В России на протяжении последних шести лет активно развивается движение химических турниров. В отличие от привычных предметных олимпиад, организаторы турниров делают ставку на командную работу и творческое мышление участников. В Татарстане химический турнир пройдет 18–19 ноября, прием заявок на участие в нем стартовал уже 8 сентября. Бывшие участницы соревнований Снежана Ионова и Лилия Гимадутдинова, которые ныне тренируют учащихся Лицея им. Н. И. Лобачевского КФУ, рассказали нам об истории Межрегионального химического турнира (МХТ), его особенностях и преимуществах, который он дает для талантливой молодежи.
О развитии химического турнира и успехах татарстанских команд
— Что такое химический турнир?
Снежана Ионова: Это командное соревнование, во время которого участники решают творческие задачи по химии без вариантов ответов. Команды готовят решения до начала турнира и во время соревнования защищают их в формате мини-конференции перед жюри. Первый московский турнир прошел в 2011 году на базе Химического факультета МГУ. Насколько мне известно, тогда в соревновании участвовали лишь четыре команды, а задачи несколько отличались от нынешних: они были похожи на олимпиадные. В 2013 году организаторы решили изменить формат задач. С тех пор условия выкладываются на сайте химтурнира за три месяца до его начала, и команды готовят их решения заранее.
Первый химтурнир в Татарстане прошел в 2015 году. Тогда же Московский химический турнир официально переименовали в Межрегиональный, окончательно закрепив право участвовать в соревновании команд со всей страны.
— Какие награды получат финалисты татарстанского химического турнира?
Лилия Гимадутдинова: Пока секрет. Но по опыту прошлых турниров могу сказать, что призы зависят от тематики конкурса. Например, в 2016 году темой турнира стала «Химия и космос», тогда победителю личного зачета вручили телескоп. В 2015 году — «Химия и время», победитель личного зачета получил часы с гравировкой логотипа соревнования.
— Каких успехов на химтурнире — российском и республиканском — достигала ваша и другие татарстанские команды?
Л.Г.: В 2015 году мы заняли третье место на Московском химическом турнире. В следующем году, когда турнир получил статус межрегионального, количество команд из Татарстана резко возросло. Появились «Лучи ксенона» из физико-математического лицея №131 и DreamTeam из казанского лицея №116. Тогда, в 2016-м, нам удалось выиграть республиканский этап, а на межрегиональном — снова получить третье место.
С.И.: В 2017 году в Москве на Межрегиональном химическом турнире победила команда с участниками из Татарстана «Бездна межрегионального угнетения», в составе которой оказался победитель Международной олимпиады по химии Руслан Котляров.
От химической теории к практике
— В чем отличия и сходства турниров от предметных олимпиад или проектных конкурсов?
Л.Г.: На олимпиадах участники выступают в одиночку, решая задачи с единственно верными ответами прямо во время соревнований. Главное отличие турнира — это командное соревнование, где каждый может выступить не только докладчиком, но и оппонентом, рецензентом и наблюдателем. Кроме того, команды во время подготовки решений задач не ограничены во времени и источниках информации, что позволяет подготовить оригинальные решения.
С.И.: Если сравнивать турнир с проектными конкурсами, то здесь можно найти сходство: задачи на турнире стараются сделать максимально практичными. Например, организаторы часто предлагают участникам решить задачи с расчетом КПД или экономических показателей. Так, на одном из турниров команды решали задачу о том, можно ли использовать ядерные отходы для подзарядки аккумуляторов и выработки новой энергии для космических кораблей.
— Бывало ли, что решения задач турнира реализовывали на практике?
С.И.: В 2016 году Нобелевскую премию по химии вручили ученым, создавшим молекулярные машины. На основе этой разработки организаторы Межрегионального химического турнира предложили участникам создать молекулярные часы. Команда «Бездна межрегионального угнетения» с участниками из Татарстана и Москвы предложила использовать в качестве оси часов нанотрубку, вращающуюся под действием тока. На конце «стрелки» находился пиринговый элемент с атомом азота, который «приклеивался» к одному из 12 сегментов циферблата с атомами цинка. Решение задачи оказалось продуманным и обоснованным, поэтому о нем рассказали российские научно-популярные СМИ. Подобные идеи часто становятся основой для докладов на научных конференциях. Но мы пока не знаем, использовали ли ответы задач турнира на производстве.
Образование команд и развитие компетенций участников
— Как формируются турнирные команды?
Л.Г.: О проведении турнира учащиеся узнают от руководства школ, через интернет или, как в нашем случае, от выпускников. Затем ученики самостоятельно принимают решение об участии в турнире. Возможно, в других школах учащиеся проходят некий отбор, однако пока участников и команд не так много, и в отсеве нет необходимости.
Каждый участник команды готовится выступать докладчиком, оппонентом и рецензентом. Кроме этих ролей в командах есть капитан, но его главная задача достаточно номинальна — он объявляет принятое решение.
— Как проходит подготовка участников турнира?
Л.Г.: После создания команды участники распределяют между собой задачи, а затем начинают искать информацию из любых доступных источников для подготовки собственных решений. Обычно в этот момент у них возникают вопросы, на которые мы вместе находим ответы. После появления примерных решений задач мы отрабатываем с участниками выступления согласно регламенту турнира.
— Какие навыки химтурнир развивает у участников?
Л.Г.: В первую очередь — эрудицию, стрессоустойчивость, ораторское мастерство, умение готовить презентации и критически мыслить. Кроме того, турнир показывает молодежи, как выглядит поиск и подготовка научного знания.
С.И.: В то же время турнир, скорее, развивает надпредметные компетенции и общее понимание химии, что позволяет узнать больше о конкретных областях этой науки.
— Могут ли участвовать в турнире ученики непрофильных химических школ?
С.И.: Регламент турнира не ограничивает в участии ни ребят с познаниями в биологии или физике, ни учащихся гуманитарных направлений. Однако, участники обычно готовят несколько решений для задач, и у ребят с профильными знаниями в этом плане больше преимуществ. Особенно знания химии могут пригодиться, когда жюри задают дополнительные вопросы на общую эрудицию в химии.
— Какую помощь для личного развития получают победители и финалисты химических турниров?
С.И.: По своему опыту могу сказать, что турниры помогают в карьерном нетворкинге: у участников появятся контакты с учеными и студентами-химиками, что может помочь в учебе и дальнейшей карьере. Кроме того, информационные партнеры и группы МХТ в социальных сетях публикуют информацию об успехах участников соревнований. Тем самым, организаторы продвигают лучших конкурсантов турнира.
— Какое соревнования в рамках химического турнира пройдут в этом учебном году?
С.И.: В июне 2017 года в Москве впервые прошел Международный химический турнир (IChTo). В нем участвовало 8 команд: две из России и по одной из Казахстана, Венгрии, Великобритании, Таиланда, Боснии и Герцеговины, Сербии. Победителем турнира стала венгерская команда Rozhasin Chillampony. После финала соревнований мы пообщались с иностранными участниками, и они рассказали о желании привезти еще больше команд на IChTo. Исходя из этого, мы предполагаем, что в ноябре 2017 года в Казани пройдет Республиканский химический турнир, в феврале 2018 года в Москве — Межрегиональный химический турнир, а в конце июня 2018 года также в Москве — Международный химтурнир.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов