Исследование мышления – одно из перспективных направлений в современной науке, находящееся на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин. Достижения когнитивной науки спровоцировали развитие нейросетей, которые дали мощный толчок развитию IT-сферы и могут впоследствии освободить человека от рутинного труда. Один из представителей когнитивистики, психолингвист Татьяна Черниговская рассказала о достижениях науки о мышлении и оценила работу институтов образования, поддерживающих одаренную молодежь.
– Что такое когнитивная наука? Чем она отличается от нейронауки?
Когнитивная наука или когнитивистика включает в себя нейронауку, лингвистику, психологию, исследования искусственного интеллекта, философию. Этим список не ограничивается, поэтому большое количество специалистов, изучающих мышление, могут называть себя когнитивистами. При этом один специалист может обучать искусственные нейронные сети, второй – наблюдать за работой мозга, третий – выяснять, чем мышление человека отличается от машинного, четвертый – изучать взаимодействие мозга и языка. Последним занимаются психолингвисты.
– В чем особенность психолингвистики? Каково ее прикладное значение?
Психолингвисты изучают, как ментальные заболевания и отклонения проявляются в человеческой речи. В этом и кроется прикладное значение психолингвистики, ведь количество психических расстройств начинает «обгонять» сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Возможно, психических больных всегда было больше, просто психолингвисты лишь недавно начали находить проявления этих заболеваний в речи пациентов. Однако у нас нет статистики за большой промежуток времени, чтобы точно утверждать это.
Разработки психолингвистов не всегда связаны с медициной. Одно из направлений – автоматические системы распознавания речи. Их можно использовать для идентификации личности. Кроме того, искусственные нейронные сети разрабатывались по примеру работы мозга и его отделов, отвечающих за речевые функции.
– Какие еще исследования на стыке разных наук проводятся сейчас?
В Курчатовском институте с помощью томографа изучили череп древнеегипетской мумии из коллекции Пушкинского музея. Это лишь один из примеров того, как естественно-научные и гуманитарные дисциплины могут работать вместе и давать интересные результаты. Этому соответствует концепция НБИКС – нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий, охватывающая актуальные исследовательские сферы. Каждая их них опосредованно связана с другой: например, социосфера взаимодействует с инфо- и когнитивными технологиями, а биотехнологии – с нанотехнологией и когнитивистикой.
– Как Вы оцениваете организации, помогающие людям раскрывать свой потенциал?
Новые институты образования, поддерживающие одаренную молодежь, не вписываются в привычную систему, и это их большой плюс. Нельзя играть в две игры одновременно, поэтому российским школам, вузам и ссузам нужно определиться, кого они будут готовить: отличников или выдающихся личностей. Никто не говорит, что определение прорывных компетенций учащихся и обучение согласно утвержденным стандартам – неправильная тенденция. Однако следует помнить, что ни Моцарта, ни Эйнштейна, ни других гениев не учили по правилам компетентностного подхода. Когда речь идет об одаренных детях, наличие пятерок в табеле успеваемости не показывает их талант. Например, экс-руководителя Института мозга РАН Святослава Медведева выгоняли из школы 3 раза – и это не единственный пример среди состоявшихся людей.
– Есть ли преимущества у таких институтов?
Преимущество новых институтов образования – в том, что они могут выбирать учащихся и наставников не по формальным критериям успеха и успеваемости, а по их достижениям и заслугам. Собрав лучших студентов и педагогов, можно создать среду, в которой молодежь раскроет свой потенциал. В то же время очень часто среди одаренных людей встречались дислексики – как, например, Билл Гейтс. Таким людям нужна поддержка со стороны психологов, которые помогут справиться с этим недугом.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов