DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Лучшие практики. Как университет ИТМО помогает молодежи создавать технологические проекты будущего

Лучшие практики. Как университет ИТМО помогает молодежи создавать технологические проекты будущего

На прошедшем баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35» эксперты говорили о масштабных изменениях, которые затронут все сферы жизни общества — от экономики до образования. От последнего зависит, как будут работать школы, вузы, институты дополнительного образования, окажется ли новое поколение готовым к глобальным изменениям, став их соавтором или лишь наблюдателем. Один из трендов образования будущего — новая форма вузов, которые будут поддерживать и развивать проекты студентов для выхода на рынок. Другая особенность перемен в образовательной среде — взаимодействие всех ее институтов и создание единой учебной сети, позволяющей учащимся получать общие и специальные компетенции.


Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) следует технологическим трендам и применяет в своей работе инновационные образовательные методы. Чтобы узнать, как можно подготовить молодежь к профессиям будущего, делегация Университета Талантов, в числе которых — лидеры сетевых проектов в районах республики, финалисты всероссийской «Олимпиады наставников» 2016 и республиканской премии «Открытие талантов» 2016, а также координаторы проектов и руководители направлений Университета Талантов 9 ноября посетили Университет ИТМО и пообщались с его специалистами по довузовской подготовке и проектной деятельности. Событие стало продолжением образовательной стажировки (бенчмаркинг-тура), призванного познакомить делегацию наставниками Татарстана с лучшими практиками и методиками поддержки одаренной молодежи с целью дальнейшего внедрения полученного опыта в республике.

Университет ИТМО воплотил два проекта, благодаря которым студенты могут овладеть «прорывными» компетенциями и навыками, необходимыми для новых технологических рынков: робототехники, беспилотного транспорта, IT. Первый из проектов — Открытая лаборатория идей методик и практик (ОЛИМП) — результат энтузиазма самих студентов, желающих создавать собственные технологические и научные проекты. Идейным вдохновителем и создателем лаборатории стал аспирант и преподаватель ИТМО Кирилл Бодров. Будучи первокурсником, он столкнулся с тем, что традиционные вузовские лаборатории и кафедры не готовы привлекать студентов к научной работе. Поэтому уже к третьему курсу студенты теряют мотивацию к обучению и не понимают, каких целей они хотят достичь.

— Чтобы разбудить в учащихся энтузиазм к проектной деятельности, мы стараемся общаться с ними максимально неформально, спрашивать об интересах и хобби. Как правило, поначалу у студентов возникает шок из-за неформального общения с преподавателем. Мы слушаем их и предлагаем развить их интересы — например, если человек хочет создать беспилотный танк, мы ставим задачу научить его обходить сложные препятствия и автоматически находить боевые цели. Затем мы даем студентам лекционные материалы по теме, для изучения которых теперь есть смысл, — рассказал Кирилл.

Подход ОЛИМПа позволил лаборатории получить ощутимые результаты. Например, молодые команды создали дешевые биореакторы для выращивания микроорганизмов, содержащих большое количество железа. На основе микроорганизмов можно создать препараты для восстановления уровня гемоглобина в крови. Кирилл Бодров также показал, над чем сейчас работает лаборатория. Ее сотрудники пытаются создать с помощью 3D–печати аналог промышленного манипулятора, цена которого будет в сотни раз ниже цен большинства продуктов конкурентов.


Второй проект вуза — ФабЛаб, созданный на базе технопарка ИТМО. В отличие от ОЛИМПа, ФабЛаб создан преимущественно для будущих инженеров в области 3D-печати, оптики и лазерных технологий. Впрочем, форматы и идеи двух проектов ИТМО схожи — в лабораторию для развития собственного проекта может попасть любой студент.

Кроме площадок для технологического творчества студентов, ИТМО активно предлагает возможности для школьников, которые в будущем станут учащимися вуза. Система «ИТМО.Старт» включает в себя материалы, которые помогут молодежи понять устройство технологического предпринимательства, научных исследований, программирования и приборостроения. Помочь ИТМО найти талантливых студентов помогают агенты, которые, по мнению координатора программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов Адели Ахметовой, похожи на татарстанских наставников:

— Как и ИТМО, мы делаем большую ставку на людей, которые непосредственно работают с молодежью. В то же время, наши наставники, скорее, не находят одаренных людей, а помогают им раскрыть и реализовать свой потенциал в наиболее интересной им сфере. Мы поможем нашим воспитанникам поступить в любой вуз страны, а также продолжить развивать свои проекты и идеи в Татарстане.

Инновационный вуз и татарстанский институт развития единогласно сошлись в понимании сути таланта. Как и ИТМО, Университет Талантов считает одаренность свойством, которым обладает каждый человек и которое может проявиться при благоприятных условиях. Создание таких условий возможно при сотрудничестве образовательных учреждений, навстречу которому ИТМО и Университет Талантов сделали общий шаг вперед. Так, Университет Талантов знает, как нужно работать со победителями и призерами олимпиад, и этот опыт будет полезен для ИТМО, который начал заниматься довузовской подготовкой. В свою очередь, в ИТМО учатся студенты из республики, и вместе с Университетом Талантов вуз может организовать для них мероприятия, помочь с реализацией проекта. Благодаря сотрудничеству двух организаций им удастся создать благоприятную среду для раскрытия таланта.

Наставники Татарстана возвращаются на родину не только с новыми знаниями о технологиях и образовании будущего, но также и с видением того,  как можно на практике помочь молодёжи создавать и развивать свои технологические, предпринимательские и культурные проекты. Полученный опыт поможет наставникам Татарстана и специалистам в сфере управления талантами внедрить в республике новые методики в работе с талантливой молодежью, передать знания другим наставникам, а также продолжить диалог и начать реализовывать совместные проекты с федеральными экспертами.

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов