Наставничество — сложный, но важный путь. Человек, который приходит к этому выбору, становится ответственным не только за себя, но и за своего ученика. Председатель Студенческого научного общества Института управления, экономики и финансов КФУ Александр Шляхтин впервые попробовал себя в качестве наставника на Молодежной школе талантов. Мы поговорили с ним о том, какими навыками должен обладать наставник будущего, как нужно работать с талантливой молодежью и как стать успешным наставником.
— Как Вы пришли к наставничеству?
Выбор пути наставничества — это достаточно сложный шаг с точки зрения профессиональных и личностных навыков. На Летней школе я для себя решил, что смогу это сделать.
На первом курсе университета мне повезло — я нашел своего наставника в лице молодого преподавателя КФУ, аспиранта Мустафина Аскара Наилевича. Он привел меня в активную научную и общественную жизнь. В наш институт приходит большое количество действительно талантливых людей, которые раскрываются после школы в университетской среде. Я понял, что могу помогать студентам, которые приходят в наше научное общество: находить новые для них пути развития и роста.
— Что Вы делаете, чтобы быть успешным наставником?
Во-первых, нужно обладать личными достижениями, быть успешной личностью. А во-вторых, не нужно работать наставником просто ради наставничества: необходимо работать на себя — самому приобретать какие-то навыки. Я вижу наставников не просто как учителей, но и как мотиваторов.
— Не боитесь ли Вы, что воспитаете своих конкурентов, которые в будущем займут Ваше рабочее место?
Все говорят, что конкуренция стимулирует. Хотя это не так — она всегда разрушает. Но на мой взгляд, без конкуренции скучно.
— Вы ведете научное сообщество в институте. Расскажите о своей практике работы с талантливыми студентами
Самая большая работа заключается именно в мотивации студентов. Институтская жизнь дает большие возможности для самореализации: это может быть спорт, культура, социальная, общественная деятельность или же наука. Я прихожу к студентам и убеждаю их, что занятие наукой — это долгосрочная перспектива. А затем мы общаемся лично и выясняем способности каждого. Сейчас в нашем сообществе около 50 активных участников, и я знаю интересы каждого из них. Когда я узнаю о новых возможностях, рассказываю о них своим коллегам — нельзя назвать их подопечными. Если возможности их заинтересуют, то я буду помогать коллегам для достижения успеха.
— Бывало ли, что кто-то из участников Вашего научного сообщества становился для вас наставником?
Я не сталкивался с явным регрессивным наставничеством, о котором узнал на МШТ: прошло не так много времени, как я стал наставником. Но скажу, что мне нравятся интересы студентов, которые ко мне приходят — они ждут от меня чего-то. Я не могу их подвести и поэтому начинаю развиваться сам.
— На Ваш взгляд, кто такой наставник будущего? Какими навыками он должен обладать?
Приведу слова Германа Грефа, выступление которого я слушал на Летнем кампусе Президентской академии: «У обычного руководителя должны быть не просто soft и hard skills — должны быть еще и IT-skills». Наставник будущего ими владеет. Социальное поле расширяется и уходит в сферу информационных технологий. Наставник должен уметь ориентироваться в возрастающем объеме информации, который есть сейчас. Это поможет сделать его работу эффективнее: наставник сможет отслеживать больше показателей, наблюдать за большим количеством людей. А общие черты и личностные качества у наставника будущего не поменяются: он должен быть ответственным, мотивирующим человеком, любить свое дело и человека, которому он хочет помочь.
— Что бы Вы пожелали наставникам и их подопечным?
Как бы это парадоксально не звучало, «семь раз отмерь, один раз отрежь». Не надо бояться людей или быть высмеянным. Хороших людей, которые тебя поддержат, гораздо больше. Ищите среди них своих партнеров, коллег, никогда не замыкайтесь на себе. Развивайте себя интеллектуально, развивайте свой социальный капитал и объединяйте вокруг себя людей.
Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов