DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Татарстанские наставники узнали, какие технологические изменения ждут образование, экономику и общество к 2035 году

Татарстанские наставники узнали, какие технологические изменения ждут образование, экономику и общество к 2035 году

Человечество приближается к четвертой промышленной революции. Предвестники глобальных изменений уже стали трендами, о которых говорят в СМИ и социальных медиа — слова «криптовалюты», «нейросети», «био-» и «нанотехнологии» можно услышать практически ежедневно. Для молодого поколения эти слова станут не просто образами будущего, а реальностью, которая изменит привычную экономику, право, образование, сферу труда и повседневную жизнь в целом.

Чтобы помочь молодежи оставаться в курсе меняющихся трендов и объяснить, как и каким навыкам и компетенциям нужно учиться уже сейчас, финалисты всероссийской «Олимпиады наставников», прошлогодней республиканской премии «Открытие талантов», лидеры сетевых проектов и координаторы проектов Университета Талантов отправились с 5-го по 11 ноября в образовательную поездку (бенчмаркинг-тур) в Санкт-Петербург. Целью поездки стало получение новых знаний, обмен опытом и дальнейшее внедрение новых методик и подходов работы с талантливой молодежью в республике. Образовательная стажировка входит в государственную поддержку наставников Татарстана, работающих в сфере управления талантами. 


Первая часть образовательной стажировки — участие в баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35», который проходил с 7-го по 8 ноября. Организатор конференции — всероссийский институт продвижения предпринимательских и технологических проектов «Агентство стратегических инициатив» (АСИ). На баркемпе эксперты из институтов развития, министерства образования и науки России, ректоры вузов, генеральные директора крупных компаний и корпоративных университетов рассказали о своем видении будущего, а также обсудили, какими необходимыми навыками и компетенциями должны обладать специалисты, чтобы быть востребованными в современном мире.

Главной темой прошедшего баркемпа стало влияние цифровых технологий на жизнь общества. Популярные технологии — блокчейн, нейросети, криптовалюты, дополненная реальность и другие — меняют сферы, в которых главную работу до недавнего времени выполнял лишь человек. В первую очередь, происходящие изменения затрагивают экономику и право. Блокчейн может перевернуть сферу документооборота и оставить без работы нотариальные конторы, поскольку заверенные копии документов будут храниться на независимых серверах. Так же работают криптовалюты: если честность сделки с использованием наличных обеспечивает центральный банк страны, то криптовалюты защищает цифровой алгоритм.


Подобные технологии в перспективе значительно упростят жизнь людей. Однако у некоторых участников баркемпа они вызвали недоверие, поскольку новую правовую и экономическую системы человек контролировать не сможет. Еще более противоречивыми оказались изменения, касающиеся высшего образования — потеря престижа вузов из-за конкуренции со стороны учебных организаций нового формата и отказ от лекций в пользу онлайн-курсов. Эти пророчества вызвали наибольшие сомнения у победительницы всероссийской «Олимпиады наставников» Риммы Ибрагимовой из Арска:

— Человек  не может существовать вне социума, а, значит, и без общения. Поэтому традиционное обучение с преподавателем и наставником всегда будет эффективней онлайн-курсов. Кроме того, работа над ошибками и развитие критического мышления невозможны без «живой» помощи наставников. 

Большинство участников баркемпа согласились с тем, что молодому поколению необходимо развивать «мягкие», «прорывные» компетенции — они позволят будущим специалистам работать в командах на результат в условиях неопределенности. Напомним, к ним относятся когнитивность, открытость и инициативность, работа в команде, видение и лидерство, управление проектом под результат.

Эти компетенции у студентов и наставников развивает и Университет Талантов. Так называемые soft-skills станут базой для более «жестких», предметных навыков. Они необходимы для освоения новых технологических рынков, один из вариантов развития которых представлен в проекте АСИ «Национальная технологическая инициатива» (НТИ). Так, беспилотный летательный (AeroNet) и наземный (AutoNet) транспорт, нейротехнологии (NeuroNet) и другие привычные рынки изменятся благодаря уже упомянутому блокчейну, а также искусственному интеллекту и дополненной реальности.


Представленная модель компетенций ляжет в основу Университета НТИ — прообраза вуза будущего, где студенты получат базовые компетенции и «научатся учиться». Это поможет молодежи в дальнейшем развивать более точные навыки и знания для конкретного места работы. Модель Университета НТИ также предполагает сокращение срока обучения или нагрузки на студентов. Этот сценарий подтверждает один из спикеров дискуссии «Россия 2025: от кадров к талантам», директор The Boston Consulting Group (BCG) Екатерина Сычева:

— Наши социологические исследования показывают, что жители Москвы и Санкт-Петербурга тратят много времени и сил на образование. Однако работодатели не готовы платить квалифицированным специалистам более высокие зарплаты. Поведение последних кажется несправедливым и даже антисоциальным, но логичным с их точки зрения, поскольку выпускники вузов не обладают необходимыми для работы навыками. Эта ситуация говорит нам о том, что образованию требуются реформы — оно должно подготовить людей, способных мыслить открыто и критично, а также позволить им получить практические навыки на стажировках.

Острые социальные вопросы, которые подняла дискуссия, не могли остаться без внимания специалистов, занятых в научной, технологической и предпринимательской среде:

— Исследование, которое провели BCG, дало критическое представление о том, в каком состоянии находится социальная сфера России и может ли она подготовить квалифицированные кадры для профессий будущего. Доклад Екатерины Сычевой без прикрас показал, что без радикальных изменений в оплате труда специалистов с более высоким уровнем образования, у молодежи не появится стимула учиться и развиваться. А значит и стремление к светлому будущему окажется под угрозой, — считает руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов Разина Нигматуллина.

За прошедшие два дня участники баркемпа убедились в том, что цифровая, технологическая революция неотвратимо надвигается на общество. Причем она затронет как всю страну, так и отдельные регионы, о чем упомянула финалистка всероссийской «Олимпиады наставников» прошлого года Залина Файзрахманова из Кукмора:

— На баркемпе мы узнали о форсайт-навигации — проекте, в котором представители регионов рассказывают о своих преимуществах и проектах, значимых для АСИ, и планах к 2035 году. Думаю, что Татарстан мог бы выступить на форсайт-навигации как один из лидеров в развитии IT и нефтехимической промышленности.
 
На одном из тренингов, посвященных скрайбингу — способу передачи информации с помощью простых схем и рисунков, — наставники Университета Талантов узнали, как использовать визуальный инструмент при донесении своей идеи до аудитории. Скрайбинг можно использовать вместо привычных презентаций или дополнять их прямо во время речи, иллюстрируя мысли на бумаге.


— Скрайбинг оказался одновременно старым и новым способом визуализировать свой рассказ или мысли. С одной стороны, в школьные годы мы часто рисовали на полях тетрадей. Однако нас долгое время отучивали от этого, заставляя воспринимать информацию в виде текста. Теперь все возвращается на место — человеку всегда проще воспринимать информацию визуально, поэтому скрайбинг, благодаря которому мы можем делать простые зарисовки прямо на ходу, поможет нам понятно объяснять молодежи сложные темы, — поделилась своим мнением наставница Университета Талантов из Азнакаево Зульфия Зарипова.

Наставники и координаторы Университета Талантов убедились в том, что прогресс — зависимое от людей явление. Только молодое поколение решит, будет ли оно достаточно компетентно для развития общества и технологий в ближайшие 18 лет. Чтобы стать востребованными специалистами к 2035 году, молодежи уже сейчас нужно развивать прорывные компетенции, которые станут базой для развития специальных навыков. В этом им поможет обновленная образовательная система и наставники, которые станут навигаторами для молодых людей — они помогут им выстроить индивидуальный план развития и реализовать свой потенциал.

За два дня конференции делегация наставников Татарстана узнала, как технологии изменят общество через 18 лет. Возникает вопрос — как помочь молодежи найти свое место в меняющемся мире? Ответом на этот вопрос станет следующий этап образовательной стажировки — обмен опытом с коллегами из Университета ИТМО, который состоится 9 ноября.

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов