Проектная работа становится новым трендом в образовательной среде. Так, проектное мышление уже вошло в профессиональный стандарт педагога в 2013 году. Оно включает в себя четыре умения: планировать деятельность, проводить рефлексию, ориентироваться в сложившихся обстоятельствах и прогнозировать ситуацию, развивать проект.
Научить преподавателей проектному мышлению — одна из задач Университета Талантов. 29-го и 30 декабря в арском центре национального образования Заказанья «Арча» прошла школа для наставников «Создание и управление проектами. Роль наставника проектного творчества». Центр «Арча» — это средняя школа нового поколения, открывшаяся в ноябре 2017 года. По словам начальника управления образования Арского района Алмаза Ибрагимова, в ближайшие годы «Арча» станет местом, где школьники научатся профессиональным компетенциям и больше узнают о культуре татарского, русского, марийского и удмуртского народов:
— В центре преподаватели расскажут молодежи о достижениях народов, проживающих в Арском районе, и познакомят ее с культурным наследием с помощью игр и театральных постановок. Другая цель центра — развитие профессиональных компетенций молодых людей и подготовка к работе на производстве. В Арске есть большой запрос на фрезеровщиков и токарей, и мы хотим на его ответить.
В течение двух дней координатор проекта «Олимпиада наставников» и факультета наставников Лилия Орлова и руководитель программы продюсерской поддержки молодёжи с выдающимися способностями Аделя Ахметова готовили учителей Арска к созданию новых проектов и их первой защите.
Используя опыт Института Шифферса, Лилия Орлова рассказала о главной цели проектной работы — изменить мир к лучшему, воплотив полезные для общества идеи. Перед запуском проекта нужно проанализировать запросы тех, кто будет пользоваться его результатом, а также конкурентов на рынке, чтобы предложить лучшую или более дешевую идею.
Аделя Ахметова также рассказала о построении бизнес-моделей на основе концепции аналитиков Александра Остельвальдера и Ива Пинье, которую можно применитьи и в сфере образования. Бизнес-модель можно представить в виде таблицы, включающей девять структурных блоков:
- Потребительские сегменты — клиенты и потребители, которые будут пользоваться продуктом или услугой;
- Ценностное предложение — одно или несколько преимуществ, которые компания предлагает своим клиентам;
- Каналы сбыта — какими путями потребители получат интересующий их продукт — через магазины, интернет, поставщиков;
- Взаимоотношения с клиентами — общение компании с потребителями — например, через SMM или продавцов-консультантов;
- Потоки поступления доходов — организация может получать прибыль от продажи активов и товаров, подписки, аренды, лицензии, брокерских процентов или рекламы;
- Ключевые ресурсы — основной движущей силой компании могут стать материальные, интеллектуальные, финансовые или человеческие ресурсы;
- Ключевые виды деятельности — суть работы компании или проекта;
- Ключевые партнеры — другие организации и группы, которые помогают авторам воплощать свой проект в жизнь;
- Структура издержек — все траты проекта на реализацию.
После теоретического блока о проектной деятельности, преподаватели объединились в команды и подготовили десять новых проектов. Авторы большинства из них стремились благоустроить район для молодежи — создать бесплатные развлекательные центры и спорткомплексы. Также будущие наставники Университета Талантов предложили создать школьные фермы и запустить конкурс для национальных творческих коллективов — музыкантов, театралов и ремесленников.
По итогам двух дней тренинга учителя Арского района познакомились с проектной работой. У них появилась возможность реализовать проекты, которые поддержат местную молодежь и помогут им развиваться умственно и физически. Будущие наставники смогут передать полученный опыт своим подопечным, чтобы вместе придумать новые идеи и изменить свой район и город к лучшему.
Александр Токарев,
Медиа лаборатория Университета Талантов