В эпоху развития цифровой экономики основная функция педагога – передача знаний – перестала быть ценностью. Работа учителя, наставника трансформируется: чтобы идти в ногу со временем, необходимо разрабатывать инновационные методы работы с одаренными детьми, уметь выявлять и развивать таланты.
С целью обсуждения современных педагогических методов 28 мая в казанском IT-парке состоялась научно-практическая конференция «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». В конференции приняли участие представители органов местного самоуправления, предприятий и организаций, образовательных организаций Республики Татарстан и Российской Федерации, участники Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) Университета Талантов, а также члены Научно-экспертного совета и наставники Университета Талантов.
С приветственным словом выступила Разина Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение». Участники конференции подробно узнали о том, чем занимается ВНИК: сейчас ведется работа над 30 темами исследований в сфере развития талантливой молодежи. Результаты исследований транслируются на наставников, родителей, управленцев. Во ВНИК участвуют представители из 8 городов и районов Республики Татарстан, а также 14 городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В первой части конференции выступили победители конкурса Временного научно-исследовательского коллектива. Особое внимание выступающие уделили задачам Государственной программы: Ольга Репина, начальник научно-исследовательского сектора Набережночелнинского государственного педагогического университета (НГПУ), выступила с исследованием на тему «Модель магистерского образования как условие формирования компетенций наставника Государственной программы “Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы”».
Исследования, представленные победителями конкурса ВНИК, также отвечали современным требованиям работы с одаренной молодежью. Наталья Сафонова, доцент кафедры педагогики и психологии НГПУ, рассказала о своем исследовании на тему «Средства развития компетенции “Видение и лидерство”».
Фарида Нежметдинова, заведующий кафедрой философии и права Казанского государственного аграрного университета, победитель конкурса ВНИК с проектом «Трансформация ключевых факторов инфраструктуры и стейкхолдеров системы образования в условиях формирования цифровой экономики и образования 4.0» рассказала о том, как развивался проект:
– Мы получили финансовую поддержку для проведения научного исследования, также была научно-методическая и экспертная поддержка на протяжении всего года. Результаты исследования были поэтапно внедрены на площадках Университета Талантов, когда проходили конференции, мастер-классы, где я выступала в качестве спикера или коуча. Помимо участия в большом количестве мероприятий, была выстроена связь с родителями – исследование в целом направлено на родителей, чтобы они помогали детям выбрать свою профессию. Университет Талантов расширяет возможности, увеличивает количество аудитории, заинтересованной в наших исследованиях.
Во второй части конференции победители конкурса ВНИК выступили в качестве экспертов на защите новых заявок в коллектив.
Здесь также участники уделили особое внимание новым подходам в образовании: Петр Шилов (Казань) представил свое исследование на тему «Формы организации интеллектуальной коллективной работы в деятельности наставника: игротехника, фасилитация, модерация».
Ирина Фесенко, руководитель Центра творчества Зеленодольского района, презентовала проект «Комплексная программа по развитию инженерно-технического творчества в системе дополнительного образования»:
– Наш проект – комплексная программа по развитию технического творчества в дополнительном образовании. Продукты нашего проекта – это методические рекомендации, занятия с детьми, тренинги, сценарии различных мероприятий. Все это можно будет тиражировать в другие районы Татарстана и города России. У нас сильная команда, и мы сможем реализовать проект вместе, но нужна поддержка Университета Талантов для того, чтобы эту практику тиражировать, выпускать на таких носителях, как книги, хендбуки. Также нужна поддержка предприятий, которые будут заинтересованы в технических кадрах, подготовке талантливой молодежи к техническим профессиям.
Методики работы с одаренными детьми обязательно нужно совершенствовать, потому что время не стоит на месте, и порой молодые люди развиваются гораздо быстрее, чем появляются новые методики. Каждый день нужно меняться, развивать прорывные компетенции. На мероприятиях Университета Талантов я всегда узнаю для себя что-то новое и использую это в своей работе. Мы знакомимся с новыми людьми и развиваем социальное партнерство. Талантливые школьники, которые посещают такие мероприятия, могут выбрать нас в качестве наставников, и лично я всегда буду рада им помочь.
Участники, успешно защитившие заявку во ВНИК, могут претендовать на получение поддержки для развития своей исследовательской работы.
Рашад Ахмеров, кандидат психологических наук, представитель ВНИК, подводя итоги конференции, обратился к участникам:
– Вы это делаете осознанно. На выходе может получиться действительно хороший результат. Но в будущем, на мой взгляд, стоит увеличить сумму грантов, четко выстроить сроки реализации проектов и ужесточить конкурсный отбор.
Гульназ Хайруллина
Медиалаборатория Университета Талантов