Тренд наставничества активно захватывает сферу образования. Раньше учителям достаточно было знаний своего предмета и умения доносить их до учащихся. Теперь же у общества появился запрос на учителей с «прорывными компетенциями»: на их примере школьники научатся запоминать большие объемы информации и приобретут лидерские качества. Появление профессий будущего, новые возможности для научных и технических проектов, перспективы развития инновационного предпринимательства расширяют кругозор молодежи, вызывая у них потребность в «навигаторе». Этот человек, способный сориентировать в потоке трендов и поисках своего места в мире, — наставник.
1 ноября в Елабужском институте КФУ открылась трехдневная школа для будущих учителей «Старт». Студентов-педагогов ждет программа о новых методиках преподавания. В первом блоке школы, посвященном наставничеству, Университет Талантов рассказал о своей работе с талантливой молодежью. Два его главных вектора — это помощь в самореализации одаренной молодежи и создание доброжелательной среды для раскрытия их потенциала и последовательного сопровождения.
Декан факультета наставников Лилия Орлова познакомила будущих учителей с четырьмя условиями самореализации молодых людей, которые сформулированы в исследованиях доктора пед. наук, ректора Российского университета кооперации, сопредседателя научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 годы» Сергея Сергеевича Гиля:
1. Лучшие знания и компетенции. Чтобы овладеть актуальными навыками и информацией, наставник дает детям и молодежи инструменты и источники для их поиска;
2. Сильные стороны и зоны роста. Наставник во время практики ребенка в науке, спорте, искусстве или предпринимательстве выясняет уровень развития его умений и качеств;
3. Позитивные практики применения себя. Наставник направляет детей пробовать себя в разных сферах, чтобы полностью реализовать потенциал;
4. Рефлексивная позиция. Помимо практики и активных действий, наставник помогает вовремя отстраниться от работы, оценить себя и полученные результаты.
После знакомства с условиями самореализации, студентам-педагогам предложили решить кейс–ситуацию, которая может возникнуть у любого учителя или наставника. По сюжету, молодой человек с детства обладал способностями к разным видам активности и хорошо успевал по школьным предметам. Оказавшись в коллективе с негативным настроем, у учащегося снизилась успеваемость, он стал замкнутым и озлобленным. Задача наставника — помочь молодому человеку достичь всех четырех условий самореализации. По мнению студентки факультета филологии и истории Елабужского института КФУ Лилии Рамазановой, один из способов сделать это — направить ученика, оставив ему широкий простор для самостоятельности. Наставник, в отличие от учителей, не скован школьной программой, что позволяет ему применять более креативный и индивидуальный подход к своим воспитанникам.
Представив решения кейса, будущие учителя получили представление о сути и роли наставника. Студенты-педагоги попробуют себя в качестве тьюторов и наставников на тренингах и проектных сессиях Университета Талантов. Ближайшее событие пройдет 28–29 ноября в Иннополисе.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов