DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Сетевое взаимодействие и публичная защита проектов студентов Университета будущего

Сетевое взаимодействие и публичная защита проектов студентов Университета будущего

В течение четырех дней участники Летней молодежной школы проходили образовательную программу, погружались в ценности Университета Талантов: «лучшие знания о жизнедеятельности», «преимущества и зоны роста», «положительные практики применения себя» и «рефлексивная позиция по отношению к себе и миру». Получив достаточное количество знаний во время лекций приглашенных экспертов и координаторов Университета Талантов, а также «прокачав» свои компетенции на мастер-классах и тренингах, 22 августа участники Летней школы защищали свои проекты на выпускном квалификационном экзамене перед экспертами. 

Главный день Летней школы был посвящен обсуждению системы сопровождения талантливой молодежи, а также предложениям по заимствованию образовательных методик и улучшению сетевого взаимодействия. Общение экспертов Деловой программы прошло в виде групповой работы, где после совместного обсуждения команды высказывали свои идеи. Перед групповой дискуссией участники Стратегической сессии «Республиканская экосистема развития и сопровождения талантливой молодежи» узнали о специфике работы Университета Талантов и проектах, которые реализуются для талантливой молодежи республики.  

По словам Айдара Акмалова, исполнительного директора Университета Талантов, участники мероприятий отбираются из числа  победителей и призеров предметных олимпиад, проектных конкурсов, спортивных состязаний и предпринимательских игр. Эти события включены в Республиканский реестр конкурсных мероприятий, где каждая победа участников поощряется льготами при поступлении в вузы, грантами и стипендиями. В то же время, перечень мероприятий всегда редактируется и обновляется.  

Когда мы спрашиваем олимпиадников, что лучше: решать задачи или готовить проекты, они отвечают, что первое, как правило, проще. Учащиеся, фактически, ищут ответы на готовые вопросы, в то время как производству и предпринимателям интересны новые предложения и идеи. Поэтому проектная работа сложнее, однако более востребована в обществе. И по этой причине Университет Талантов делает акцент именно на создании новых идей и их реализации, — рассказал Айдар Акмалов.  

Другая категория молодежи — так называемые «мотивационно одаренные». Эти люди обладают стремлением проявить себя, однако, пока им не представился такой шанс. В этом случае им помогают площадки Университета Талантов, главная из которых — Молодежная школа талантов.  

Становясь студентами Университета, молодежь получает индивидуальную программу поддержки, состоящую из четырех компонентов:  

  • Модуль по персональной стратегии развития, управлению сложными проектами и формированию личного бренда
  • Модуль по развитию коммуникативных и командных навыков, которые участники развивают на событиях Университета Талантов и партнеров
  • Модуль профессиональных навыков, необходимых при определении карьерного развития студента
  • Свободный модуль, наполнение которого предлагает сам учащийся

Ключевая задача Университета Талантов – создание креативного класса, восприимчивого к инновациям и готовым предлагать свои идеи. По мнению автора понятия «креативный класс» американского экономиста Ричарда Флориды, “именно от компетенций и образованности людей зависит будущее постиндустриального мира”. Сам ученый во время своего выступления в Казани в рамках образовательного проекта MadeInKazan в 2016 году выделил три «Т», влияющих на человеческую креативность: технология, толерантность и таланты.  

Представленная Университетом Талантов программа индивидуальной поддержки создана по принципу открытого кода, который доступен для заимствования и предложений по улучшению от других образовательных, коммерческих, научных и государственных организаций. Таким образом, создается партнерская сеть, поддерживающая талантливую молодежь как в отдельных регионах, так и по всей России в целом.  

Приглашенные эксперты позитивно оценили идею сетевого взаимодействия, а также заявили о готовности заимствовать модульную систему подготовки молодежи. В свою очередь, специалисты предложили дополнить ее новыми “блоками” о Национальной технологической инициативе, которая позволит учащимся познакомиться с рынками морских, воздушных и автоматизированных транспортных средств и других сегментов экономики будущего. Федеральные эксперты согласились поддержать взаимодействие образовательных и профориентационных организаций на межрегиональном уровне материально и информационно. Представители бизнеса заявили, что могут включить участников с близкими для предприятия навыками и проектами в кадровый резерв, а также дать им площадку для профессиональных проб.  

После презентации Университета Талантов как института развития и проектирования совместных шагов по сетевому взаимодействию, эксперты Деловой программы отправились на публичную защиту проектов участников Летней школы. Одной из тем представленных работ стала экология, защита окружающей среды и переработка мусора. Другие технические проекты были связаны с медициной и безболезненным сбором биологических данных о пациентах, а также мобильными аксессуарами, заряжающими смартфоны, планшеты и ноутбуки от тепла человеческого тела. Гуманитарные и социальные проекты акцентировали внимание на профориентации и профессиях будущего, а также на возможности попробовать себя в роли экскурсоводов, инженеров, врачей и журналистов.  

После экспертизы проектов участников Летней школы эксперты поделились предложениями о прошедшей защите. По мнению инженера группы развития персонала и управления карьерой отдела кадров ПАО «Татнефть» Натальи Шмидт, проекты участников нужно было представить в ином порядке:  

- Участники находятся в разных возрастных категориях, а значит опыт и знания у них также отличаются. Например, учащиеся средних и младших классов скорее всего не смогут сказать, в чем заключается экономический эффект от изменения оборачиваемости активов, вложенных в предприятие. Участники постарше и с профильным образованием будут иметь преимущество при ответе на такой вопрос, поэтому целесообразно разделить их по возрастным категориям.  

Другие эксперты поддержали позицию Натальи Шмидт, добавив, что проекты также нужно ранжировать в зависимости от уровня их реализации. На особенности работы внутри команд обратил внимание директор ООО «Электрон-сервис» Максим Пелещак:  

- Во время некоторых защит было заметно, что в группах есть один лидер, значение которого в проекте перевешивает участие остальных. Однако, были команды, где участие распределили поровну, а энергия и заинтересованность молодежи сделала их презентации интересными и привлекательными.  

Помимо молодежных проектов, публичной экспертизе подверглись проекты наставников Летней школы. В отличие от стартапов своих подопечных, большинство из представленных работ было посвящено профильной теме наставников – образованию и профориентации. К примеру, проект «Мастер град» от наставников Университета Талантов Анастасии Лебедевой и Людмилы Журавлевой – это детская игровая площадка, созданная в виде профессионального макета Зеленодольска с предприятиями и организациями города. Молодые люди проходят небольшой лекторий, а затем проходят интерактивную программу, в которой могут оказаться в роли инженеров, спасателей, строителей. За выполненную «работу» участники получают игровые деньги, которые можно обменять на сувениры.  

Мнением о выступлениях наставников поделилась создатель платформы INRU для презентаций в формате TEDx в Санкт-Петербурге Александра Бобрецова

- Впервые я увидела проекты наставников в 2015 году. С тех пор произошел качественный скачок, поскольку теперь все понимают, что такое Университет Талантов и какова его роль в развитии творческих инициатив. Также теперь наставники ставят конкретную цель в своих проектах, больше половина из которых - уже воплотились в жизнь. В то же время, существует проблема в названии самих проектов, а также требуется качественная медийная поддержка, например, четкие и красивые фотографии. Восполнив эти недостатки, Университет Талантов может переплюнуть «Сколково» в плане узнаваемости, где проектов куда меньше.  

В заключительный день Летней школы будут подведены итоги публичной экспертизы и мы узнаем, кто из участников войдет в рейтинг «топ-100» и чьи наставнические инициативы попадут в рейтинг «топ-10». Лучшим участникам будет предложено принять участие в стажировках и экскурсиях на ведущих татарстанских предприятиях и проектных программах партнеров Университета Талантов. Лучшие наставники смогут завершить обучение в рамках курса «Управление продюсированием талантов» и получить подтверждение своей квалификации.

 

Александр Токарев,
Медиа лаборатория Университета Талантов