент целеполагания – ментальную карту. Я буду применять EDO-анализ, который поможет мне правильно распределять время и добиваться лучших результатов в работе. Для меня этот инструмент показался более легким и понятным при составлении планов и проектов. Совсем недавно я участвовал в республиканском конкурсе «Лидер года», где представлял мастер-класс по стрит-арту в Альметьевске. Полученные на модуле инструменты целеполагания я смогу использовать при презентации своего проекта на других конкурсах. Благодаря этому образовательному модулю я научился мотивировать себя и распределять время, нашел новые способы мотивации и понял, что нужно уметь выделять время для отдыха и развлечений.

Следующий модуль «Целеполагание и мотивация» пройдет с 10 по 11 ноября в Казани. Чтобы зарегистрироваться на образовательный модуль, необходимо подать заявку здесь

Даты других ближайших модулей можно посмотреть по этой ссылке

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фоторепортаж