Одаренные дети требуют к себе особого внимания как родителей и учителей, так и государства. Для того, чтобы они могли раскрыть и эффективно использовать свои способности, необходимо персонально создавать условия для их обучения и развития в семье, школе и регионе, в котором они проживают.
10 октября в Казани на базе образовательно-оздоровительного центра «Дуслык» состоялась V республиканская научно-практическая конференция «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие». В конференции приняли участие руководители и учителя общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, специалисты управлений образования, курирующие работу с одаренными детьми, представители Министерства образования и науки Татарстана и Университета Талантов.
Программа конференции состояла из секций и пленарного заседания. В первой половине дня участники работали на 6 секциях:
- особенности организации этапов всероссийской и республиканской олимпиады школьников в РТ
- особенности организации республиканских олимпиад по родным языкам и истории Татарстана
- работа с одаренными детьми, как один из механизмов управления качеством образования
- разработка и внедрение инновационных технологий и перспективных направлений в работе с одаренными детьми. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей и молодёжи
- работа с одаренными детьми в младшей школе
- место и роль воспитания и образования в юннатском движении в РТ
На секции «Работа с одаренными детьми, как один из механизмов управления качеством образования» педагоги из различных школ Татарстана обменялись опытом работы с талантливыми учениками. Раушания Заляева, учитель русского языка и литературы арской школы №1 рассказала о работе школьного научного общества «Логос», участники которого имеют возможность сотрудничать с преподавателями КФУ. Альфия Пашина, учитель технологии школы №5 Чистополя поделилась опытом создания творческо-проектных мастерских в школе. Работа в таких мастерских ведется во внеурочное время. В них ученики совместно с преподавателями работают над своими проектами. В мастерские приходят школьники разных возрастов, что позволяет старшим ученикам помогать младшим. Владислав Саяпин, учитель истории и обществознания школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Казань) отметил важность участия одаренных детей в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах.
На секции «Разработка и внедрение инновационных технологий и перспективных направлений в работе с одаренными детьми» выступила руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов Аделя Ахметова. Она рассказала, как ведется работа с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в Университете Талантов:
— Наша задача – показать молодым людям, что в Татарстане много возможностей, и все они могут быть включены в их индивидуальный план развития. Меры поддержки, которые студенты получают в Университете Талантов, дополняют школьную программу.
Пленарную часть заседания открыл Первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильсур Гараевич Хадиуллин. В своем выступлении он подчеркнул важность предметных олимпиад, как инструмента поддержки талантливых детей.
— Сегодняшнюю встречу можно назвать стартом олимпиадного движения 2018-2019 учебного года. В республике созданы все условия для реализации национального проекта «Успех каждого», который направлен на поддержку и развитие способностей и талантов детей. В прошлом году более 182 тысяч детей приняли участие в олимпиадном движении. 139 человек стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийских олимпиад, – сказал заместитель министра.
Начальник управления общего образования Министерства образования и науки Татарстана Тамара Трофимовна Фёдорова сообщила, что Татарстан занимает третье место в России по количеству призовых мест на заключительном этапе предметных олимпиад после Москвы (906 призовых мест) и Санкт-Петербурга (183 мест). По ее словам, лидерами олимпиадного движения стали Казань, Набережные Челны, Нижнекамский, Бугульминский, Верхнеуслонский, Мамадышский, Актанышский, Сабинский, Альметьевский, Кукморский, Зеленодольский, Арский и Чистопольский районы. Особенно хорошие результаты показали команды школьников по математике, физкультуре, экономике, технологии, химии и правоведению.
Тамара Фёдорова рекомендовала координаторам муниципальных олимпиад и специалистам, курирующим учебно-методическую работу в школах обратить особое внимание сотрудничеству с Университетом Талантов.
— Рядом с вами функционирует уникальный университет. Там занимаются и профессиональной ориентацией молодежи, исследовательскими и проектными работами. Это целая страна возможностей. Хочу сказать большое спасибо Университету Талантов за их работу, – подчеркнула спикер.
На пленарном заседании конференции выступил Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов. Он рассказал участникам о миссии Университета Талантов и этапах работы с одаренными молодыми людьми.
— В школах и вузах уделяется большое внимание развитию детей, а на предприятиях – молодых специалистов. На нас возложена задача по совершенствованию системы перехода молодых людей из одной ступени на другую. Татарстан заинтересован в создании длинной траектории развития одаренных детей для того, чтобы они могли воспользоваться возможностями, которые создаются для них в Татарстане, – отметил Айдар Акмалов.
По итогам конференции, участники выразили мнение, что для наиболее эффективного развития одаренных детей важна индивидуальная работа, использование новых нестандартных методов обучения и сотрудничество с вузами.
Рахима Арсланова, директор гимназии №20 (г. Казань):
— У каждого образовательного учреждения есть программа по работе с одаренными детьми. С талантливыми учениками недостаточно работать только на уроках. Обязательно нужны дополнительные занятия и систематическое и целенаправленное сотрудничество с вузами. Только единство школы и вуза даст результат.
Нурия Бикмеева, учитель английского языка школы №140 (г. Казань):
— Для развития одаренных детей важно взаимодействие школы и вуза. Наша школа сотрудничает с Сиднейским университетом Маккуори. С их поддержкой наши ученики участвуют в составлении толкового словаря современного австралийского английского языка и для этого используют нестандартный способ сбора информации, который они нам сами предложили. В этом проекте участвуют студенты со всего мира. Каждый одаренный ребенок уникален и к нему нужен особый подход. Сегодня я впервые узнала об Университете Талантов и очень заинтересовалась сотрудничеством с ним.
Лейсан Файзуллина,
Медиалабратория Университета Талантов